По количеству бездомных собак Москва лидирует среди столиц Европы. На “собачьи проблемы” город выделяет около 30 миллионов рублей в год, 13 миллионов из которых тратится на отлов и стерилизацию. Но, несмотря на это, число собак в столице растет. Сбиваясь в стаи, “шарики” и “бобики” уничтожают на окружающей территории все, что движется. Флора и фауна Москвы под угрозой истребления. Такое мнение высказывалось 21 января на пресс-конференции в агентстве “РИА - Новости”, посвященной проблеме бездомных животных.
Специалисты утверждают, что сейчас в городе обитает не один десяток тысяч бродячих собак. Назвать точную цифру никто не может – официальный учет псов не ведется.
- Бездомные собаки в Москве всегда были, - говорит Борис Самойлов, главный редактор Красной книги Москвы, заведующий лабораторией ВНИИ охраны природы, кандидат биологических наук. – Но такого взрывного роста их популяции, как сейчас, у нас не было никогда.
Самойлов рассматривает эту проблему в рамках своей работы. Ученый исследует отрицательные факторы, влияющие на живую природу Москвы, одним из которых в последние годы стали и московские дворняги.
- Бездомные собаки чувствуют себя в большом городе как в пансионате, - говорит Самойлов. – Для примера можно сравнить их положение с условиями обитания в лесах Сибири, где волкам нужно бегать полдня, чтобы поймать добычу и поесть.
Расплодившись, собаки начинают сбиваться в стаи. “Когда на улице возле магазина они просят у нас колбаску, они совершенно безобидны, - считает ученый. – Но когда те же псы сбиваются в группы, они становятся совершенно другими животными. У них появляется лидер, чаще всего агрессивный, и они превращаются в настоящих волков”.
Стаи начинают охоту, причем не с голоду, а для удовлетворения охотничьего инстинкта: “В природе это нормальное явление, - считает ученый.
Ненормально другое – собак столько, что животным просто невозможно от них спрятаться. Если не принять необходимых мер, ситуация может стать катастрофической”.
Например, взять городскую часть заповедника Лосиный остров, которая отделена от подмосковной кольцевой дорогой. Выяснится, что за кольцевой, где существуют егерские службы, обитает одна из крупнейших популяций пятнистых оленей, и природный мир там мало чем отличается от заповедника. Что же касается городской части Лосиного острова, то там нет ни оленей, ни косуль, ни ланей – все они съедены бродячими собаками.
Резкий рост собачьей популяции в Москве ученые объясняют еще и тем, что ответственность за бездомных животных в городе несет департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, который некомпетентен в сложных вопросах взаимодействия животного мира.
По словам ученого, сотрудниками жилкомхоза было придумана псевдонаучная теория, что якобы собаки сами регулируют свою численность по законам природы: “С научной точки зрения это вообще не выдерживает никакой критики. Город – искусственное образование, в природе аналогов ему не существует. Человек сам город создал и обязан регулировать, управлять, контролировать”.
Стерилизация собак, по словам ученого, это тоже не выход из сложившейся ситуации: “Самцов стерилизовать бесполезно, потому что один самец может покрыть не один десяток самок, поэтому стерилизуют самок. Проконтролировать этот процесс практически невозможно, так как заметить маленький шов после операции сложно и мало кто захочет этим заниматься. В Европе есть такая практика, но у них как таковой проблемы нет, там одна какая-нибудь собачка убежит, ее стерилизуют, и все замечательно. Приюты тоже хороши только для европейских городов – убежала там одна, вторая, третья собака, ее можно поймать и содержать в приюте, пока хозяин не найдется. А у нас тысячи собак, которые уже несколько поколений живут без хозяев. По сути, это дикое животное, адаптированное к жизни в городе. А содержание одной собаки сейчас стоит городу 60 рублей в день. 20-30 тысяч бродячих собак – непосильное бремя для столицы”.
Несмотря на то, что Борис Самойлов собак очень любит, и своя, “домашняя”, собака у него есть, он считает, что на эту проблему нужно смотреть с открытыми глазами, а не руководствоваться эмоциями.
Нужны серьезные, кардинальные меры, законодательная база, чтобы как можно мягче и безболезненней для общества и для самих собак решить эту проблему. Нужно разработать грамотную систему отлова и усыпления собак, пока не случилась трагедия: “Если что-нибудь случится, если, например, бездомные дворняги нападут на ребенка – то тогда начнут убивать всех собак подряд, на глазах у всех, что вызовет еще большие волнения в обществе, а проблему как таковую не решит. Поэтому чем раньше этим город займется, тем лучше”.
Алена КУЗНЕЦОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте