17 августа информационное агентство “Росбалт” при поддержке Института системных проектов провело брифинг на тему “Мертвые души” Москвы”. В течение трех часов участники мероприятия пытались ответить на вопрос, сколько же жителей в Москве, какой национальности, сколько из них незаконных мигрантов и до каких размеров город может вырасти в ближайшие годы. А по прикидкам, летним днем в Москве - ни много ни мало 12,5 млн. человек.
По данным последней переписи, в Москве проживают 10,407 млн. человек. Но это - по официальным данным. На самом деле большинство гастарбайтеров ни в какой переписи не участвовали и не регистрировались, предпочитая или будучи вынужденными договариваться с милицией при помощи наличных. То есть этих людей в Москве вроде и не существует. Тем не менее все эти “мертвые души” ездят на транспорте, пользуются жилищными коммуникациями. Их дети ходят в детские сады и школы, а сами они лечатся в больницах. За последние годы только в метро количество пассажиров увеличилось на два миллиона. Вывод один: для того чтобы город мог нормально функционировать, нужно рассчитывать на совсем иное количество жителей. Но вот как это сделать?
Владимир Пастухов, доктор политических наук, член Совета по вопросам управления и развития при правительстве Москвы, считает, что, конечно же, миграционная политика города “должна быть сбалансирована на почве реальности”. Ощущается растущее общественное напряжение. Именно поэтому московские власти, в прошлом году занимавшиеся в основном вопросами градостроительства, в этом году переключились на незаконных мигрантов. С точки зрения выступающего, “нелегальная миграция - абсолютное зло”. Но и бороться с ней запретительно-карательными мерами не получится. Иногда выходит так, что сама система направляет миграцию в незаконное русло. И тут, по словам Пастухова, главное в том, как государство определит свою политику - “как политику амбарного замка или как политику амбарной книги”. Ведь сейчас нет системности в борьбе с незаконной миграцией, нет органов, которые этим бы занимались. В первую очередь надо бороться с фирмами, которые организованно ввозят дешевую рабочую силу. Завершил выступление член Совета по вопросам управления и развития при правительстве Москвы утверждением, что коммунизм в отдельно взятом городе построить не получится - миграция является еще и первым показателем развития производства, поэтому с ней придется столкнуться всем крупным городам.
Дмитрий Поликанов, директор по международным и общественным связям ВЦИОМ, рассказал о том, как такой густонаселенный город справляется с национальным вопросом. Судя по последним статистическим исследованиям, межнациональная напряженность постепенно спадает. Теперь лишь 17% населения выступают за лозунг “Россия для русских”. Правда, среди молодежи от 18 до 24 лет этот процент достигает 21. Поликанов считает, что это просто элемент молодежной субкультуры, и по мере взросления излишний экстремизм уйдет.
Но в последнее время наблюдается тенденция к поляризации точек зрения на национальный вопрос, и, очевидно, это связано с выбором пути дальнейшего развития. Наибольшую неприязнь общества вызывают представители Кавказа. Их опасаются 28 - 30% процентов населения. Неприязнь эта связана в первую очередь с социокультурными факторами: кавказцы живут по своим правилам и стереотипам, замкнутой общиной, которая не интегрируется в остальное общество. Среди причин, вызывающих неприязнь, называют еще экономические факторы и угрозу терроризма.
Вообще, в Москве наблюдаются ксенофобские настроения. Притом что 85% населения Москвы русские, только 64% горожан считают, что в основном их окружают люди их же национальности.
40% россиян (а москвичей - 63%) выступают за ужесточение миграционной политики, и лишь 8% - за смягчение. Таким образом, констатировал Поликанов, в обществе выработался магистральный запрос, и нужно вплотную заняться продумыванием миграционной политики.
Сергей Смидович, первый заместитель начальника управления координации деятельности Комплекса развития научно-производственного потенциала Москвы, межрегиональных и общественных отношений правительства Москвы, попытался оценить количество незаконных мигрантов на основании количества задержанных за нарушение паспортного режима. В 2003 году задержаны были 2,2 млн. человек, в 2004-м - 998 тысяч, а за истекшие полгода - примерно 250 тысяч. Таким образом, по прикидкам, в городе около миллиона незарегистрированных приезжих, и это негативно сказывается на его бюджете. Каждый из этих людей - потребитель коммунальных услуг и должен платить за них в среднем 300 рублей в месяц. То есть город теряет около 3,6 млн. рублей в год. В сложившейся ситуации во многом виновата сама система регистрации, которая стала основанием для дискриминации граждан. Но инфраструктуры города работают в “стрессовом” состоянии, ведь, по приблизительным оценкам, летнее дневное население Москвы составляет около 12,5 млн. человек. Смидович считает, что Москва должна стремиться к сдерживанию численности, и поэтому государство должно дать больше полномочий субъектам федерации.
Полковник Виталий Крамской, заместитель начальника по делам миграции ГУВД Москвы, сказал, что в этом году в городе официально зарегистрированы 650 тысяч иностранных граждан. В прошлом году их было 420 тысяч. Незарегистрированные граждане, по его мнению, не что иное, как основа теневой экономики, ибо их не проверяют по базам данных милиции.
На вопрос, как бороться с тем, что большинство незарегистрированных мигрантов просто дают взятки милиционерам, полковник ответил: “Я знаю об этой проблеме. К сожалению, это даже не является большим секретом”. И предложил просто взяток не давать, а регистрироваться, потому что это “выгоднее”.
Марина Рахманинова, начальник отдела статистики миграции населения Управления статистики населения, рассказала о проблемах в учете мигрантов. С 2000 года в связи введением регистрации стала резко снижаться адекватность статистики. А без статистики нельзя организовать эффективную политику. Люди могут жить в Москве годами и даже честно выполнять положенные процедуры, но нет возможности отследить их многократные регистрации.
Выводы от заслушивания выступлений неутешительны. Сколько человек в Москве - неизвестно. Сколько из них нелегальных мигрантов - неизвестно. И что с этим делать - тоже.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте