“Это - социология российского еврейства”. Так известный исследователь Розалина РЫВКИНА охарактеризовала свой новый труд. Книга “Как живут евреи в России. Социологический анализ перемен” была представлена немногочисленным журналистам 13 сентября. Любопытных констатаций случилось, однако, немало. В частности, пришедшие выяснили, что обыкновенные российские евреи недолюбливают олигархов, не хотят ехать в Израиль и по-прежнему боятся антисемитизма. И еще - они вымирают.
Исследование состоялось на базе соцопроса 250 евреев-москвичей. На сомнения корреспондента “Солидарности” в репрезентативности такого опроса Розалина Рывкина ответила так: “Репрезентативности нет и в помине. Но есть одна интересная деталь, если говорить о статистической стороне”. Дело в том, что в 1995 году автором был подготовлен анализ аналогичного опроса 1000 евреев в четырех российских городах (в том числе в Москве, где проживают треть российских евреев). По мнению исследователя, интересно и важно сравнить результаты двух этих опросов - 1995 и 2004 года.
Расхождения в данных действительно примечательны, ведь за 9 лет немало воды утекло. Менялась структура экономики, политические реалии, наконец, продолжалась еврейская эмиграция (еврейское население в стране сократилось с 345 до 233 тысяч). Впрочем, у Рывкиной есть основания полагать, что эмиграция в ближайшие годы значительно уменьшится. Доля не желающих уезжать из страны выросла с 50% до 70%. Поменялись и мотивы потенциальных эмигрантов - “на смену боязни нестабильности пришла экономическая мотивация - повышение уровня жизни”.
Антисемитизм назвали главной причиной своего желания уехать всего 12% респондентов, несмотря на то, что его проявлений боятся 63%, а вероятность погромов в ближайшее время признают треть российских евреев. В чем же дело, чем объяснить развилку в цифрах? Определенная ясность наступает при знакомстве с другими показателями. Средний возраст евреев в России - 56 - 57 лет (в 1995 году - 53 года). Как выразилась Рывкина, это “нерожающее население, умирающая популяция. Сравнения общего экономического положения евреев с положением русских мы не проводили, но можно предположить, что представление об общем процветании этой группы - следствие переноса на всех евреев олигархического образа. Может быть, в среднем они живут даже хуже русских”.
Розалина Рывкина явно стремилась делить свои высказывания на обобщающие результаты опроса и на, так сказать, экспертные комментарии или “мысли вслух”. Среди последних были и такие: “Неприязнь вызывают не евреи, а богатые, олигархи. А так как в олигархической прослойке доля евреев чрезвычайно высока, то создается впечатление, что в России не любят евреев, потому что они - богатые”. Но и сами евреи не жалуют своих преуспевающих единородцев: 41% (в 1995 - 10%) опрошенных считают, что евреи оказывают слишком большое влияние на российскую экономику, и 24% так же оценили их влияние на политику страны. Вроде бы, как покажется рядовому обывателю, евреи как раз должны быть довольны успехами своего народа. Но Рывкина так отозвалась о вопросах национальной психологии: “Евреи всегда недовольны, когда их собратья оказываются наверху. Чем больше их на виду - тем большую силу набирает антисемитизм”. “Корпоративной солидарности среди российских евреев нет, работают только дружеские связи”, - добавила ученый.
Из занятных результатов, почерпнутых уже не на презентации, а из самой книги, отметим следующие. Возрос уровень личного карьеризма и снизился уровень, условно говоря, национальных амбиций. Об этом свидетельствует рост числа тех, кто хочет продвинуться по службе, занять более высокий пост, и уменьшение в 1,3 раза доли считающих, что евреи должны занимать высокие посты во властных структурах и бизнесе.
Российские евреи работают, в основном, в сфере культуры, искусства и СМИ, высшего образования и науки. Занимают руководящие должности (34%) или работают специалистами (41%). Работа нравится подавляющему большинству (92%), потерять ее опасаются лишь треть респондентов.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте