Top.Mail.Ru
Общество

Выпускники вузов будут бороться с “дедовщиной”

Военные кафедры попали под сокращение

Собственное заявление об окончании военной реформы не помешало министру обороны Сергею ИВАНОВУ на днях объявить о грядущих изменениях в подготовке военных специалистов гражданскими вузами. Начинается борьба с одной из главных приманок высшего образования - чересчур расплодившимися, по мнению чиновника, военными кафедрами. Директор Института политического и военного анализа Александр ШАРАВИН на пресс-конференции 15 сентября этот шаг поддержал, хотя и назвал его “запоздавшим”.

229 военных кафедр ежегодно выпускают 52 тысячи офицеров запаса. Это гораздо больше, чем во времена Советского Союза, возмущался Александр Шаравин. “Шаги, предпринимаемые Минобороны, к сожалению, оцениваются отрицательно большинством, но, хочу сказать, направление, избранное Минобороны в вопросе подготовки офицеров запаса - абсолютно верное”. Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях, блеснул образным языком бывший военный.

Сокращение числа военных кафедр к 2008 году - мера обоснованная, офицеров запаса в стране избыток. Причем никто не выгонит тех, кто уже учится на военной кафедре. Просто офицеров-преподавателей будут постепенно увольнять, новых студентов не принимая, а старых можно и меньшими силами доучить. Таким образом, предполагается оставить военное образование лишь в 68 вузах. Их могло бы быть и гораздо меньше, считает Шаравин, потому что сегодня под угрозой сокращения большое число высших военных учебных заведений, а выбор идет между ними и военными кафедрами. Денег на всех не хватит. “Но трудно представить, что в гражданском вузе будет хорошо подготовлен общевойсковой командир или танкист. И понятно, почему часть вузов сохранила кафедры - ректоры этих вузов имеют очень большие лоббистские возможности, там учатся дети влиятельных родителей”.

Более того, продолжал высказывать претензии эксперт, предлагается внедрять два варианта подготовки: военно-учебные центры и военные кафедры. Шаравину непонятен критерий, по которому центры и кафедры будут “распределяться” между вузами. “Мы делим студентов на две категории: после центров нужно обязательно служить три года офицерами по контракту, а после военных кафедр - не нужно”. И куда же родители предпочтут отдать своих детей, риторически вопросил Шаравин.

Впрочем, планы Минобороны будут еще меняться и уточняться, уверен эксперт. Еще предстоят изменения в законодательной базе, ведь появятся новые статьи расходов: студентам, которые будут обучаться в военно-учебных центрах, обещана стипендия, в 4 - 5 раз превышающая обычную.

В любом случае, студентов-очников отсрочки не лишат. По крайней мере, Шаравин очень на это надеется. Он также добавил, что увеличение возраста призыва до 21 года - лучшее решение проблемы. В армии нужны более психологически устойчивые люди, чем восемнадцатилетние ребята. Тогда и вопрос об отсрочках для студентов отпадет (Шаравин, видимо, не встречал студентов старше 21 года). В целом, ситуацией с отсрочками эксперт крайне недоволен: “Более двадцати причин для отсрочки службы - абсурд. В бундесвере ежегодно всего пять-семь особо одаренных детей получают отсрочку. А у нас целая дивизия таких гениев”.

После этого разговор зашел о глобальном. Сегодня ни правящая, ни оппозиционная элиты не знают, что делать с силовым сектором, критиковал политиков Шаравин. “Все сводят к вопросу, иметь ли нам призывную армию или контрактную”. Нужно коренное обновление институтов на месте обломков советской армии. Претензий у Шаравина к силовикам нет, претензии только к власти, которая не может выработать работоспособную стратегию развития Вооруженных сил. “При этом у нас приличный военный бюджет, главное в том, чтобы потратить эти деньги эффективно. Бюджет примерно такой же, как во Франции. В пересчете - 50 - 60 млрд. долларов. Абсолютные цифры в тех же долларах не показательны - патроны и остальное вооружение достаются армии дешевле, чем американцам или французам, сюда же питание, другие скрытые статьи бюджета. Нам под силу содержать 700 - 800 тысяч военных, и для обороноспособности страны этого вполне достаточно”.

Касаясь же наиболее волнующего политиков вопроса, Шаравин рассказал, что в половине стран Евросоюза армии комплектуются по смешанному принципу. И это небедные страны: Германия, Австрия, скандинавские государства. “Они считают, что армия для человека - школа гражданского воспитания. Это связь между обществом и армией. Один генерал бундесвера мне пояснил, что контрактной армией они уже научены: в период Веймарской республики такая армия всю страну залила кровью”. Кроме того, те государства, которые предпочли полностью контрактную армию, не имеют реальных угроз. Например, Америка или Великобритания. Это не континентальные государства. Контрактные войска для подобных государств - это экспедиционные силы. А у нас очень беспокойный дальневосточный сосед, подчеркнул Шаравин.

Корреспондент “Солидарности” поинтересовался у эксперта, способен ли приток офицеров, вчерашних студентов, повлиять на неуставные отношения?

- Конечно, способен. Когда я был лейтенантом, у нас было много ребят, окончивших вуз, они приходили служить на год. Это была главная опора. Они нормализовали обстановку, они уже не мальчики, их уже не заставишь туалет драить.

Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика