Top.Mail.Ru
Общество

Культурный протест

“Нужна ли культура власти?” Такой вопрос задали эксперты
в области культуры, собравшиеся 21 сентября на “круглый стол” в Московском доме общественных организаций. И были практически единодушны: если судить по действиям реформаторов из экономических ведомств, то, скорее всего, не нужна.

НЕДОВОЛЬСТВО РЕФОРМОЙ


Русский язык многозначен, а потому тему “круглого стола” можно понимать двояко: или власть нуждается в культуре как в отдельной сфере, или культурна ли у нас сама власть. Ответом на первую интерпретацию вопроса, по мнению экспертов - руководителей учреждений культуры, можно считать бюджетную реформу и реорганизацию - “оптимизацию путем сокращения”. Что касается культуры самой власти, то эксперты отметили “деградацию чиновничьего аппарата”, по крайней мере в области управления культурой.

“10 замечаний о бюджетной и административной реформе” выдвинул в докладе, повторяющем название “круглого стола”, замдиректора Государственного института языкознания Александр Рубинштейн. Непопулярная, но “совершенно необходимая” реформа стала визитной карточкой представителей власти. Не касаясь необходимости преобразований в других сферах, докладчик негативно оценил реформы в области культуры. “Возникает даже ощущение, что принимаемые законы и нормативные акты обращены против гуманитарного сектора. Как будто общество сознательно стремится избавиться от важнейшего ресурса России, от ее интеллектуального потенциала”, - заявил Рубинштейн. Если опустить все красивые фразы и ссылки на немецких и французских философов, то претензии можно свести к двум основным: к реформе бюджетных учреждении, которая изменяет их статус, степень самостоятельности и схему финансирования, а также к недостатку средств.

ГОСУДАРСТВО ОТДЕЛЬНО, КУЛЬТУРА ОТДЕЛЬНО

Реорганизация бюджетных учреждений - болезненный вопрос не только для культуры, но и для сферы образования и здравоохранения. Закон о реорганизации учреждений образования в автономные учреждения (АУ) и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (АНО) уже давно вызывает возражения и профсоюзов, и представителей руководства - союза ректоров, союза директоров ссузов - и рядовых работников. Руководители учреждений культуры отметили, что, даже сохранив статус бюджетных учреждений, организации культуры окажутся не в лучшем положении. (Собственно, как и учреждения образования и здравоохранения.) Финансирование будет полностью в руках чиновников, а возможными доходами со стороны бюджетные учреждения распоряжаться не смогут, даже если средств не будет хватать на оплату аренды и текущую деятельность.

Это можно сравнить с положением связанного по рукам человека: двигаться не получится, кормить будут только с ложечки, причем столько, насколько хватит доброй воли реформаторов. Скорее всего, по чуть-чуть, чтобы только не загнуться. Самое неожиданное при этом - создание якобы рыночной конкуренции за госзаказ между разными типами некоммерческих организаций - бюджетными, АУ и АНО. Первые полностью лишатся хозяйственной самостоятельности, остальные - гарантий на финансирование. “Меньше бюджетных обязательств - больше свободы в использовании средств” - общая логика реорганизации. Это значит, что в благополучных регионах, вероятно, АУ и АНО как-то еще сумеют работать, и возможно, даже успешней, чем бюджетные организации. Ведь к внебюджетным доходам, полученным по коммерческим проектам и от спонсоров, они смогут получать еще и госзаказ. Бюджетным же организациям в таких условиях останется только завидовать остальным, стремиться к новому статусу (что зависит отнюдь не от них) или тихо доживать свой век. Ни о каком развитии культуры в рамках таких бюджетных учреждений и речи быть не может. А в бедных - дотационных - регионах, скоре всего, превращение учреждений культуры в АУ и АНО - путь к банкротству и приватизации, то есть к выводу их имущества из сферы культуры.

Видимо, взяв на вооружение принцип “разделяй и властвуй”, чиновники стараются “развести” и поставить учреждения, бывшие частью одной системы, в сильно разнящиеся условия. Усиливается неравенство по регионам, по статусу. У разных типов организаций будут и разные запросы в отношении государства, разные требования, интересы.

Почувствовав в схеме “реорганизации” что-то неладное, театральные деятели уже обратились в правительство. И уже смогли с ним договориться. Результат Александр Рубинштейн назвал “компромиссом Грефа”. Так что театры окажутся в исключительных условиях, хотя не факт, что в исключительно хороших. Возможно, “повезет” еще и кино с телевидением. Не так давно на заседании правительства выступал Никита Михалков, выговаривая для кино особое положение. Скорее всего, сильные защитники найдутся и у телевидения. В общем, деятели культуры спасаются по отдельности, кто как может. По словам директора Политехнического музея Гургена Григоряна, с обращениями выступал и Союз музеев России. Но музейные работники показали себя не такими уж сильными лоббистами. В самое же бедственное положение могут попасть библиотеки. В общем, там, где и так неплохо, так и останется или может стать лучше, а слабых, получается, можно и добить.

ЭФФЕКТИВНАЯ КУЛЬТУРА

В результате затевающихся преобразований мы должны, по идее, получить “эффективную культуру”. Вопрос, как измерять успешность в сфере культуры, вызвал на “круглом столе” едва ли не единственную дискуссию между деятелями культуры и экономистами. К согласию так и не пришли - слишком разные точки зрения. Глядя со стороны, теоретически можно согласиться с возможностью измерить, как учреждение культуры влияет на развитие культурного туризма в регионе, но - только теоретически. Вряд ли у чиновников, спешащих скорее провести реформы, пока их еще не перевели на новую должность, хватит сил и терпения на хотя бы один долговременный эксперимент, на то, чтобы дождаться его результатов. Ну... и убедиться в том, что большинству - от лауреатов нобелевских премий до обычных работников культуры - и так понятно. А именно, что инвестиции в людей - в их образование, здоровье, культуру - всегда ведут к положительным изменениям. Правда, не сразу.

Так что пока чиновники, видимо, останутся при своем мнении и будут реформировать и дальше: внедрять “бюджетирование”, проектное или подушевое финансирование - что там им покажется экономнее. Ну, если, конечно, их не переубедят работники культуры - письмами, выступлениями в прессе, коллективными действиями.

Александра ПЕТРОВА


КОММЕНТАРИИ:

Любовь НЕФЕДЕНКО, председатель профсоюза работников культуры Владимирской области:


- Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение учреждений культуры во Владимирской области?

- Пока положение нормальное. Долгов по заработной плате нет. Зарплата выплачивается, причем на фоне, например, Ивановской или Костромской областей она не самая низкая - есть губернаторские надбавки. Хотя понятно, что даже с ними средняя зарплата работников культуры далеко не дотягивает до средней в промышленности. Меня поражает цинизм министра Зурабова, для которого и МРОТ - условная единица. А для кого-то, например, для сотрудников ковровского музея, - это реальная зарплата.

Если же говорить про ожидаемую реформу в связи с изменениями закона № 131 о местном самоуправлении, то волнения есть. Уже 16 октября пройдут выборы в органы местного самоуправления по новому закону. С 1995 года 98% учреждений культуры в области - муниципальные. Тогда по постановлению правительства все бюджетные учреждения были разделены на федеральные, региональные и муниципальные. С тех пор мы потеряли почти всю киносеть - из двух тысяч киномехаников работают только сто. С 1995 года на четверть со-
кратилось число библиотек, на треть - клубов, в том числе тех, которые были раньше профсоюзными, но были переданы муниципалитетам. С муниципалитетами и сейчас работать сложно - не везде муниципальное руководство считает, что культура им нужна. А после введения нового закона можно ожидать дальнейшего сокращения числа учреждений культуры в том, что по закону теперь называется “поселениями”. Это новый термин такой - вот Суздаль теперь определяется как “поселение”. Соответственно, это означает, что люди потеряют работу, которая для них очень значима даже при маленькой зарплате. А восстановить закрытые музеи или библиотеки уже не получится.

- Будет ли в области забастовка в рамках всероссийской акции бюджетников 12 октября?

- Забастовка в прошлом году была в очень немногих учреждениях культуры. Как будет бастовать единственный библиотекарь в маленьком городке - человек, которого практически все знают? Вот они и не бастуют. Так что работники культуры области будут принимать участие в шествии бюджетников во Владимире и в нескольких пикетах по области.


Валентина КУРАЕВА, председатель профсоюза работников культуры Костромской области

- Как бы вы охарактеризовали положение работников культуры в Костромской области?

- Средняя зарплата у нас самая низкая - 3200 рублей. Даже
в других отраслях бюджетной сферы она выше. Задолженности официально вроде бы нет, но зарплату задерживают, правда, ненадолго. Систематически это происходит в цирке - он находится на федеральном финансировании.

- Что можно сказать о положении учреждений культуры в области в связи с идущими реформами?

- Ситуацию комментировать очень трудно. В Костромской области прошла административная реформа, прошли выборы по новым правилам, и мы сейчас ждем, что будет. Если судить по уже случившимся отдельным преобразованиям, то ожидать хорошего не приходится. Например, сложная ситуация с “объединенным музеем”. Имущество Ипатьевского историко-архитектурного музея было передано епархии, а сам музей - преобразован, то есть объединен с художественным музеем. Ни помещения, ни штатного расписания - ничего нет. Что будет, неизвестно. Тут нужно серьезно разбираться: Костромская область - одна из экспериментальных площадок, так просто сразу всего не расскажешь. Проблем много, и не только в сфере культуры, а вообще с бюджетными учреждениями.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика