“ЗИЛ”, первенец отечественной автомобильной промышленности, в следующем году празднует 90-летие. Завод переживает не лучшие времена. Весной инспекция по охране труда обнаружила серьезные нарушения, связанные с техникой безопасности и ветшанием зданий (см. “Солидарность” № 35, “Охрана труда в межведомственном контексте”). Корреспондент “Солидарности” побывала на предприятии, где от представителей профкома узнала о ситуации на заводе сегодня, а также о программе реорганизации “ЗИЛа”, предложенной правительством Москвы.
ИТОГИ “НЕУМЕЛОЙ” ПРИВАТИЗАЦИИ
Говорить о реформе, которую правительство никогда не проводило, возможно, бессмысленно. Но почему-то получается, что за отсутствием единого плана проводимых государством преобразований видно, как на совершенно разных предприятиях наблюдаются схожая последовательность действий. Идет приватизация, после которой обнаруживается, что предприятие собственникам не нужно. Приходят новые. Начинаются не всегда успешные попытки восстановить производство. А затем обнаруживается, что восстановление если и возможно, то только ценой жесточайшего сокращения... Ведь в прежних размерах производство не нужно даже новым “прогрессивным” собственникам, пришедшим на смену “разрушителям”...\
План реструктуризации старейшего автомобильного предприятия АМО “ЗИЛ” уже на протяжении нескольких лет регулярно, каждые три месяца, обсуждается московским правительством и как-то до боли напоминает такую схему. Почему так получилось?
По словам председателя профкома завода Леонида Пчелина, “ЗИЛ” - это город в городе. Раньше тут работали более 70 тысяч человек. Сейчас - около 12,5. В советские времена, до 1991 года, завод выпускал до двухсот тысяч автомобилей в год. После распада плановой экономики и “перехода на рыночные рельсы” наступил период упадка. Контрольный пакет акций скупила компания ОАО “Микродин”. Пришла новая команда менеджмента - молодых бизнесменов, которых “ЗИЛ” как автомобильный завод не интересовал. Собственно говоря, он на некоторое время и перестал быть таковым. Многочисленные корпуса, цеха были использованы под склады, под торговлю, непрофильную деятельность. И в 1995 году правительство Москвы во главе с Юрием Лужковым выкупило контрольный пакте акций - 53%. По мнению представителей профкома, можно считать, что с тех пор завод возродился. В 2002 году на завод пришла следующая команда управленцев, сформированная правительством Москвы. Они, собственно, и выдвигают программу реструктуризации предприятия.
Цель реорганизации - выпуск конкурентоспособной продукции. В советское время проблема сбыта завод не беспокоила: основную массу - порядка 80 тысяч автомобилей в год - забирали на нужды армии и около 70 тысяч - на народное хозяйство. Такие объемы выпуска продукции в настоящее время оказались ненужными: армия перестала закупать “ЗИЛы”, сельское хозяйство оказалось не в состоянии обновлять технику. С 2002 года на заводе была поставлена задача: расширить сеть сбыта и организовать сборку продукции под конкретный заказ. Возникла и необходимость искать более платежеспособных, чем сельское хозяйство, покупателей.
“МОДЕРНИЗАЦИЯ” ПРОИЗВОДСТВА
По концепции реструктуризации до 2010 года на заводе предполагается создать современное автомобильное производство с новым парком автомобилей, включая спецтехнику, пожарные машины, эвакуаторы, автобусы, реанимобили. Реорганизация должна проходить в три этапа. Первый этап - частичный вывод связанного с горячими цехами производства - литейного, кузнечного, гальванопокрытия. На заводе должны остаться только штамповочное, сварочное, окрасочное и сборочное производства. А занимаемая заводом площадь сократится к концу 2010 года с 340 до 70 га. Ведь земля в Москве, кажется, едва ли не самая большая ценность.
Помимо избавления от вредных производств “ЗИЛ” освободится и от некоторых объектов. В частности - от своей ТЭЦ. “По концепции реструктуризации ТЭЦ должна быть выведена в дочернее предприятие, потому что ее мощности значительно перекрывают наши производственные потребности”, - рассказывает Леонид Пчелин. Понятно, ведь и численность работников, и объемы производства на заводе за пятнадцать лет уменьшатся в десять раз. А ТЭЦ будет давать тепло и городу. Городу будет передан и недостроенный комплекс доочистки сточных вод. “Нам для 16 - 17% производственных мощностей, от того, что было в советское время, много не нужно”, - комментирует Пчелин.
Вредные производства, в том числе литейное, на котором в начале этого года было обнаружены серьезные нарушения в охране труда, будут выведены в “дочерние предприятия” “ЗИЛа”. Это агрегатные заводы в Смоленске, Рязани, Пензе, Петровский завод запчастей. На всех этих предприятиях мощности не загружены - это у них общая с “ЗИЛом” и вообще с российской промышленностью проблема. На работах там предполагается использовать местное население. Что ж, наверное, надо порадоваться за эти провинциальные заводы. Хотя понятно, что для того, чтобы купленные у них и привезенные в Москву детали не стали более дорогими, скорее всего, там придется меньше платить за труд. Сейчас и на “ЗИЛе” средняя зарплата составляет 9 - 10 тысяч рублей, причем это с учетом зарплаты директора и, подозреваю, без учета бесплатного труда военнослужащих. И об увеличении оплаты труда, тем более на провинциальных предприятиях, врядли пойдет речь.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ “БЕЗ СОКРАЩЕНИЯ”
По словам Леонида Пчелина, для профкома очень важно, что реорганизация “не предусматривает массового сокращения людей”. И даже более того. Если верить словам гендиректора завода Константина Лаптева, произнесенным на заседании правительства Москвы, предполагается привлечение дополнительных квалифицированных рабочих кадров. “На заводе и сейчас не хватает рабочей силы. Ведь за последние лет десять у нас невероятно упал престиж рабочей профессии. Молодежь к нам практически не идет”, - говорит председатель профкома.
Как же это сочетается - сокращение площадей завода и вывод цехов при сохранении рабочих мест? Неувязка какая-то получается. Но председатель профкома столь же уверенно продолжает: “В настоящее время, это ни для кого не секрет, на заводе есть и иностранная рабочая сила - в основном молдаване и украинцы. Привлекаются и строительные воинские части. А по концепции мы просто отказываемся от иностранной рабочей силы и будем привлекать только жителей города”.
Ладно, с военнослужащими понятно - их бесплатный и фактически рабский труд на “ЗИЛе” использоваться не будет. Это позитивная тенденция. Ведь мы пока проявляем лицемерие: осуждаем использование бесплатного труда военнослужащих на “Кока-коле” или строительстве генеральских дач и закрываем глаза на то, что он используется на предприятии, собственником которого более чем наполовину является московское правительство.
Но как быть с приезжими работниками? На мой вопрос о том, как завод будет освобождаться от иностранных рабочих, председатель профкома отвечает: “Будем ликвидировать производство, а они вернутся к себе в Молдавию. После реструктуризации на заводе останется порядка 8 тысяч работников”. Понятно. Ведь “самое главное для профсоюза - сохранение рабочих мест”. Правда, 8 тысяч существенно меньше 12-ти с половиной, так что сохранением всего количества мест тут и не пахнет.
Молдаванам пока приходится предоставлять общежития. По словам Пчелина, “если будет проведена реструктуризация завода и мы освободимся от иностранной рабочей силы, то сможем отдать наши общежития на улучшение жилищных условий очередников” - тех, которые отработали на заводе по 10 - 40 лет. Спрашиваю: “А как вы будете привлекать на завод молодых специалистов, рабочих, если не сможете им предложить даже места в общежитии?” И в ответ слышу: “Ну, вы знаете, есть разные способы привлечения работников. В первую очередь - это престиж рабочей профессии”. В чем должен выражаться этот пресловутый “престиж” и как он может появиться без достойных условий оплаты и жизни работников, я так и не поняла.
Александра ПЕТРОВА
КОММЕНТАРИЙ:
Галина НЕСТЕРОВА, председатель профсоюза работников автосельхозмаша г. Москвы:
- В августе состоялось заседание московского правительства, где была одобрена концепция реструктуризации, реформирования АМО “ЗИЛ”. Были замечания со стороны отдельных членов правительства, так что проект нужно было дорабатывать. На сегодня, по-моему, концепция еще не подписана. Но не в этом суть дела.
На заводе из-за нехватки оборотных средств и невыполнения бизнес-плана складывается очень сложная ситуация. К настоящему времени работники “ЗИЛа” получили зарплату только за половину августа. Зарплата за сентябрь, октябрь и половину августа еще не выплачена. А огромная площадь, социальная сфера и инфраструктура - все это требует огромных средств. И налоги на землю большие. Все эти расходы просто не дают “ЗИЛу” выжить.
Московское правительство является главным акционером “ЗИЛа”, поэтому оно заинтересовано в его успешности. И предложенная им концепция развития завода предусматривает не сокращение рабочих мест, а наоборот - наращивание. Нас устраивает, если рабочие места будут сохранены.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте