Эта любовь саркастична, часто печальна, иногда полупорнографична, почти всегда трогательна. В основном пластилиновая или рисованная, но бывает и кукольной. “Новая британская любовь” - это название фестиваля британской анимации, прошедшего в феврале в Москве, в Центральном доме предпринимателя.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ МУЛЬТИКИ
Как и положено, фестиваль с таким названием был открыт в день Святого Валентина. Британские мультики, весьма популярные в мире благодаря разнообразию тем и техники, были не так уж и востребованы в России. Соотечественники, сохраняя полную уверенность в том, что на ниве мультипликации Россию мало кто может обойти, были больше знакомы с творчеством американских или японских аниматоров. Ситуация изменилась в прошлом году, когда в Москве, Екатеринбурге и Волгограде прошел первый фестиваль британской анимации. Мультипликационные ленты, ориентированные на взрослых, а не на детей, понравились россиянам, и на первом фестивале был аншлаг.
Оглянувшись на прошлогодний успех, Британский совет (международная организация, работающая в России как отдел культуры посольства Великобритании и имеющая 15 офисов в нашей стране) совместно с Центральным домом предпринимателя в этом году решила представить на суд зрителя более 50 мультиков. Они разнообразны как по теме, так и по технике: среди рисованных, пластилиновых, компьютерных и кукольных фильмов есть ленты, выполненные в виде видеоколлажа или совмещающие видеосюжет и мультипликацию.
Первое впечатление от начавшегося фестиваля? Морской берег, на котором лежит обнаженная девушка. Причем отчетливо обнаженная - уж это-то видно во всех деталях. Лола, как услужливо поясняет автор. Естественно, прелести Лолы не могли остаться незамеченными - тут же из моря возникает жених, который делом подтверждает свои намерения. Потом Лола полюбила другого, но у того уже есть возлюбленная по имени Элизабет, ревнивая до безумия. В трехминутной ленте “Суженая” режиссер Моника Фросберг умудрилась вместить столько любовных драм и кровавых разборок, что их с лихвой хватило бы на целую мыльную оперу. Но событий любовных и даже с избытком человеческих и понятных. Однако это было лишь начало.
СЪЕШЬ МЕНЯ
По городу ходит голодный кролик. Его глаза, отличающиеся от человеческих только краснотой, с тоской глядят в окна. Тускло, сыро, промозгло... А в каждом окне кролики едят морковку - держат за хвостик, обсасывают, обгрызают, выхватывают проворными лапами из нарядной посуды и с жадностью поглощают. Для нашего же героя места в этом мире нет. В теплый уют чужих кухонь и столовых его не зовут, и заплесневевшую морковку из мусорных баков он пока еще есть не может. Тоскливо глядит на нее и не может преодолеть брезгливость...
А есть у кролика лишь большой угрюмый дом, звенящий пустотой холодильник и неведомый поклонник. Поклонник очарован красотой кролика и ходит за ним по пятам, мелькает под окнами и присылает сумасшедшие записки, типа “Съешь меня”. В конверте переливается мечта - золотистые кружки моркови. И жутко, и... вкусно. Кролик смотрит на улицу в окно - под промозглым ветром стоит ОН, поклонник. Шевелятся капустные листья на голове, рука-морковка ампутирована до локтя. На лице отчаяние и немое обожание. “Найди меня” - во втором письме. Капустные листья выстилают путь - просто мальчик-с-пальчик. Но мальчик-с-пальчик не жертвовал своей плотью для таких любовных игр. Слежка, парк, оголенная кочерыжка головы, выросшая из тени. Так в классических триллерах детектив находит маньяка, чтобы затем победить его в нечеловеческой схватке. Но не в “Поклоннике”: один прыжок - и голова оказывается внутри кролика. Сыщик нашел жертву.
Такой вот затейливый любовный мультик режиссера Лоррейна Ходжкинсона, навеянный, судя по всему, недавним скандалом с каннибализмом в Германии. В любом случае, именно эти глаза - красные глаза преследуемого или убийцы, как уж вам будет угодно, - стали символом фестиваля.
ОДИНОКАЯ ЛЮБОВЬ
Мультипликационная любовь на этом фестивале сложна и часто немного трагична. Маленькие девочки влюбляются в зайцев внутри игровых автоматов... Затюканные мужья втихаря выращивают овощи и дружат с ними... Волшебная деревянная нога ревнует свою хозяйку к жениху... И выясняется, что можно даже по Интернету заказать себе объект любви.
Мультики - о любви невозможной, любви как единственном спасении от одиночества, любви от безысходности. Иногда - о любви к самому себе. Герой съедает в пустыне волшебное яблоко и при помощи гадания на замученной ромашке успевает пережить целую драму любовных страданий: “любит - не любит” (реж. Питер Лорд, “Любит - не любит”). С попытками самоубийства, распеванием дурацких песенок и попаданием в ад при последнем “не любит”. Что ж, во времена, когда ты обязан любить себя, это справедливая расплата.
Но чаще - о любви к кому-то невозможному. Если Адаму, освоившему Землю и затосковавшему в одиночестве, шаловливый создатель подарил пингвина вместо Евы (мультфильм “Адам” Питера Лорда), и тому осталось лишь смиренно радоваться, то герою фильма “Любовное гнездышко” (реж. Шелли Уэйн) его птица нравится. Он искренне в нее влюблен, ревниво заточил ее в клетке. Всячески оберегает от возможности общения с представителями ее породы, создав любимой пташке классический сераль с зарешеченными окнами. Однажды, услышав голос соперника, он случайно отрезает себе палец. Птица же, накормленная ягодами, выросшими из отрубленного пальца, неожиданно преображается во вполне модернизированный вариант гарпии: женственную и округлую самочку. Она готова, обняв любимого, день и ночь порхать с ним под потолком. Счастье пары не имеет предела - они даже начали собирать материал для строительства своего гнезда. Но однажды все изменилась. Ревнивец сам проснулся в клетке, а его любовь упорхнула к тому самому самцу, от общения с которым он ее и пытался уберечь.
ЛЮБОВЬ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ
Великобритания - родина антиутопии. И антиутопические традиции можно проследить и в произведениях, продемонстрированных на “Новой британской любви”. То в мультфильме “Протест” (реж. Эойн Кларк) группа аморфных существ неожиданно начинает нарушать порядок и ходить против регламентированных направлений. То в ленте “Жо-жо и звезды” (реж. Марк Краст) среди одинаковых, округло-ушастеньких жителей, заселяющих бесконечно высокое стекло - бетонное здание, находится один чудак. Он, в принципе, мало отличается от своих трогательно-наивных и хором охающих собратьев, но вечно умудряется задуматься и споткнуться во время унисонно-тушканчиковых прыжков остальных. Чудаки в этом мире редкость - всех непохожих давно собрали в цирке уродов, и посмотреть на такую диковинку ходят всем миром, одновременно зажмуривая глаза и ахая в один голос. Только наш герой, внешне такой же, как и все жители, вдруг влюбляется в Жо-жо, звезду цирка, парящую под куполом. Светлая, с крылышками, она очень похожа на ангела и потому по определению стала уродом.
Попытка освободить возлюбленную из заточения в цирке оказалась неудачной. Попытка убежать с помощью ее крыльев тоже невозможна - у Жо-жо не хватило сил удержать возлюбленного, и он падает в бездну. Но спустя десять лет в цирк вползает новый урод. Его принимают на работу, и Жо-жо, прикованная в соседней камере на цепь, узнает свою любовь. Пусть сквозь решетку, но влюбленные воссоединились.
Так что вот она какая, эта новая британская любовь: оппозиционная, счастливая и не очень, платоническая и плотская, одинокая и эскапистская, непонятная, смешная и вечная. Такая же, как и русская. Она вообще везде одинаковая...
Полина САМОЙЛОВА
На фото - кадр из фильма "Любовное гнездышко"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте