В России трудовые династии не редкость, а во врачебной практике - скорее закономерность: на всю страну известны фамилии хирургов Заплаткиных, Ваксманов и многих других. В городе Кинешма Ивановской области есть своя династия врачей. Хирург и акушер-гинеколог - Николай и Муза КРЫЛОВЫ. Он прошел войну и стал одним из самых известных врачей области. Она спасла жизни сотням детей и их матерей.
ЗНАКОМСТВО
Познакомился я с Николаем Федоровичем и Музой Константиновной Крыловыми не сразу. Сначала я заглянул в Кинешемский исторический музей, где после вопроса о династиях города сразу же ответили: “Крыловы!”
Узнав адрес и договорившись о встрече, поехал к ним. Дверь открыл классический, прямо как из рассказов Чехова, врач - интеллигент с добрыми и чуть усталыми глазами. Комнаты в квартире Крыловых увешаны картинами и фотографиями, в центре стоит фортепьяно.
- Это Николай Федорович играет, он вообще хороший пианист, в свое время участвовал во всех любительских концертах. Кроме того, он еще и книгу пишет о своей жизни и меня сподвиг на это, - говорит Муза Константиновна, только что освободившаяся после очередного звонка из родильного дома. И поясняет: - Давно уже сама не практикую, а люди звонят и звонят - приходится иногда то по телефону, то в больницу приходить и давать консультации при особо сложных родах.
- Не перехваливай, - смущенно прерывает ее Николай Федорович, - давай перейдем к тому, за чем молодой человек пришел.
НИКОЛАЙ КРЫЛОВ
Династия Крыловых началась с Федора Порфирьевича Крылова (отца Николая Федоровича), который с детства мечтал врачом. Шел к этому долго и все же закончил в 1898 г. Московский государственный университет. Затем по распределению стал земским врачом Вятской области. Но корни дали о себе знать, и в 1900 г. он вернулся в родной город как фабричный врач. В 1912 г. Федор Порфирьевич стал земским врачом, в 1914-м уже заведовал поликлиникой - до 1954 г.
Очевидно, любовь к медицине от отца передалась его детям: все трое сыновей стали врачами.
Николай Федорович, младший из Крыловых, сначала хотел стать физиком. Но, проучившись в МГУ на первом курсе, понял, что это “не его”, и перевелся на медицинский факультет, хотя любовь к математике и физике у него осталась на всю жизнь. Но доучиться ему не дала Великая Отечественная война, на которую его забрали с первого курса - санитаром.
- Очень тяжело нам было в первые годы войны, - рассказывает Николай Федорович, - квалифицированной помощи не хватало, приходилось и операции в землянках делать, и бойцов с передовой выносить на себе, а уж о переливании крови и говорить не приходилось. Зачастую перевязывать даже нечем было.
Во время войны Николай Крылов был награжден орденом Красного знамени и медалью “За отвагу”. А одна из наград так и не нашла героя...
- Помню, сидим мы с ребятами где-то под Берлином в лесочке, на опушке, отдыхаем. И тут мне приспичило отойти, как вдруг слышу - из-под кучи хвороста голоса раздаются, прислушался - на немецком говорят. Я дружка позвал, он кричит: “Хендэ хох”, и очередь даем из автомата. Они и вылезли, оказалось - солдат и офицер... Меня обещали к награде представить, да так и не нашла она меня.
Любовь к музыке чуть не стоила Николаю Федоровичу жизни.
- В Берлине отбили у немцев дом, а там рояль, ребята и говорят: “Давай, Коль сыграй что-нибудь!” Я сел за рояль, начал наигрывать какой-то вальс... Вдруг взрыв - и осколок фугаски прилетает прямо в рояль! Я, конечно, от рояля в сторону, ребята залегли. Видимо, фрицам не понравилось, что во время войны музыка играет, и играют ее победители. К счастью, тогда обошлось без жертв.
Война закончилась, и Крылов продолжил обучение в МГУ: решение стать хирургом только усилилось после войны, “хотелось помогать людям”.
Старший брат, Федор Федорович, тоже окончил медицинский институт. Но как ни хотел стать хирургом, практически всю свою жизнь был земским врачом, а во время войны, будучи военврачом 3-го ранга, пропал без вести. Средний брат, Борис Федорович, окончил Ивановский институт в 1940 г. и был призван в армию, где во время войны работал хирургом. А после был назначен в город Заволжск главврачом в туберкулезную больницу.
Старший сын Николая Федоровича тоже пошел по его стопам. Константин Николаевич Крылов - один из самых уважаемых людей в городе, стал хирургом и спас не одну жизнь, а его жена, Лидия Крылова, - врач-терапевт. Второй сын стал механиком: “Врачом машинных душ”, - шутит Николай Федорович. Внуки тоже не смогли отказаться от профессии своего рода и теперь работают кто зубными техниками, кто медсестрами.
МУЗА КРЫЛОВА
- С моей Музой, - продолжает рассказ Николай Федорович, - я познакомился уже после войны в институте, и вот знаете, как-то сразу же полюбил. Слава Богу, что она не стала хирургом: двое для одной семьи многовато.
Зато Муза Константиновна стала акушером-гинекологом, несмотря на то, что родители были из “простых”, мать - домохозяйка, отец - строитель. В семье была самой младшей, поэтому любимицей, училась, как бы сейчас сказали, в престижной Ивановской гимназии № 32, была отличницей. Желание помогать людям ей привила мать, которая при бурной общественной деятельности - она была председателем окружкома и курировала детские сады - старалась уделять как можно больше внимания своим детям, учить их доброте.
Потом институт, знакомство с “Федоровичем” - так шутливо Муза Константиновна называет своего мужа, любимая работа.
- В наше время было очень сложно работать, сейчас намного легче, только потому, что техника шагнула далеко вперед. А у нас не дай бог “серый” аборт, да еще и с заражением крови.... Приходилось организовывать круглосуточное дежурство, и как только привозили больную, людей посылали практически в четыре смены на станцию переливания крови. Ох, сколько мной спасено таких вот дурочек, не понимающих счастья материнства...
Единственное, что сейчас не нравится Музе Константиновне, так это излишняя бюрократичность и дороговизна медицины, от которой зачастую зависит жизнь людей.
- Если раньше больница не справлялась, не могла квалифицированно помочь больному, его отсылали сначала в областную больницу, а потом, если и там не справлялись, в столицу. И, заметьте, совершенно бесплатно. Кроме того, сейчас больного чуть ли не прямо с койки “выкидывают” на улицу, а у нас было принято проследить до снятия швов. Да и честности врачам сейчас не хватает: раньше даже цветочки было взять моветоном, а сейчас деньги даже требуют.
Рассказала Муза Константиновна и об отношении к профсоюзам. По ее словам, раньше профсоюзы очень сильно помогали работникам. И с устройством детей в детские сады, и с детским отдыхом, который давал возможность немного отдохнуть и вечно занятым родителям. Правда, только недавно Крыловы по профсоюзным путевкам съездили в санаторий “Станко”. “Наш профсоюз никогда не был самым богатым, - замечает Муза Константиновна, - но всегда помогал, чем мог”.
- А уж историй страшных из медицинской практики могу вам рассказать великое множество. Например, году в 1970-м вызвали меня срочно в родильный дом, очень сложный случай, внематочная беременность. Я выбежала из дома, машины дожидаться не стала... (Смеется) Пока молодая была, вообще всегда бегом бегала, считала, что так быстрее будет. А время было уже позднее. Вдруг из подворотни выходят парни и говорят: “Все, девочка, допрыгалась, дальше ты не пойдешь, останешься на ночь с нами”. А я им в ответ: “Ребята, отпустите, там женщина рожает, я врач, без меня она умрет”. Они посмотрели на меня - и пошли провожать до больницы. Операция прошла успешно, а я сижу и плачу, выходить боюсь... Девчонки мне машину вызвали. Выхожу из больницы, а они стоят на улице (где-то минус 30 было), спрашивают меня “Ну, как там женщина, все в порядке?”. Услышав утвердительный ответ, говорят мне эти хулиганы, да и еще с обидой в голосе: “Что ж ты машину вызвала, мы бы тебя проводили, ни одна бы мразь тебя не тронула”. Так что я думаю, добро даже в таких людях светлые чувства пробуждает.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
По подсчетам Николая Федоровича, общий стаж врачебной династии Крыловых равняется 320 годам, несмотря на то, что самой династии всего сто лет.
- И это еще не предел, - говорит Крылов, - внуки уже подросли, правнуки уже сами ходить начали, так что наше дело, думаю, будет продолжаться. Тем более что все внучки в медицинский поступили, а некоторые уже и работают медиками. Будем надеяться теперь на Валерика (правнук Николая Федоровича). Он у нас тоже, хоть и маленький, а уже уколы игрушкам делает, да и разбирает их иногда... Может, как прадед, в хирургию подастся.
Юрий КОЧЕМИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте