Глобализация. Либерализация. Дерегуляция. Реформы под такими ярлыками проходят в разных странах мира. В этих процессах есть и какой-то “позитив” - рост производительности труда, усложнение технологий, правда, только в исторической перспективе. Есть и “побочные эффекты” - снижение цены труда, массовые сокращения. Вопрос в том, должны ли соглашаться обычные люди - трудящиеся - с теми способами регуляции, которые предлагает капитал, когда государство “отказывается” от регулирующей функции? Или же они все-таки могут вмешиваться и сами решать свою судьбу?
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ...
С 3 по 17 июля бастовали итальянские таксисты, протестуя против мер по либерализации сферы услуг, предложенных правительством Романо ПРОДИ. И хотя 17 июля на встрече профлидеров с министром экономического развития Пьером Луиджи БЕРСАНИ было подписано предварительное соглашение, проблему нельзя считать решенной: по крайней мере, еще полгода почти все меры по “усилению конкуренции на рынке услуг такси” придется согласовывать
с муниципалитетами и, скорее всего, с профсоюзами. “Солидарности” о событиях рассказал Энрико КАРУЗО, замгенсекретаря федерации транспортников, входящей в Конфедерацию рабочих профсоюзов Италии (CISL).
Главные автодороги Рима, Милана, Турина, заблокированные сотнями автомобилей, невозможность найти такси, чтобы уехать из аэропорта, да и из любого другого места - если вы, конечно, не пенсионер и не нуждаетесь в срочной медицинской помощи - такой показала себя Италия в начале июля этого года. Надо думать, многие туристы в эти дни не очень добрым словом поминали итальянских таксистов. Тем более что меры, предлагаемые правительством, как раз туристам должны были бы сыграть на руку и привести в конечном итоге к снижению тарифов на проезд в итальянском такси, считающихся едва ли не самыми высокими в Европе.
Однако все не так просто. Либерализация рынка услуг (а также энергетики) предполагает упрощенный режим предоставления лицензий на деятельность в данной сфере. Облегчается выход на рынки, что должно привести к увеличению числа его участников. То есть к усилению конкуренции, которое должно заставить таксистов и других мелких предпринимателей либо повышать качество, либо снижать цены. И поскольку с качеством сейчас явных проблем нет - давно действует жесткая государственная система контроля и лицензирования - то идти придется по второму пути. Так как снижать цены на бензин и сами машины никто не собирается, следовательно, речь идет именно о снижении оплаты труда. Кроме того, снимаются ограничения концентрации лицензий - стало быть, открываются возможности для скупки лицензий крупными корпорациями и монополизации рынка. А там уж монополисты-работодатели легко смогут потеснить отдельных частников и контролировать оплату труда наемных водителей такси.
Как сообщил Энрико Карузо, 17 июля состоялись две встречи. Первая - с министром общественного обслуживания Луиджи Николасом - ничего не дала. Министр заявил, что правительство готово выслушивать предложения “по улучшению декрета о либерализации сферы услуг, однако не собирается сворачивать реформу”.
Вторую встречу - с министром экономического развития Пьером Луиджи Берсани - можно считать несколько более успешной. Речь на ней шла об организации комиссий при муниципалитетах, которые могли бы контролировать ход реформы и в работе которых представители таксистов принимали бы участие. Говорили о том, чтобы облегчить условия для создания консорциумов и кооперативов водителей такси, так как большинству частников в новых условиях придется очень нелегко поодиночке. Обсуждали возможности внести ряд изменений в декрет - исходя из опыта первых шести месяцев внедрения предложенных мер и с учетом рекомендаций комиссий при муниципалитетах.
Можно сказать, итальянское правительство, которое позиционируется как левоцентристское, но ведет жесткую неолиберальную политику, так ничего особенного профсоюзам и не пообещало. Как признался сотрудник национального учебного центра CISL Луиджи Лама, такую договоренность вряд ли можно считать выгодной: профсоюзам придется прикладывать много усилий, чтобы отдельными поправками “улучшить” декрет, который вообще не следовало бы вводить.
ЦЕХОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ И КОНКУРЕНЦИЯ
Вслед за итальянскими таксистами на забастовку в Италии вышли аптекари. Причем тоже в связи с “декретом о конкуренции”, в конце июня очень быстро принятым итальянским правительством. С вопросом о том, чего можно ожидать в результате забастовки, “Солидарность” обратилась к Стефано РУВОЛО, руководителю международного отдела Федерации энергетиков, горняков и химиков (FEMCA), входящей в Конфедерацию рабочих профсоюзов Италии (CISL).
Ситуация и у таксистов, и у аптекарей, как объяснил Стефано Руволо, очень схожа. Ранее продажа лекарств в Италии жестко регулировалась, купить лекарства можно было только в аптеке, получив там же консультацию врача. Естественно, при таком раскладе лекарства получались дорогими, - по крайней мере, дороже, чем в других странах Европы. А работники, тем более владельцы аптек, оказывались своего рода привилегированным цехом, огражденным от проблем “свободного рынка” протекционистской политикой правительства. После принятия же “декрета о конкуренции” разрешение на продажу ряда лекарств должны получить обычные магазины и супермаркеты. С одной стороны, это может привести к снижению государственного контроля качества лекарств и расширению их продажи, с другой стороны, - к снижению их стоимости. Именно о последнем и заботились почти двести тысяч жителей Италии, подписав этой весной обращение к правительству с требованием либерализировать систему продажи лекарств.
Как заявил представитель FEMCA Стефано Руволо, Федерация в целом одобряет правительственный план дерегуляции:
- Потребители должны иметь больше возможностей для выбора и платить меньше денег. Понятно, что декрет направлен на защиту интересов собственников, а не рабочих. Но оживление розничной торговли приведет к росту производства, будет больше продукции, может быть, - больше рабочих мест. Это совсем неплохо. Профсоюзы Италии поддерживают план правительства, общественное мнение - тоже. Правда, следуя этой логике, за оживлением последует очередной кризис перепроизводства, опять будут сокращения, и так все по кругу...
Что же касается забастовки, то дело в том, что “планы правительства затрагивают интересы мелких предпринимателей - в сфере транспорта, строительства, фармацевтики, юриспруденции и так далее - и представители каждого из этих прежде относительно привилегированных “цехов” сейчас добиваются изменения декрета при помощи забастовок и выступлений”. По убеждению Стефано Руволо, у этих акций протеста “нет перспективы”.
ЗАБАСТОВКА - УЖЕ ПРИВЫЧНО
Работники коммунального предприятия “Черкассыэлектротранс” (Черкассы, Украина) с 18 июля приостановили работу. Количество троллейбусов на линиях сократилось на 60%, фактически осталось только два действующих маршрута. Коллектив “Черкассыэлектротранс” заявляет, что забастовка не прекратится, пока власти не выплатят людям долги по зарплате хотя бы за май и июнь 2006 г. Общая же сумма долга, как по зарплате, с учетом апрельской и июльской, так и по бюджетным субсидиям, достигла почти миллиона гривен. Корреспондент “Солидарности” беседовала с предпрофкома предприятия (профсоюз работников коммунального хозяйства) Владимиром БУКАНОВЫМ.
- Скажите, почему именно забастовка?
- С начала года городские власти не перечисляют нам деньги ни на зарплату, ни на ремонт техники. Сначала зарплату выплачивали не полностью, но мы уже понимали, что скоро ее перестанут платить совсем - что и произошло в апреле. Мы обращались в Министерство финансов, в Министерство социальной политики, к губернатору - и везде получили отписки. Задолженность выросла до двух с половиной месяцев. 18 июля мы провели собрание и решили бастовать. Мы понимаем, что это крайняя мера, но что нам еще делать...
- Как образовалась такая большая задолженность?
- Всего городские власти были должны нам четыре миллиона (отсудил предыдущий начальник предприятия Герасименко, за что его и сняли с должности). На конец прошлого года им оставалось выплатить 1,8 миллиона гривен, а на начало этого - всего 385 тысяч. Но вместо того, чтобы выплатить старый долг, городские власти перестали перечислять даже текущие бюджетные выплаты. Потом, перед выборами, власти обязали нас осуществлять льготные перевозки студентов и школьников. Мы возили и понесли убытки - 112 тысяч гривен. До сих пор нам не компенсировали ни копейки. Таким образом, только на погашение задолженности по зарплате, без учета июльской, городские власти должны нам 776 тысяч гривен. Но мы пока не требуем июльскую зарплату, пусть расплатятся хотя бы за май и июнь. Зарплату за апрель и частично за май начали выдавать только 21 июля - мы уже бастовали. И так всегда - каждый год зарплату выбиваем со скандалом.
- Как власть отреагировала на ваши действия?
- К нам приезжали и заместитель главы города Стрижак, и начальник транспортного отдела Кимлык - обещали все решить. Уговаривали прекратить забастовку. Говорили, что нам все выплатят 25-го июля и что деньги - миллион гривен - уже перечислены из Киева. Но нам всегда обещают, а денег нет. Мы отказались прекращать забастовку. Тогда пообещали рассмотреть наш вопрос на бюджетной сессии городской администрации, которая состоится 25 июля. Несмотря на то, что 300 человек (всего на предприятии 500 работников. - Г.Д.) стояли в коридорах и в зале заседаний с плакатами, бюджетную сессию перенесли на 27 июля. Разумеется, нам опять сказали, что все выплатят, что миллион гривен уже перечислен, чтоб мы перестали бастовать.
- И что вы будете делать?
- Будем стоять до победы, пока не получим долг по зарплате за два месяца. Мы закон не нарушаем, работе градообразующих предприятий не препятствуем, два маршрута обслуживаем. Забастовку прекращать нельзя, иначе нас опять обманут. А если будем бастовать - выплатят, куда они денутся.
МАРШРУТНЫЙ “КОЛХОЗ”
В Омске, как во многих городах России, идет реформирование городского пассажирского транспорта. Муниципальное транспортное предприятие (ПТП) вытесняет “газели” с городских улиц. Происходит это не в процессе конкурентной борьбы, а при помощи сотрудников ГАИ. Между тем водители “газелей” выходят на митинги, перекрывают дороги... Проблему можно было бы решить через солидарные действия “газелистов” с работниками ПТП, но пока договориться не удается. Корреспондент “Солидарности” беседовала с организаторами акций протеста.
“Года четыре назад общественный транспорт в городе фактически не работал. Тогда именно “Газели” спасли ситуацию”, - сообщил Владимир Занин, водитель маршрутки, один из организаторов акций протеста. По его словам, ситуация на рынке труда была такая, что для многих эта работа стала единственной возможностью прокормить семью. А в прошлом году администрация города стала увеличивать муниципальный транспортный парк. В долг под часть будущей выручки были закуплены 200 автобусов производства компании “Русский автобус” (владелец Олег Дерепаска. - Г.Д.), совместно с которой и было создано ПТП. Городским властям стали не нужны маршрутные такси, и их водителям было предложено перейти в ПТП. Многие, по словам Занина, перешли было, но вернулись, заявив, что “невозможно сидеть за рулем автобуса с 5 утра до 12 ночи”.
Тогда власти провели среди “газелистов” конкурс на право осуществлять перевозки под эгидой муниципалитета (соответственно, получать дотацию на льготников из бюджета города). Конкурс большинство водителей не выиграли, зато много лицензий досталось людям, которые сами осуществлением перевозок не занимаются. По словам Занина, проигравшие потом получали конфиденциальные предложения купить лицензию...
Омск - город протяженностью почти 60 км. Разумеется, 200 муниципальных автобусов не справлялись с пассажиропотоком, и маршрутки на дорогах остались. Но вскоре после конкурса у “газелистов” начались проблемы. Машины, на которых не было голографических наклеек (атрибут лицензии), останавливали сотрудники ГАИ. Поводы были разными: то размер колеса при замере оказывался на пару сантиметров меньше положенных 20-и (хотя за несколько дней до инцидента машина проходила техосмотр и все было в порядке), то стекла казались инспекторам недостаточно чистыми. Результат всегда был один: водителю выписывали штраф, а машина отгонялась на штрафстоянку, где находилась около недели, - а за день стоянки следовало платить 600 рублей.
Пытаясь отстоять свое право на существование, водители маршруток выходят на улицы Омска. Так, весной они провели ряд митингов и даже перекрывали дороги. Были и примеры стихийного протеста: когда сотрудники ГАИ отгоняли очередную машину на штрафстоянку, товарищи водителя окружали “жертву” “живым кольцом машин” и не отъезжали, пока не подоспевал вездесущий ОМОН... В конце мая водитель “Газели” не выдержал давления и покончил с собой. 27 мая были похороны, по городу прошла траурная процессия водителей - на маршрутках с сигналами и включенными фарами. Еще раньше другой водитель, тоже попавший “под пресс”, умер от инфаркта... 1 июня - митинг протеста. На акции присутствовали 500 - 700 человек. Многие выступавшие говорили, что нужно переходить к более решительным действиям. Следующий митинг назначен на 14 августа.
Очевидно, что нужен какой-то компромисс. У “газелистов” есть план: около 20 длинных маршрутов по Омску разработаны в свое время самими же водителями. Их предлагается оставить за маршрутками, а на короткие - пускать автобусы, которые там целесообразнее. Но администрация данное предложение даже не рассматривает. Другой путь - всем идти в ПТП, но “газелистов” не устраивают условия и оплата труда. На ПТП есть профсоюз водителей, входящий в Федерацию омских профсоюзов. Как сказал один его член, присутствовавший на митинге 1 июня, “пусть у меня зарплата ниже, чем на “Газели”, зато есть оплачиваемый больничный и полный соцпакет”. Но надолго ли? Водители маршруток говорят, что ПТП “опять развалится окончательно”, поскольку “как два года назад автобусы завезли, так новых и не закупают”, а состояние старых, по отзывам пассажиров, оставляет желать лучшего. Очевидно, что борьба за улучшение условий труда на ПТП и за снижение эксплуатации будет выгодна и работникам ПТП, которых перестанут заставлять работать сверхурочно, и “газелистам”, которые займут “освободившиеся” маршруты. Но Омская федерация профсоюзов, по словам председателя Валерия Якубовича, борьбу “газелистов” не поддерживает, и ситуация по-прежнему в тупике.
Материалы подготовили:
Александра ПЕТРОВА
Галина ДМИТРИЕВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте