Top.Mail.Ru
Общество

“Часа пик” для НКО не будет

До 18 октября все иностранные неправительственные некоммерческие организации (НКО), работающие на территории России, должны пройти перерегистрацию, иначе им придется прекратить деятельность в нашей стране. Но к настоящему времени лишь 26 НКО из двух сотен внесены в реестр. Большинству остальных пришлось столкнуться со сложностями в оформлении. Об этом они и пришли поговорить с заместителем начальника Управления
по делам политических партий, общественных, религиозных и иных организаций Федеральной регистрационной службы РФ Анатолием ПАНЧЕНКО. Встреча состоялась 19 сентября в здании Федерации мира и согласия.


Основанием для перерегистрации стало внесение в апреле этого года изменений в закон об НКО. По словам Анатолия Панченко, количество иностранных некоммерческих организаций в России оценивается некоторыми экспертами от двух до шести сотен, но на самом деле их около 200, причем две трети организаций - из США. Сейчас 26 организаций уже зарегистрированы, 40 заявлений рассматриваются, а у 20 НКО документы на доработке.

Зам начальника управления Федеральной регистрационной службы считает, что основная проблема в сложившейся ситуации - низкая явка. Он сообщил, что ФРС создала для НКО все условия: три приемных дня (понедельник и среда - с 10 до 13 часов, четверг - с 14 до 17), причем приемные часы в среду сделаны специально для этих организаций, процедура бесплатная. К тому же документы, которые регистрационная служба вернет в случае их неверного оформления, можно будет переделать и подавать снова. Панченко попытался ободрить собравшихся: “Пусть вас не пугает отказ. Многим документы возвращают по замечаниям технического свойства, и документы можно сдавать по четыре раза”. И тут же предупредил: “Нельзя злоупотреблять нашим хорошим отношением”. А причину низкой явки зам главы управления ФРС видит в том, что “не все руководители филиалов и представительств иностранных НКО готовы к открытой работе”.

Панченко поведал, по каким причинам организациям возвращают документы. Во-первых, название филиала должно быть таким: “Филиал организации (такой-то) страны (такой-то) в Российской Федерации”, хотя здесь можно и не указывать страну материнской организации. Но в документах, уже поданных в ФРС, случалось обнаруживать и четыре варианта названия. Во-вторых, из-за отвратительного качества перевода иногда просто невозможно понять, что написано в документах, жалуются чиновники. К тому же многие иностранные организации пишут даты не так, как принято в России. Но на это служба смотрит уже сквозь пальцы и не придирается. В качестве резюме Панченко еще раз посетовал на неторопливость иностранных НКО (“шевелений не было!”) и посоветовал не забывать, что “помимо вас еще существует 5 тысяч общероссийских и международных организаций”, следовательно, работы у ФРС хватает.

Представители иностранных НКО с тем, что они нерасторопные, не согласились. Закон, конечно, вышел, в апреле, но подзаконные акты, которые и определили, какие документы и в каком порядке должны быть предоставлены, появились лишь в июне. И тут начинаются “трудности перевода”.

Одна из американских организаций, занимающаяся в России делами усыновления, рассказала, с какими сложностями им пришлось столкнуться в процессе подачи документов на перерегистрацию. Дело в том, что, по требованию российской стороны, филиал должен быть отражен в уставе и договорах материнской организации. По законам Иллинойса, где была создана организация, это не требуется. Следовательно, нужно вносить поправки в устав и договоры. А для этого надо одновременно собрать 38 членов совета директоров и убедить их, что поправки необходимы. Летом большинство людей в отпусках, и собрать совет удалось лишь к концу августа. Собрали. Поправки внесли. Начались новые сложности: россияне потребовали указать паспортные данные и место проживания учредителей организации. Но она была создана в 1914 году! Нашли имена трех учредителей: все трое уже лет 50 как умерли, и у организации сегодня учредителей нет. Узнавать, где они умерли и похоронены, имеют право лишь их близкие родственники. Тем более что граждан США никто никогда не обязывал получать паспорт.

В таком же недоумении - что указывать в сведениях об учредителях - находилась и английская организация, учрежденная пару веков назад королем...

На изумление иностранцев: “Кому и зачем вообще нужны эти сведения?” - Панченко ответил, что у россиян учредители, как правило, принимают активное участие в дальнейшей судьбе своего детища, и для всех, дескать, большой сюрприз, что западные учредители выступают в роли “свадебного генерала” и могут бесследно исчезать. А вот на возгласы многих иностранцев, что по законам их страны никто не может заставить гражданина предоставлять его личные паспортные данные, последовал ответ: “Не учреждайте”.

Но мало того - все НКО должны предоставить документы о том, что они некоммерческие. Однако в той же Америке это не прописывается в уставе, а определяется через несколько лет государством, после чего организации, признанной некоммерческой, предоставляется налоговая льгота. С “налоговыми” доводами ФРС согласилась. Правда, потребовала налоговую отчетность и с итальянцев. Панченко вынужден был извиниться за своих сотрудников: “Наши коллеги перегибают. Срабатывает стереотип”, - и заверил итальянцев, что они могут не сдавать отчетность.

Были и “буквальные” придирки. Немцы пожаловались на то, что в формулярах ФРС нумерация указана кириллицей. Внести изменения о филиале в устав на родине, используя кириллицу, не представляется возможным. Если вносить изменения под буквами латинского алфавита, то при переводе их оставят неизменными, и формуляр опять-таки не будет отвечать требованиям ФРС... К тому же германская организация проапостилировала (апостиль - специальный штамп, легализирующий иностранные официальные документы) каждый из требуемых документов. А Россия в заботах о кармане НКО требует одного апостиля на всем пакете документации. В общем, причина вернуть документы нашлась, так что теперь потребуется время, чтобы собрать этот пакет заново...

В заключение встречи Панченко попытался успокоить собравшихся и заявил, что отчаиваться не стоит - “час пик” 18 октября для иностранных НКО не наступит. И выразил надежду, что его служба может прийти с иностранными организациями к “джентльменскому соглашению”.

Полина САМОЙЛОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика