Top.Mail.Ru
Общество

Дорога домой

Сейчас в России детей, оставшихся без родительской заботы, больше, чем после Великой Отечественной войны. Судьба выпускников детских домов складывается, как правило, несчастливо - большинство из них не могут социализироваться: спиваются, становятся наркоманами, связываются с криминалом. Многих детей можно уберечь от такой судьбы, если вовремя помочь их родителям. О том, как это сделать, рассказывает фильм “Дорога домой”, представленный 11 октября Международной детской организацией EveryChild в посольстве Великобритании.

По официальным данным, к началу прошлого года в России было зарегистрировано 722,3 тысячи сирот и детей, лишившихся родительского попечения. Даже после Отечественной войны их было 620 тысяч. При этом полных сирот в детских домах меньше одного процента. Безусловно, основной причиной возрастания количества брошенных детей стоит считать резкие социальные и экономические потрясения в обществе: с 1990 до 2000 г. количество детей, брошенных родителями, увеличилось на 40%. Кого-то усыновляют, кого-то воспитывают родственники. Но многие остаются в закрытых государственных учреждениях. Официальная статистика не включает в число таких детей тех, кто находится в больницах для размещения в детские дома, в санаториях, колониях, образовательных учреждениях, и временно проживающих в приютах. По данным Международной детской организации EveryChild, всего на попечении нашего государства сейчас находятся 716 тысяч детей.

ЭКОНОМИКА ОТКАЗА

Одной из основных причин отказа от детей становится бедность. При этом в 2002 г. большая часть российских семей с детьми имела доходы ниже прожиточного минимума. У 22, 8% доходы были в два и более раза ниже прожиточного минимума. При отказе от ребенка всю финансовую ответственность за него берет государство. По данным альтернативного доклада российских НПО в Комитет ООН по правам ребенка, в прошлом году суммарная стоимость содержания ребенка в детском учреждении составляла в разных регионах России от 300 до 600 евро в месяц.

ГОСУДАРСТВО ИЛИ СЕМЬЯ?

То, что государство заботится о брошенных детях – это его заслуга. Все обуты, одеты, накормлены. За состоянием их здоровья следят врачи, воспитатели и учителя занимаются образованием. Но… по официальной статистике, сейчас в домах ребенка, где “отказной” ребенок проводит первые три года жизни, находится 19 356 детей. Из них 56% отстают в физическом развитии, а 82% - в психическом. Среди детей, воспитывающихся в семьях, процент отстающих в развитии к трем годам составляет лишь 2,3%. Уровень смертности в домах ребенка в 3,5 раза превышает среднероссийский.

И персонал домов малютки нисколько не виноват в происходящем. Иногда случается, что работников в учреждении больше детей, но все они выполняют свои узкие функции. Повар готовит, уборщица убирает, врач лечит. Дети сытые, чистые, здоровые. Но они не получают самого важного для развития – общения. Привязанность и налаженное общение, как свидетельствуют научные исследования, - самый важный фактор развития мозга. Привязаться к работающим сменно воспитателям не удается, и ни один из последних просто физически не может дать даже необходимого минимума общения.

СУДЬБА ДЕТДОМОВСКИХ ДЕТЕЙ

Все знают, что ожидает ребенка, вышедшего из детского дома. Образование получить без помощи родителей сейчас практически невозможно. Им некуда и не к кому пойти, устроиться на хорошую работу тоже шансов немного. Поэтому “детдомовцы” чаще обычных подростков связываются с криминальной средой, становятся наркоманами и алкоголиками. Масштабных исследований не проводилось, но по данным фонда “Родительский мост”, через год после выпуска 30% бывших детдомовцев попадают в тюрьму, 30% становятся бездомными, 10% кончают жизнь самоубийством. Кроме того, у многих из них в связи с тем, что они не знают нормальной семейной жизни и не видят в ней потребности, нет чувства привязанности и к собственным детям, которые тоже оказываются в сиротских учреждениях.

ИСТОРИИ ЧЕТЫРЕХ МАЛЫШЕЙ

Эффективнее и дешевле вовремя помочь семье, находящейся в сложных материальных условиях и решившей из-за этого отказаться от ребенка, – вот основная идея фильма “Дорога домой”, представленного 11 октября в посольстве Виликобритании. Фильм – совместный проект EveryChild и Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. В течение двух лет велись документальные съемки в одном из домов малютки. Видеоматериалов было отснято на 42 часа, из них сделали 42-минутный фильм, повествующий о судьбе четырех малышей. Все истории – подлинные.

В доме ребенка, где проводили съемки, 73 малыша. Из них только один сирота. Первым, с кем познакомили зрителей, стал четырехмесячный Ваня. Его мать Татьяна вовсе не хотела бросать ребенка, но у нее не было выхода. Ее родители умерли, отец ребенка бросил. Формально она была обладательницей жилья – в аварийном доме, без света, тепла и газа. Жить с ребенком было просто негде. Она пыталась бороться, просила помощи во всевозможных инстанциях, но так как “дом” у нее был, ей никто не мог помочь с жильем. Единственное, что предложили ей власти, – временно поместить новорожденного сына в дом ребенка. Пришлось согласиться.

Уже через неделю после родов Таня пошла работать дворником. Так она могла заработать на жизнь и надеяться на получение “служебного жилья”. Работать начинала в шесть, а в три часа дня приходила в дом ребенка пообщаться с сыном. Сотрудники шли навстречу и позволяли эти ежедневные многочасовые свидания. Но ребенку их было явно мало. Четырехмесячный мальчик, в отличие от обычных детей, практически не реагировал на материнский голос, не умел общаться. Только через полгода стали видны результаты: он стал гораздо активнее молчаливых и достаточно вялых сверстников осваивать пространство, привлекать внимание.

От Фаи отказались в девятимесячном возрасте. Ее никто не навещал. На фоне других детей она была гораздо более развита физически и психически. Стоя в кроватке, она пыталась привлечь хоть чье-то внимание и пообщаться. Через полгода она стала вялой. Попыток привлечь внимание больше не делала, стала “удобным” для воспитателей ребенком.

Саша – третий ребенок Лены. К его рождению семья попала в состояние кризиса. Общежитие, откуда грозятся выселить, отсутствие гражданства (семья военнослужащих, вернувшаяся в Россию), муж потерял работу и стал подумывать об уходе из семьи. Лена посчитала, что третьего ребенка ей не потянуть, и решила оставить Сашу в доме малютки.

Алеша попал в дом ребенка не сразу. Его шестнадцатилетняя мать жила с родителями в семиметровой комнате. Сначала, поговорив с матерью, хотела сделать аборт, но воспротивился отец: “Это же мой внук! Узнаю, что вы его убили, сам вас всех поубиваю”. Потом юная мать вышла на работу и стала на время дежурств оставлять сына в доме ребенка, а потом забирать домой. Постепенно ребенок остался жить в учреждении. Мать с дедушкой приходили навещать мальчика, но, видя, как тот переживает их уход, стали стараться делать это реже. Ведь никакой гарантии, что они его заберут, не было…

Все истории в фильме имеют счастливый конец. Мужу Лены помогли найти работу. Проблемы с жильем и гражданством разрешились. Ребенка забрали уже через неделю. В финале мы видим, как довольный отец играет в ребенком и уже забыл, что хотел расстаться с этой семьей. Фаю усыновили. И, возможно, вскоре она станет такой же активной, как прежде. Алешу, как только ему исполнилось три года, все-таки не отдали в детский дом, а забрали домой. Несколько месяцев мать боится отдавать его в детский сад – раны еще не затянулись, и мальчик все время боится, что его опять оставят одного. Тане дали комнату в общежитии, и она сразу же забрала ребенка. Отношения с ребенком сразу стали лучше, а сама женщина подумывает сменить работу: “Ведь ему нужно давать образование”. Но на Танином месте теперь другая девушка. Еще одна мать ежедневно приходит пообщаться с ребенком. Ей всего 15 лет, и неясно, что станет с ней и ее малышом.

КАК СПАСТИ СЕМЬИ

На примере этих жизненных историй видно, как сильно страдает ребенок и его развитие без материнского общения. Но если вовремя оказать социальную помощь, то многие дети останутся в семьях. Сейчас процедура отказа от ребенка занимает меньше часа. Часто женщины принимают решение об отказе во время послеродовой депрессии, когда кажется, что весь мир настроен против нее, и невозможно адекватно оценить обстановку. Женщине представляется, что никто не хочет и не может помочь ей с разрешением ее бытовых проблем, а осуждение окружающих за отказ от ребенка лишь усугубляет ее тяжелое психологическое состояние. Необходима действенная помощь. В фильме рассказывалось о эксперименте по предотвращению отказов в родильном доме, проводящемся в Ленинградской области. Там своевременная социальная помощь привела к тому, что 7 из 20 семей, собиравшихся оставить своего ребенка, решили отказаться от этого намерения. А значит, если такую помощь оказывать повсеместно, то количество брошенных детей стало бы на треть меньше.

Полина САМОЙЛОВА


“А” - СПРАВКА

Международная детская организация EveryChild появилась на свет в результате слияния в декабре 2001 г. Христианского детского фонда Великобритании и Европейского детского фонда. Обе организации начали свою деятельность по созданию и осуществлению программ помощи семьям в России в начале 1990-х годов. Головной офис организации находится в Лондоне, а представительства есть в 17 странах мира. Помимо помощи семьям детей-инвалидов, одним из основных направлений деятельности организации стала профилактика разлучения ребенка с родителями и возвращение детей в биологические семьи.

Работники фонда оказывают социальную и психологическую помощь матерям, заявляющим о намерении отказаться от ребенка. В частности, в городе Ревда была приобретена и отремонтирована двухкомнатная квартира для временного проживания четырех мам с новорожденными. В результате за последний год 32 ребенка все-таки остались в своих семьях, двоих детей родители забрали из дома малютки, 22 детей отдали в «принимающие семьи», а 6 разместили во временных приемных семьях.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика