129 тысяч вынужденных переселенцев в России совершенно не устроены, и шансов изменить положение у них мало. Государство возлагает на них надежды как на “трудовой ресурс”, но не может или не хочет решать их проблемы. Такое положение переселенцев было обрисовано на пресс-конференции “Переселенцы и беженцы в России. Проблемы обустройства, получения жилья, гражданства - пути решения. О введении ограничений числа мигрантов в сфере оптово-розничной торговли”, состоявшейся 15 декабря в пресс-центре “АиФ”.
Начал мероприятие заместитель директора Федеральной миграционной службы России Вячеслав Поставнин немного затертыми рассуждениями о том, что “в России, как и в большинстве развитых стран, не хватает рабочих рук, и решить проблему может привлечение как зарубежных мигрантов, так и наших соотечественников, то есть вынужденных переселенцев”. Далее чиновник сообщил, что в ближайшее время по указу президента будет организована работа по оказанию поддержки в обеспечении жильем переселенцев из Чечни и других регионов Кавказа, которая, как предполагается, будет завершена к 2010 г.
Другими словами, Россия вроде бы рада принимать переселенцев. Но 129 тысяч семей вынужденных переселенцев до сих пор не устроились на новых местах. Зачастую проблемы этих людей решают родственники и знакомые - они пускают беглецов к себе, а государство со вздохом облегчения вы-
черкивает их из списков нуждающихся в помощи. По словам Аллы Якуниной, руководителя Общественного фонда поддержки соотечественников, политика государства по отношению к переселенцам далека от идеала. Беженцам из Чечни, например, дают компенсацию, максимальная сумма которой равняется 120 тыс. руб., а чаще составляет 60 или 80 тыс. руб. Для приобретения жилья этого, конечно же, не хватает. Но после получения компенсации людей лишают статуса вынужденных переселенцев, и, соответственно, минимальной государственной поддержки.
Выделяют беженцам и сертификаты на получения жилья. В будущем году на строительство жилья для вынужденных переселенцев правительство выделит миллиард рублей (это примерно 1200 сертификатов). А на очереди стоят 40 тысяч семей. К тому же стоимость квадратного метра, рассчитанная по сертификатам государством, как правило, намного меньше рыночной стоимости. По словам Якуниной, сейчас ее организация борется за то, чтобы переселенцы могли брать ссуды или кредиты для покупки жилья. Или, как в случае с жилищными сертификатами для военных, сертификаты беженцев можно было бы вносить в ипотечное строительство.
Еще одной серьезной проблемой для беженцев и вынужденных переселенцев стало отсутствие необходимых документов. Многие не могут получить пенсии - трудовые книжки у них сгорели, справок, подтверждающих доходы, на руках нет. Пенсии назначаются минимальные, а в ответ на запросы чиновники присылают бумаги, что “увеличение пенсии признано нецелесообразным”. Документационная неразбериха привела к тому, что в Калининградской области растет второе поколение “нелегалов”. После развала СССР многие собрали вещи и отправились к Балтийскому морю в надежде, что там их смогут приютить. Но у них не оказалось с собой нужных документов, а так как эта часть России окружена другими государствами, то теперь и за недостающими справками они съездить не могут. Сейчас в Калининградскую область вновь зовут переселенцев. Но не предупреждают, что им нужно иметь на руках пакет документов. Этим людям нужно будет зарегистрироваться в первые три дня после прибытия, чтобы пользоваться государственной поддержкой. Но без нужных документов они не смогут этого сделать.
Что же касается ограничения числа мигрантов в сфере оптово-розничной торговли - второго вопроса, заявленного в темах пресс-конференции, - то Поставнин рассказал, что с первого апреля следующего года иностранным гражданам будет запрещено заниматься в России розничной торговлей. И те иностранцы, которые занимались до этого розничной торговлей, будут вынуждены искать применение своим талантам в других сферах российской экономики. До этого времени количество иностранцев в рознице не должно превышать 40%. При этом чиновник подчеркнул, что “логистика может оставаться в руках иностранцев, но речь идет о том, чтобы допустить отечественных производителей на рынок”. По его мнению, такие меры нисколько не подтверждают согласия ФМС с противниками мигрантов и являются законным способом защитить отечественную экономику. Об этом должны свидетельствовать переговоры о курсах перепрофилирования, которые ведутся с министерствами труда в сопредельных государствах.
Полина САМОЙЛОВА
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте