Top.Mail.Ru
Общество

Дерево живое, его обнять хочется...

В московской школе №987, что на улице Воронежской, уже более восьми лет существует изостудия “Василиса”, где самые маленькие художники могут развить свой талант. Пониманию прекрасного способствует и конференц-зал, превращенный заботливыми руками в выставку работ интереснейшего скульптора XX века Вячеслава ПОЧЕЧУЕВА.

Вячеслав Валентинович более 25 лет прожил в Орехове-Борисове, так что определение “человек округа” сочетается с его именем изумительно. Пока музей не имеет статуса официального (хотя директор школы Ольга УЛЬЯНОВА поддержала идею, и администрация всячески помогает развитию экспозиции), но ведь главное - не бумага, а душа. Ее-то в первую очередь и вложила дочь мастера, руководительница художественной студии Василиса Вячеславовна. Неудивительно - корни...

НАЙТИ ВЕЧНОЕ

Все-таки мрамор на самом деле не наш материал. Не русский. Холодными скульптурами монументального искусства Древней Греции и Древнего Рима можно восхищаться, можно воспевать их неприступную красоту. А дерево живое, его обнять хочется. Именно этот материал выбрал Вячеслав Почечуев для своих скульптур.

Прежде на его выставках никогда не писали строгие, привычные предупреждения - “Руками не трогать”. И люди, словно на счастье, норовили погладить улыбающегося кота, уютно устроившегося на голове у хозяйки, прикоснуться к поднятой “за” руке. А дети с разрешения автора садились на деревянные стулья, похожие на сказочные троны лесных правителей. Да что там стулья! Сами лешие оживают в его скульптурах-масках. И все жмурятся, улыбаются... Кажется, художник наказал своим творениям вызывать добрую улыбку. А еще - заставить задуматься о смысле бытия, столь глубинной философии многих его работ.

И ЦЕЛОГО МИРА МАЛО!..

Трудно представить, какой соблазн - прикоснуться к скульптурам, выставленным в одном музее древнего Суздаля! Ведь с недавнего времени там, в Успенской трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря, открылась постоянная экспозиция работ скульптора. Более тридцати трогательных, смешных, обаятельных скульптур переданы в дар Государственному Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику вдовой Почечуева. И заслуга этой выставки в том, что она, чуть ли не единственная в России, позволяет познакомиться с творчеством этого необычного мастера, работы которого украшают частные коллекции в Испании, Италии, Франции, Германии, Мексике, Бразилии... Остается надеяться, что деревянные творения обретут постоянную прописку не только в Суздале.

Каким успехом пользовались выставки Вячеслава в XX веке! Арбат, Мясницкая, мэрия, Кремль... И самые искренние, благодарные отзывы от посетителей. Среди них было приглашение в Республику Коми и обещание предоставить обилие материала и оптимальное место для плодотворной работы. И тут оказалось, что успех, признание и, как следствие, блестящая карьера не прельщают мастера: богохульством кажутся ему материальные блага рядом с такими понятиями, как “призвание”, “судьба”. Сам Почечуев верил в предопределенность наших путей. Он уехал из столицы. Бледны и нелепо смешны богатства обыденного мира рядом с бесценным материалом. Который, однако, не сразу нашел даже сам автор.

ПРОЧЬ ИЗ СТОЛИЦЫ. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Начало творческого пути Вячеслава Валентиновича связано с карикатурой. Его остроумные картинки, появляющиеся на страницах периодических изданий, пользуются популярностью, да и сам художник не обижен начальством. Кажется, что жизнь играет самыми яркими красками: хорошо оплачиваемая работа, друзья, веселые компании по вечерам... Но через какое-то время появляется ощущение, что катишься по наклонной плоскости и пора остановиться. И не просто остановиться, а непременно сбежать от такой жизни! Краем света представляется Чукотка. Но что-то не складывается, и тогда Почечуев бросает все и уезжает на Камчатку.

Этот девственный край, не пострадавший от лапы цивилизации, на несколько лет становится домом для будущего скульптора. Здесь он “открывает” для себя каменную березу с ее причудливой корявостью и огромными наростами: сама природа уже вдохнула в это дерево художественные образы, надо только чуть-чуть помочь ему принять некую завершенность. Будучи по своей природе человеком ироничным, Вячеслав Валентинович находит в березе естественное воплощение некой внутренней улыбки. Обычный материал скульпторов - мрамор - так улыбаться не умеет. Почечуев принимается за работу, и дерево отныне навсегда становится не просто материалом, но и соавтором, оно помогает найти нужные ходы в поисках гармонии.

С КАМЧАТКИ НА “МОСФИЛЬМ”

Широкая публика смогла оценить его творения еще до того, как Вячеслав Валентинович вернулся в Москву. Сообщив начальству, что в дебрях Камчатки некий гениальный мастер ваяет скульптуру Ленина в полный рост, режиссер Юрий Перов получил деньги на съемку фильма про этого служителя искусства, якобы верного коммунистическим идеалам. Конечно, никак не Ленина ваял Почечуев. Просто его друг нашел достойный предлог для поездки всей съемочной группы на Север, на самый Дальний Восток: приманка сработала, и фильм под названием “Камчатская палитра” увидели более чем в 60 странах.

Потом было возвращение Вячеслава в столицу, триумфальное шествие деревянных скульптур, выставки и неожиданный для всех друзей отъезд в Коми... Однако взаимоотношения с миром кино не закончились: Вячеславу Валентиновичу предстояло самому стать одним из создателей фильма. Такая возможность представилась благодаря картине “Руслан и Людмила”, а именно режиссеру фильма Александру Птушко. На “Мосфильме” была даже создана особая должность - “художник-скульптор”, позволившая Почечуеву в течение двух лет упоенно работать над декорациями. Именно его фантазии обязаны своим появлением сказочный лес, трон Черномора, идолы на поле брани. До сих пор очевидцы вспоминают, какие огромные очереди были в кинотеатры весной 1973 года, когда вышла на экраны картина, и до сих пор любуются красотой постановки.

Спустя 27 лет связь Почечуева и Птушко увековечилась в надгробном памятнике, который Вячеслав Валентинович создал по предсмертной просьбе режиссера. Теперь на Новодевичьем кладбище возвышается деревянный старец, могучими ветвями оберегая могилу...

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Еще фильм - бессмертная комедия Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”, ставшая классикой отечественного кино. Несмотря на известность фильма, мало кто знает, что именно Почечуев помогал перемещаться во времени и грозному царю, и въедливому управдому, и обаятельному вору-домушнику. Ведь машина времени - его создание. Полгода специальная группа трудилась над фантастическим аппаратом, но в результате готовый агрегат не вызывал доверия. Любящий эксперименты Вячеслав, в трудовой книжке которого числились уже самые разнообразные профессии, в том числе и пожарный, и “уборщица”, заверил Гайдая, что через пару дней представит проект. Эскиз в самом деле был готов чрезвычайно быстро: изображение чего-то невероятного изобиловало трубочками, колбочками, кнопочками... И Почечуев уверял, что эта штука будет работать! В том, что он не обманул, может убедиться каждый, кто хоть раз видел фильм.

СЕРГЕЕВО

А вернувшись из Коми с вагоном заготовок из дерева, Вячеслав отправляется в деревушку Сергеево под Владимиром, где почти безвыездно творит следующие двадцать лет. Бескрайние поля, дорогие сердцу красавицы-березы, чистое и какое-то до боли русское небо над головой - здесь быт отходит на второй план, пропуская вперед размеренное, одухотворенное бытие.

И тем беспощаднее врывается в эту жизнь страшный пожар, унеся жизни многих скульптур. От большой композиции, над которой работал Вячеслав, под названием “Вселенная” остался лишь один фрагмент с изображением Козерога...

Частица сергеевского бытия сохранится в последнем фильме о Вячеславе Почечуеве “Древо жизни”, снятом кинодокументалистами студии “Континент”. К сожалению, сам художник не увидел выход фильма на экран. Он умер 28 ноября 2002 года, оставив нам свои творения.

БЕССМЕРТИЕ

Деревяшки, как сам ласково называл свои работы Почечуев, не только кажутся живыми, но и дарят эту жизнь тем, кто на них смотрит. Живыми выглядят даже самые фантастические создания. И чувствуют они себя в современном мире вполне комфортно. А ведь многим из них полагается жить в сказках, преданиях, а не в шумном городе. Поражают работы, связанные с нашей непростой историей: “Свобода - Несвобода”, “Антикультура”, “Узда”, “Замкнутый круг”. Никого не может оставить равнодушным и философия таких циклов, как “Судьба” или “Нам не дано предугадать”.

Удивительное дело: чем больше знакомишься с творчеством Почечуева, тем яснее понимаешь, что Вячеславу Валентиновичу удалось почти невозможное: соединить прошлое и настоящее, найти вечное. Прожив 65 лет, художник оставил нам в бесценное наследство родное тепло Руси, чистоту помыслов и надежду на спасение. Наверно, этому способствовала вера самого мастера в бессмертие. Так бессмертна жизненная позиция удалого русского мужичка с плутоватой ухмылкой и лукаво сощуренными глазами - “Все нипочем!”. Так бессмертна любовь, воплотившаяся в объятьях двух милых животных, нежно держащихся за руки, - “Мы одно целое”. Бессмертна “Мудрость и молодость”, оберегающие друг друга; бессмертна Русь-матушка, расположившая на бревне свое дородное, распаренное тело - “Ожидание”. А ведь творчество Почечуева - это и связь поколений! Учителя приводят своих подопечных в это царство (Берендея? Или Почечуева?), рассказывают о таинственных чащах лесов, населенных подобными удивительными существами.

Посмертные выставки Почечуева в Центральном доме работников искусства и Дарвиновском музее стали тем самым звеном в цепи добра, понимания, человечности, тепла, которое заставляет верить в светлое будущее и учит этому молодое поколение. Сейчас, когда осознаешь, сколь трудно донести до человека все эти понятия, важно доверить эту миссию искусству, которое может быть близко каждому из нас, независимо от возраста и убеждений. Может быть, древнерусский город Суздаль сумеет открыть целый мир подлинного тем, кто придет на выставку деревянных скульптур Почечуева. Не зря суздальскую экспозицию венчает работа под названием “Крылья Добра и Зла”. Над грешной землей распростерли свои крылья два лика - свет и тьма. И сквозь пустую глазницу Зла, как сквозь бездушную маску, смотрит на мир широко распахнутыми глазами Добро...

* * *

От Руси до России протянулись невидимые нити времени, культуры и истории. Почечуев считал, что искусство - это игра, и будто играючи создавал то, что должно стать вечным. Играючи и ошибаясь. Он не боялся ошибок, твердо зная, что в каждой из них спрятано зерно новой идеи. Именно в этом поиске видел он возможность человеческого процветания: “Ошибайтесь побольше, ошибайтесь! В хорошем смысле слова”. Другие советы и жизненные позиции Почечуева обретают телесную форму в его уникальных творениях. Пример? - “Никогда не унывай!”

Яна НАУМЕНКО
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика