В сентябре Учебно-спортивный центр Олимпийской подготовки “Подольск” отмечает 55-летие. Сегодня это один из главных спортивных объектов Федерации независимых профсоюзов России, и “Солидарность” поздравляет “Подольск” с праздником. А читателям мы предлагаем рассказ об истории Центра в обрамлении воспоминаний наших известных спортсменов...
На подольской базе всегда охотно принимали участников оздоровительных соревнований
Учебно-спортивный центр Олимпийской подготовки “Подольск” расположен на территории, где раньше была крепость, а затем городок Перемышль Московский. Уроженцем этих мест был Иван Филиппов - основатель знаменитой династии российских булочников. В 1903 году его внук, московский предприниматель Дмитрий Филиппов, построил себе здесь просторный загородный особняк, в котором выступали великий Федор Шаляпин, известная народная певица Мария Мордасова и многие другие деятели русской императорской сцены. После Октябрьской революции все строения и парковая зона были переданы в ведение Всесоюзного центрального совета профсоюзов СССР (ВЦСПС). И до Великой Отечественной войны в особняке располагался дом отдыха для трудящихся “Городок”. Во время же войны он превратился в реабилитационный госпиталь. В 1952 году началась подготовка к участию в первых для нашей страны XV Олимпийских играх, и санаторий был передан в распоряжение ВЦСПС. С тех пор он становится центральной профсоюзной базой подготовки спортсменов. Постройки филипповской усадьбы переоборудовали в современные спортивные залы, благоустроенные жилые помещения для спортсменов. А к следующему олимпийскому циклу здесь уже действовали стадион с гаревыми дорожками и секторами, спортивный корпус с залами бокса, штанги и общефизической подготовки, летние жилые павильоны. С годами профсоюзная спортивная база увеличивалась. Центр начал оказывать услуги не только штангистам, боксерам, борцам, легкоатлетам, но и фехтовальщикам, дзюдоистам, гребцам, мастерам восточных единоборств.
За 55 лет существования центра в нем тренировались и совершенствовали спортивное мастерство достигшие мирового признания легкоатлеты Валерий Борзов, Петр Болотников, Игорь Тер-Ованесян, Сергей Бубка; борцы Л. Тедиашвили, Александр Медведь, Иван Ярыгин, Александр Карелин, М. Маниашвили, М. Хадарцев; штангисты Юрий Власов, Л. Тараненко, Ю. Варданян, Ю. Захаревич, И. Никитин, В. Алексеев; дзюдоисты В. Невзоров, Н. Солодухин, С. Новиков, А. Казаченко; фехтовальщики С. Сидяк, М. Бурцев; боксеры Борис Лагутин, Валерий Попенченко, В. Яковский, О. Саитов и многие другие. Всего база подготовила более 500 чемпионов Европы, Мира, Олимпийских игр.
В 1990 году спортивная база перешла к ФНПР. Во время перестройки при поддержке ФНПР, Министерства по физической культуре и спорту, Олимпийского комитета РФ учебно-спортивный центр не прекращал активной работы, продолжал укреплять и обновлять материально-техническую базу. Несмотря на многократные “выгодные” в финансовом отношении предложения сторонних организаций, он не утратил ни одного метра территории, ни своих зданий, ни сооружений.
В настоящее время центр “Подольск” обрел второе дыхание. Он обладает всеми возможностями для подготовки российских спортсменов к самым ответственным стартам Российской Федерации, чемпионатов Европы, Мира, к Олимпийским играм.
По материалам Учебно-спортивного центра
Олимпийской подготовки “Подольск”
ВЕЧЕРОМ СПОРТСМЕНУ НЕ ДО РАЗВЛЕЧЕНИЙ!
Леонид ДРАЧЕВСКИЙ, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер СССР, вице-президент РАО “ЕЭС России”:
На подольскую базу мы приезжали только зимой, тогда я занимался академической греблей в группе знаменитого тренера Александра Шведова, профессора МАИ. В последние годы он тренировал легендарную мужскую восьмерку “Крылья Советов”, которая на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки завоевала серебряные медали, а затем три раза побеждала на открытых чемпионатах Европы, которые по сути были чемпионатами мира. Была у Александра Михайловича мечта еще раз собрать и подготовить первоклассную восьмерку в профсоюзном обществе “Труд”, и я, тогда еще начинающий гребец, попал в зону его внимания и был вызван на зимний сбор. Мы до посинения бегали на лыжах, а ближе к вечеру шли в “силовой зал”, где упражнялись с гирями и штангой.
Что сразу удивило - безлюдье и тишина на всей территории базы. Выйдешь вечером погулять на свежем воздухе, так иной раз за всю прогулку никого не встретишь. Кто-то жаловался на скуку, но большинство принимало такую обстановку спокойно, да и не до развлечений нам было после нагрузок. 3ато какие интересные были беседы после ужина в холле, где у телевизора собирались участники сбора. На этих посиделках самой яркой фигурой был дядя Миша Протасов, знаменитый лыжник первых послевоенных лет, впоследствии прекрасный тренер. У него было своеобразное чувство юмора, знал он массу умопомрачительных историй, говорил сочно, отчего хохотали мы до слез...
Были, конечно, на тех сбopax и действующие спортсмены с именами, мы, eщe никому не известные, открыв рты, смотрели на них. Лично я сподобился несколько раз сыграть в волейбол против Василия Ивановича Алексеева и могу свидетельствовать, что его тяжеленная, мощная рука с замечательной ловкостью била по мячу. Да и во всем другом был велик Василий Иванович, ничего не скажешь. А вообще-то дружеское общение с уже состоявшимися спортсменами было очень полезно для нас, молодых и неопытных. Что-то они нам рассказывали, многое мы сами видели и запоминали. После ухода из спорта меня назначили главным тренером молодежной сборной СССР. При составлении плана работы встал вопрос о месте проведения сбора по общефизической подготовке. Было несколько вариантов, но я определился без колебаний - зимой повезем юниоров на подольскую базу. Сбор состоялся, недовольных не было.
АРМРЕСТЛИНГ СО ШТАНГИСТАМИ
Шамиль ХИСАМУТДИНОВ, олимпийский чемпион по вольной борьбе, двухкратный чемпион Мира:
Как-то подсчитал: на сборах в подольском центре олимпийской подготовки пребывал в течение 15 лет, это большой и лучший отрезок жизни. Скучно не было. Культурную программу готовила администрация базы, мы говорили “спасибо” и охотно встречались с известными людьми, которые приезжали к нам с концертами, лекциями - в основном на тему международного положения, с передовиками производства. Мы и сами научились развлекаться, особенно когда в сборную СССР пришел Александр Карелин. Вид у него очень серьезный, на самом деле у Александра Александровича замечательное чувство юмора, он всегда горазд на шутки и розыгрыши. Еще он слыл большим любителем театра, а при его известности проблем с приобретением билетов не возникало. Поначалу с ним двое-трое борцов из сборной ездили в столичные театры, затем заинтересовались другие, в конце концов почти все стали заядлыми театралами. На сборах у нас сложились просто замечательные отношения со штангистами, это были классные ребята и выступали они тогда на международных турнирах так сильно, как ни до, ни после. Одно нас удивляло - их отношение к разминке. Мы в 8.00 выходим из гостиничных номеров, строимся, получаем задание и бегом в лес или на стадион. Разминаемся полчаса, час, а наших друзей-штангистов не видно. Возвращаемся и видим чуть поодаль от подъезда всю сборную по тяжелой атлетике. Стоят молча, в глубоких мыслях, и все не спеша и в открытую курят. В первый раз я несказанно удивился этому, потом привык. Как-то не удержался, спросил: мол, как же так, разве табак не мешает подготовке? Они со знанием дела пояснили, что работа у них взрывная и дыхалки им на турнирах и при курении вполне хватает.
Это, кстати, привело нас к идее провести дружеское состязание по армрестлингу со штангистами. Они согласились с уверенностью в неизбежности их полного успеха. У нас же был план продержаться первые 10 - 15 секунд, а дальше за счет силовой выносливости станет полегче. Не помню точно результат, но в целом счет был близок к ничейному, и для нас это стало прекрасным итогом. Ведь у штангистов сила в руках, в плечевом поясе абсолютная, не зря же их величают самыми сильными людьми планеты.
САМЫЙ ВКУСНЫЙ ХЛЕБ
Александр ИВАНИЦКИЙ, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион Мира, многолетний руководитель спортивной программы на центральном ТВ:
С подольской базой у меня какое-то время были связаны не самые приятные воспоминания. Нет-нет, речь не о претензиях к работавшим здесь людям. История вышла такая... Зимой и весной 1960 года мы постоянно тренировались в этом центре - до посинения, ведь впереди был отбор в олимпийскую команду. Toгда я и Александр Медведь, точнее один из нас, имел хорошие шансы попасть на Игры в Риме. C моим тезкой мы тогда были не столько соперниками, сколько друзьями, но в нашей тяжелой категории еще котировался Дзарасов. Объективно мы были сильнее его, но сторона Дзapacовa обещала золотую медаль, упирая на его куда больший, чем у нас, опыт. Международные титулы у него были солидные, а у нас только домашние победы.
Но в спорте главное не то, кем ты был вчера, а кто ты есть сейчас. Одним словом, ситуация была непростая и все ждали приезда Романова и его решения. Немолодые люди не могут не помнить Николая Романова, тогдашнего председателя всесоюзного Спорткомитета. Это была очень сильная фигура, исполнительская дисциплина при нем была идеальная. Надо отдать ему должное, он и спорт понимал глубоко, случалось, приезжал посмотреть и на прикидки, то есть на соревнования в процессе тренировок, как оно произошло в нашем случае. И тогда те, кто продвигал Дзарасова в олимпийский состав, пошли на хитрость. Романов приехал, пришел в борцовский зал, но показали ему лишь схватку Дзарасова с каким-то откровенно слабым тяжем, тогда как мне и Медведю не дали возможности выйти на ковер. На этом эпизоде все для нас и кончилось. Романов уехал с уверенностью, что Дзарасов остается сильнейшим тяжеловесом. Я и Александр Медведь остались дома, а Дзарасов, увы, в Риме занял лишь третье место. Но ничего, свою силу мы с Александром Медведем доказали спустя два года, когда на чемпионате мира в Толидо (США) оба выиграли золотые медали, Саша к тому времени ради общего дела ушел в полутяжелую категорию.
А о самой олимпийской базе я вспоминаю только хорошее. Мы так часто приезжали сюда, так душевно общались с местными людьми, что со временем стали друг для друга чем-то вроде родственников, просто замечательные были отношения, теплые и искренние. Природа тут была удивительной, тогда базу окружали чуть ли не дремучие леса, из-за чего однажды я, мой тренер Сергей Преображенский и Сашка Медведь заблудились. Да так, что лишь поздним вечером вышли к какому-то полустанку. Увидал нас, вконец обессиленных и голодных, какой-то мужичок, дал нам буханку еще теплого, ржаного хлеба, которую мы в несколько секунд и умяли. Позднее довелось мне бывать на торжествах и приемах самого высокого уровня, где подавались дорогие и изысканные яства. Но, честное слово, ничего вкуснее того теплого, мягкого хлебушка я никогда не отведывал.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте