23 и 24 февраля в Москве и Подмосковье проходил третий, последний в этом году, зимний учет водоплавающих птиц. Как выяснилось, желающих провести зимние выходные на природе, за подсчетом птиц, собралось несколько десятков. Виталий НИКУЛИН, член Союза охраны птиц России, показал корреспонденту “Солидарности”, где птицы зимуют.
СОПР
Вокруг прилетающих перелетных птиц почему-то всегда разгорается нездоровый ажиотаж. Да как они там, бедные, перезимовали, да сколько их вернулось из теплых стран, а не заболели ли они каким-нибудь очередным страшным вирусом?.. А вот о птицах, что остаются зимовать в наших суровых условиях, практически ничего не слышно. Тем ценнее инициатива людей, которые каждую зиму ходят по берегам рек, подсчитывая и учитывая оставшихся с нами пернатых. Подобные мероприятия проводятся Союзом охраны птиц России (СОПР), и поучаствовать в них может практически любой желающий, которому не безразличны птичьи судьбы.
Как рассказал Виталий Никулин, член СОПРа, их организация объединяет как орнитологов-профессионалов, так и любителей. Словом, всех тех, кто хочет и имеет возможность изучать и наблюдать птиц.
- Под патронатом Союза охраны птиц идут самые разные проекты, - описывал деятельность СОПРа Виталий Александрович, пока мы ехали в электричке на свой участок подсчета. - Например, мы с другом пытаемся собирать под эгидой нашего союза так называемых “бедвочеров”, то есть людей, любящих наблюдать птиц. У нас есть фотографы-анималисты, вывешивающие свои работы на сайте организации. Есть люди, проводящие учеты птиц. Мы устраиваем дни наблюдения птиц и другие акции с целью пропагандировать наблюдения птиц и натуралистику в целом. Учеты водоплавающих на этом участке реки Москвы (от Коломенского до кольцевой дороги и ниже города - до устья) проводятся уже шесть сезонов подряд. Первый сезон был пробный, и учеты проводились отдельными энтузиастами в январе и феврале. Стало очевидно, что этот участок реки интересен, и в последующие сезоны учеты проводились по обычной методике - организованной группой на всем участке реки, дважды за зиму: в двадцатых числах января (как и в городе) и в конце февраля. А в этот сезон был впервые проведен еще один учет - в дни новогоднего праздника.
НЕ ГАЗЕТНАЯ УТКА
Высадившись из электрички около десяти часов утра, наша небольшая команда двинулась в сторону Москвы-реки. По берегу нам предстояло пройти около 12 километров, тщательно подсчитывая всех встреченных на пути пернатых. Звучит довольно просто. Однако поди попробуй прошлепать эти километры! То и дело проваливаешься в снег, скользишь по льду, а береговые кусты постоянно норовят скинуть тебя в воду упругими ветками. Но идти надо именно по берегу, ведь нередко объекты учета прячутся под берегом и в прибрежных кустах. Шагающий по берегу наблюдатель выпугивает таких спрятавшихся уток и считает их вместе с остальными. К сожалению, только на одном берегу. Правда, зимой утки на другом берегу обычно заметны, так как большая их часть скапливается у кромки воды. Но задачу наблюдателей еще усложняют почти постоянный холодный ветер и, как в нашем случае, дождь. Впрочем, выбраться хоть раз в месяц на природу, пусть даже в такие условия, все одно приятно.
Традиция учета зимующих птиц насчитывает в Москве чуть менее четверти века - 24 года. Началось все с подсчета уток в городской черте, но сейчас масштабы мероприятия потихоньку растут. Аналогичные учеты начали проводиться в Твери и на очистных сооружениях Воронежа, где в числе прочих птиц был отмечен лебедь-кликун. Учеты, на один из которых попал я, проводятся уже лет пять. Как рассказал Виталий Никулин, раньше водоплавающие птицы на Москве-реке за городом не учитывались. Но со временем выяснилось, что поскольку река ниже по течению давно уже не замерзает, то и птиц там зимует немалое количество. Оказалось, что при анализе количества зимующих в столичном регионе пернатых упускалось немало факторов. Чтобы от наблюдателей не ускользала существенная часть уток, чаек и других зимующих птиц, берега реки Москвы делятся между исследователями и несколько раз в год тщательно просматриваются на предмет численности разных видов птиц на разных участках русла. Нам с Никулиным досталось проводить учет на участке под Коломной, крайне живописно смотрящейся с другого берега реки.
Первыми представителями пернатых, которых мы повстречали на пути, оказались банальные, привычные для взгляда каждого горожанина синицы и сороки. Потом встретилось скопление ворон, которых, как объяснил Никулин, привлекали протаявшие поля. А еще позже мы увидели птиц, которых на нашем маршруте вообще-то должно было быть больше всего, - утки-кряквы. Пока корреспондент “Солидарности” считал ворон, член Союза охраны птиц приметил пару особей, вылетевших из-под берега. Разглядеть уток удалось лишь в монокуляр, предусмотрительно захваченный Виталием Александровичем.
Утки встретились нам еще несколько раз, но количество их не впечатлило ни видавшего виды Никулина, ни даже меня. Нам удалось насчитать всего семнадцать крякв. И это совершенно не вязалось с рассказом одного из встреченных нами рыбаков, который поведал о виденной им на прошлой неделе стае аж в двести особей. Попавшиеся нам на глаза утки были замечены в основном не на самой реке, а летающими над полем в некотором отдалении.
- То, что уток было немного, обусловлено потеплением. Приход весны чувствуют не только люди, но и птицы. И, возможно, они чувствуют это даже в большей степени, чем мы, ведь изменение погоды влияет на их образ жизни кардинально, - комментирует Виталий Никулин поведение птиц, не пожелавших попадаться нам на глаза. - Как и вороны, кряквы раслетаются с русла на протаивающие поля.
Позже (я вынужден был прервать свое участие в учете птиц) Никулин рассказал мне:
- Когда я остался один, я встретил стаю из семи уток-гоголей. К слову, гоголи были особым предметом нашего учета, так что приятна встреча даже малой стаи. И уже в темноте, когда увидеть птицу было невозможно, я ее услышал. Это была одинокая кряква.
Кроме разочаровавших меня уток, мы встретили по пути сорок, синиц, ворон, большую стаю чечеток и одного малого пестрого дятла, который стал для меня самым интересным экземпляром этого учета. А вот кого нам встретилось действительно много, так это рыбаков, вокруг которых “паслись” вороньи стаи в ожидании подачки.
Состояние же самой реки и особенно ее берега предстало передо мной весьма печальным - везде видны следы активной человеческой “жизнедеятельности”. Пустые бутылки, тряпки и целые пакеты с мусором, оставленные отдыхающими неизвестно кому... Все это сильно портит весь вид окружающей природы. Встречаются и совсем уж необычные экземпляры мусора: я с удивлением увидел медленно проплывший мимо нас деревянный корпус древнего телевизора...
СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ
Нужно отдать должное силе увлечения людей, которые, несмотря на холод и непогоду, занимаются учетом птиц. Если вдруг вы тоже соберетесь участвовать в подобном мероприятии, первым делом стоит озаботиться теплой непромокаемой обувью. Я так и не смог дойти до конца намеченного маршрута и свернул на последних километрах. Мои кожаные ботинки, на которые были возложены большие надежды, сперва промокли, а потом закоченели. Вместе с ногами. Согреться не было никакой возможности...
Напоследок Виталий Александрович передал через меня приглашение нашим читателям участвовать в учете и наблюдении птиц, особенно в регионах:
- Мы будем очень рады, если данные о птицах будут поступать к нам из разных уголков России. Чем больше у нас будет информации, тем более точные исследования мы сможем проводить и тем больше узнаем о птицах и природе в целом.
Считать птиц оказалось делом хотя и утомительным, но весьма интересным. Любому, кто возьмется за это занятие, гарантирована масса новых, замечательных впечатлений. Да и ознакомиться с птицами, которые живут в вашем крае, занятие очень познавательное, а значит, к этому делу стоит привлечь и детей. Нужны только теплая одежда и качественная обувь, да термос с горячим чаем и бутерброды в рюкзаке - и учет птиц, пусть даже и не в рамках каких-либо научных программ, а просто для собственного удовольствия, может стать замечательным семейным отдыхом на природе.
Александр КЛЯШТОРИН
Фото
Николая ФЕДОРОВА
“А”-СПРАВКА
Членами Союза охраны птиц России состоят более 2400 граждан России, СНГ и дальнего зарубежья, а также 26 российских общественных объединений. Отделения Союза работают в 60 регионах РФ. Союз издает журнал “Мир птиц” - по три номера в год, объемом 48 страниц.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте