В 2006 году Россия приняла участие в третьей волне международного научного проекта “Европейское социальное исследование”. Данные, собранные по 150 российским городам, позволили нашим крупнейшим ученым под руководством Института сравнительных социальных исследований выяснить, по каким параметрам мы схожи с Европой и в чем разнимся.
Наука “социология” в Европе известна давно, и, кажется, нет такой области, в которой не использовались бы статистические данные, собранные на соцопросах. С их помощью вычисляют популярность чипсов, количество курящих, покупательскую способность. Наверное, уже нет человека, который не был бы ни разу атакован на улице бойкой дамой, предлагавшей ему за шоколадку поделиться стремлениями и чаяниями, оценить рекламный ролик или протестировать новый продукт. Но подобные соцопросы - лишь побочный эффект серьезных научных исследований, проводящихся по всему миру.
Проект “Европейское социальное исследование” (ЕСИ) собирает данные о долговременных изменениях во взглядах, ценностях, мнениях и установках жителей двадцати европейских стран. Для реализации проекта в России был выбран Институт сравнительных социальных исследований. Также были привлечены крупнейшие ученые, такие как член-корреспондент РАН Николай Лапин, профессор Института социологии РАН Леокадия Дробижева, зав. сектором исследования личности Института социологии РАН, кандидат психологических наук Владимир Магун, и многие другие.
Первые результаты ЕСИ в России были представлены на пресс-конференции 28 марта. Сравнительный анализ структуры населения России и стран Европы по многим параметрам позволяет оценить культурный капитал страны и профессиональные навыки населения и определить, на какой стадии адаптации к современному обществу находится Россия.
НЕ “ТВОЕ” ДЕЛО
Итак, анализируем по пунктам. В стране люди рождаются, обучаются, работают. Вот вопрос труда и рассмотрим подробней. Тут есть из чего выбирать: динамичная карьера в крупной корпорации, совершенствование навыков на небольшом предприятии или “голубая мечта” - свое дело? В Западной Европе почти 13% населения составляют частные предприниматели или люди, работающие в семейном бизнесе. В России же таких не более 5%.
Недостаточное развитие частного предпринимательства и семейного бизнеса сказывается у нас на структуре доходов семей. Основные источники доходов для 95% россиян - зарплата и социальные выплаты, и только у 4% основной доход от бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве (всего 1%). По этим показателям наиболее близки к России Болгария (93% наемных работников), Эстония (94,3%), Венгрия (92,1%) и Дания (90,1%).
И хотя в нашей стране развивается смешанная экономика с растущей долей частного сектора, формальные отличия России от Европы в этой сфере еще очень велики. Видимо, на развитии частного дела у нас сказываются не только объективные условия: несовершенство кредитной политики, коррупция и противодействие бюрократического аппарата, незащищенность бизнеса - но и отсутствие у населения опыта ведения своего дела, ответственности и риска. (В советский период все считались наемными работниками государства.) И хотя факт развития новых статусов занятости сам по себе красноречив, до того времени, когда ведение своего бизнеса перестанет напоминать купание с аллигаторами, нам еще далеко.
ФОБИЯ ОТ ПОСОБИЯ
С бизнесом вроде бы ясно. С доходами от него все несколько сложнее - видимо, даже социология не в состоянии разобраться в играх светотени нашей экономики и налогообложения. С уверенностью можно говорить только о структуре доходов. На данный момент 71,9% опрошенных живут на зарплату, 4,1% признались, что получают доходы от бизнеса или предпринимательства. Разнообразные социальные пособия, кроме пенсий, как основной источник дохода отметили лишь 1,2% респондентов, что в 4 раза ниже, чем в странах Западной Европы. (Хочется верить, что последнее говорит не о мизерности пособий, а о неприятии нашими согражданами идеи иждивенчества.) Пенсии как основной финансовый источник указали менее 22% респондентов, в то время как численность пенсионеров в стране составляет 27% населения. Можно сделать вывод, что для почти пятой части пенсионеров более весомы другие источники дохода, в том числе зарплата или помощь родственников.
То, что пенсионное обеспечение тревожит население России, равно, кстати, как и население почти всех стран бывшего соцлагеря и части западных стран, хорошо продемонстрировали данные ЕСИ. В опроснике предлагалось оценить по десятибалльной шкале уровень тревожности. На последнем месте оказалась Швеция - средний балл по стране ниже 3. Лидируют Польша, Германия и Португалия - от 5,8 до 6,28 балла. Россия находится примерно посредине со средним баллом 4,82.
КВАЛИФИКАЦИЯ: ВЗГЛЯД В ГРЯДУЩЕЕ
Следующим любопытным моментом для исследователей стал анализ профессиональной структуры работающего населения России. Как показывают отечественные исследования, за последние 20 лет в стране произошли изменения, которые говорят о деквалификации значительной части населения. По данным ЕСИ, структура занятости в России отражает противоречивые тенденции. По количеству профессионалов высокой и средней квалификации (30,1%) мы опережаем все бывшие соцстраны и многие западные, например - Испанию (15,6%) и Великобританию (22,8%). Но при этом значительно отстаем от большинства других развитых стран: в Швеции - 36,9%, в Бельгии - 36,6%, в Швейцарии - 37,7%.
Вместе с тем индустриально квалифицированные рабочие и рабочие низкой квалификации у нас составляют 32% - в 2,5 раза больше, чем в западных странах. Это говорит об индустриальном этапе развития, на котором все еще находится Россия. Так что на пути к постиндустриальной экономике стране придется решать серьезную проблему, связанную с изменением профессиональной структуры населения. Делать это надо, чтобы развивать сферу обслуживания, замещать физический труд преимущественно интеллектуальным и осуществить переход к высокотехнологичной и информационной экономике.
КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
В МЕЛКОЙ МОНЕТЕ
Раз уж разговор зашел о труде интеллектуальном, следует обратить внимание на “интеллектуальные” статданные, то есть на образование населения. Структура образования, унаследованная Россией от Советского Союза, была обусловлена задачами индустриализации страны. По уровню образования населения (по-прежнему достаточно высокому) и еще по некоторым показателям Россия обгоняет большинство стран Восточной Европы, но существенно отстает от большинства стран Западной Европы.
Наиболее распространенное образование среди россиян - техническое и инженерное (около 25% жителей). При этом Россия в 3,5 раза отстает от Европы в подготовке специалистов в сфере естественных наук: математика, биология, физика. Очевидны недооценка подготовки кадров для фундаментальных наук, плохое финансирование и низкий рейтинг ученых. В 1,5 раза отстает Россия и в подготовке специалистов в области экономики и управления, но, учитывая высокий рейтинг этих специальностей, данное направление бурно развивается. Только в 2004 году образование в этой сфере получили 30% выпускников государственных вузов и 50% - негосударственных. Обращает на себя внимание и низкая популярность медицинского образования в нашей стране, что подтверждает слабое развитие сектора услуг.
В целом итог скорей удовлетворительный: по уровню образования Россия занимает вполне определенное место среди европейских стран. Культурного капитала страны должно хватить на ее превращение в современное информационное общество. Нужно только к модернизации экономики добавить небольшую переориентацию системы образования на подготовку специалистов для высокотехнологичных отраслей и сектора услуг.
HOMO GAVISUM - ЧЕЛОВЕК УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
Профессия, статус, оклад, пенсия - все это насущные вопросы материального мира, а у нематериального вопрос один: доволен ли человек? Отношение людей к своему труду всегда так или иначе эмоционально окрашено. По среднему баллу среди самых “довольных” своим трудом - жители Дании (7,8 балла), Швейцарии (7,7), Кипра (7,7) и Финляндии (7,6). Россия замыкает список - 6,14 балла. Детальная проработка этого вопроса выявила взаимосвязь между количеством людей, занятых в сфере услуг, и степенью удовлетворенности. Чем выше доля занятых в сфере услуг, которая косвенно отражает постиндустриальный характер экономики, тем больше удовлетворенность. Снова все упирается в экономику: видимо, пока Россия не расстанется с индустриальной моделью, о довольстве граждан лучше не спрашивать.
Отдельным блоком в сфере услуг выделены медицина и образование. Наиболее высоко свое образование оценили жители Финляндии, Дании, Бельгии, Норвегии и Швейцарии. Самые низкие показатели у Болгарии, Португалии, России и Германии. Состояние медицинского обслуживания наиболее удовлетворительно оценивают во Франции, Бельгии и Швейцарии. Россия стоит на одном из последних мест - в компании с Португалией, Болгарией, Польшей и Эстонией. Довольно низкую оценку своим медикам поставили также жители Германии.
Далее в “пирамидку потребностей” в ЕСИ поставлено ощущение безопасности в месте проживания. Наиболее спокойно в темное время суток около дома ощущают себя жители Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании и Кипра. Самые неуютные ночные улицы в Болгарии, России, Эстонии (более 40% опрошенных не чувствуют себя в безопасности) и Великобритании, где за свою жизнь волнуется треть респондентов.
Терроризма больше всего боятся в Великобритании (83%). Следующую группу составляют: Бельгия (67%), Россия (65%), Испания (58%) и Франция (53%).То есть те страны, которые наиболее сильно пострадали от терроризма. Самыми спокойными оказались Финляндия, Швеция и Кипр.
НАПОСЛЕДОК - О ЦЕННОМ
Видимо, именно в связи с неудовлетворенными потребностями среди базовых жизненных ценностей россиян превалирует Безопасность. Второе и третье места делят Благожелательность и Универсализм (некие усредненные представления о равенстве и стандартной этике. - Прим. авт.), на четвертом - Самостоятельность, на пятом - Традиция. Ниже в иерархии идут: Достижение - шестое место, Конформность - седьмое, Власть/Богатство - восьмое, девятое - Гедонизм и десятое - Стремление к новизне/Риск.
То есть для среднего россиянина характерна более высокая осторожность, чем для жителей других европейских стран. У него слабее выражено стремление к новизне, творчеству, свободе и самостоятельности. Ему менее всего свойственна склонность к риску, стремление к увеселениям и удовольствиям. В этом он сильно схож с представителями постсоциалистических стран.
Сравнение среднего россиянина с жителями других европейских стран свидетельствует о слабой выраженности у него надличных ценностей, связанных с заботой о других, заботой об окружающей среде, равноправием. И наоборот - у россиянина крайне высока значимость противостоящих названному эгоистических ценностей.
Вот такие данные были собраны по России в 2006 году. Следующая волна исследования начинается в текущем, 2008-м. В этот раз проект даже получил поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Осталось быстро перестроить экономику, развить сферу услуг, перестать бояться темноты и изжить в себе эгоизм.
Елена БЕЛЛИС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте