С июня этого года Правительство Москвы запустило новую программу “Инвалидам - благоприятную городскую среду для проживания”. Ее основная задача - сделать город доступным для людей с ограниченными возможностями. Уже переоборудованы первые переходы, лифты и дворы. Радужную картину портят только некоторые подробности, которые власть не спешит доносить до народа.
“Москва должна стать городом равных возможностей”, - постановило правительство столицы. А решить эту задачу городу должна помочь недавно стартовавшая программа обустройства города под нужды инвалидов. В ее рамках будут переоборудованы дворы, подъезды и пешеходные переходы.
Чтобы показать первые результаты этой программы, журналистов провезли по Ленинскому проспекту - именно там произошло большинство преобразований. Например, помимо “пищащих” светофоров, к которым москвичи начинают привыкать, на Ленинском для инвалидов-колясочников оборудовано 54 подземных перехода, которые оснащены специальными спусками с наклоном в восемь градусов. По расчетам коммунальщиков, именно такой наклон идеален для спуска и подъема на инвалидном кресле. На дорожное полотно уложено специальное покрытие. из пластиковой и резиновой крошки, его основное назначение - увеличить коэффициент сопротивления и облегчить людям жизнь во время слякоти и гололеда. Примечательно, что к покрытию власти подошли с максимально возможным рационализмом: основной составляющей смеси служат переработанные автомобильные покрышки и корпуса мобильных телефонов.
Помимо пандусов переходы оборудованы бороздками, по которым можно определить направление движения - это уже специально для слепых. Однако то, что хорошо слепым, оказалось не слишком удобно колясочникам. По словам Инны Моргулис, председателя Гагаринской организации Всероссийского общества инвалидов, в бороздках застревают колеса и проехать по ним на ручной коляске бывает довольно сложно.
Новые переходы и остановки раскрашены в яркие цвета, преимущественно красный и желтый. Цветовой спектр выбран опять же не просто так, а в соответствии с международными стандартами, принятыми ООН. Желтый - последний спектр, который различает глаз слабовидящего человека.
Не секрет, что многие инвалиды просто не могут выйти из квартиры: размеры лифтов не позволяют въехать туда коляске. В программе учли и это. Запланирована перестройка подъездов, и особое внимание уделяется лифтам и лестницам. На лестницах установят пандусы. А вот с лифтами сложнее: их надо расширить и переоборудовать, а в домах старой планировки это зачастую невозможно. Госзаказ на лифтовый передел получила американская компания OTIS, которая не так давно построила завод в Санкт-Петербурге.
- В переработке лифтов мы использовали лучший опыт европейских коллег, - рассказывает Сергей Юдин, директор по сервису московского региона компании OTIS. - Чтобы расширить лифтовый проем, нам приходится перестраивать шахту. Работы много, и полная замена одного лифта вместе с шахтой занимает порядка 60 дней.
По его словам, в новых кабинах предусмотрено все для удобства людей с ограниченными возможностями: автоматические двери не закроются, пока инвалид-колясочник не въедет внутрь, панель с кнопками расположена ниже, чем в обычных лифтах. Для удобства слабовидящих граждан в лифте есть звуковые сигналы. Кроме того, Сергей Юдин гарантирует безопасность таких лифтов: “Электроника настолько надежна, что лифт работает в любом состоянии, его нельзя сломать”.
Да, для многих московских домов это, к сожалению, очень необходимо. По данным Юдина, сегодня уже заменено порядка 1500 лифтов. Точного срока окончания работ он не назвал, однако по прогнозу все лифты в Москве будут заменены через два года.
Такой срок вызывает сомнение. Сейчас в Москве насчитывается около 39 тысяч жилых домов. Замена лифтов во всех них - проект масштабный. Из цифр, сообщенных Юдиным, следует, что замена одного лифта занимает два месяца, следовательно, одна бригада за год может заменить шесть лифтов. За два года, которые компания OTIS отводит на всю программу, соответственно, 12. Даже если считать, что в каждом из 39 тысяч домов по одному лифту и подъезду (хотя на деле в каждом доме по нескольку подъездов с одним-тремя лифтами в каждом), придется нанять 3250 бригад по три-четыре человека в каждой. Приличный размах даже для международной компании.
Двор полностью переделан пока лишь один и тоже на Ленинском проспекте. Вообще ситуация с дворами и маленькими дорогами куда сложнее. В городскую программу они не попадают и находятся в ведении префектур. Таким образом, решение о том, менять или оставить, тоже за управой. “Пока осуществлены только пилотные постройки. Когда будут устранены все недочеты и учтены пожелания, мы доработаем сметы. В настоящее время управам даются только рекомендации по перепланировке дворов, после доработок будут наложены уже обязательства”, - пообещал Сергей Титов, заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства.
Вот что сообщил корреспонденту “Солидарности” Александр Ломакин-Румянцев, председатель Всероссийского общества инвалидов: “Пожелание только одно: чтобы все проходило быстрее и делалось повсеместно. Конечно, хочется, чтобы инвалидам больше не приходилось сидеть взаперти, а можно было жить наравне со всеми”.
Со временем и повсеместностью, похоже, как раз могут возникнуть проблемы. “Инвалидам - благоприятную городскую среду для проживания” пока программа без финансирования и временных рамок. По словам Сергея Титова, точный размер финансирования еще не утвержден и сроки не регламентированы. Хотя посчитать необходимое финансирование, казалось бы, не так сложно, однако пока у Департамента нет данных о том, во сколько обошелся один двор, переход или лифт. Эти все порождает страх так называемых потемкинских деревень: благоустроенный Ленинский проспект супротив Бутово без светофоров.
Саша МЕРЦАЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте