Top.Mail.Ru
Общество

Кризис поиска работы

Корреспондент “Солидарности” провела интернет-опрос среди соискателей

Вопрос поиска работы сейчас, пожалуй, один из самых острых. Кто-то готов на все - лишь бы деньги платили. Кто-то еще пытается найти работу по специальности.

За статистикой по вакансиям и соискателям далеко ходить не надо. На одном из популярных “работных” сайтов эти данные вывешены и постоянно обновляются: на 52 тысячи свободных мест - около 736 тысяч резюме...



На фото: Трудоустроиться в кризис -
это вам не на ярмарку вакансий сходить



В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ

По официальным данным Мосгорстата количество безработных в Москве достигло 37 тысяч человек. По прогнозам эта цифра будет расти еще 2 - 3 месяца. Но по тем же официальным данным банк свободных вакансий Москвы значительно превышает число зарегистрированных безработных. Сейчас в столице 215 тысяч вакансий, со средней зарплатой в 40 тысяч рублей.

Оставшимся без работы в Москве и Петербурге предлагают переквалифицироваться и устроиться на востребованные должности. Из-за кризиса работодатели стали “капризнее” - предпочитают набирать сотрудников с опытом работы (даже уборщиц!), требуют дополнительных знаний, но при этом отказываются обучать свой персонал.

Даже в кризис продолжают встречаться объявления “Требуется продавец”. Средняя зарплата столичных продавцов-кассиров 18 тысяч. Максимум - 30 тысяч, но “новичкам” придется согласиться на 10. И не факт, что оставят после испытательного срока.

Охранники требовались всегда. Спрос не снизился, но хорошо устроиться в этой сфере без опыта непросто. В среднем лицензированные охранники могут рассчитывать на 21 -22 тысячи рублей. Новичкам могут предложить и того меньше - около 14.

Повар - еще одна профессия, удерживающая свои позиции в числе востребованных. Средняя зарплата - 19,5 тысяч рублей в месяц. Минимум - 10 тысяч, максимум - 28.

Водителю на своем автомобиле предлагают от 15 до 50 тысяч рублей. А вот секретарям приходится туговато. Без опыта работы возьмут за 10 тысяч. Владеющих иностранным языком, ПК, делопроизводством, с высшим образованием или спецкурсами ждет от 20 до 25 тысяч. Вот такое “изобилие” можно увидеть в Интернете по запросу “вакансии Центра занятости в Москве”.


ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Центры занятости всячески подчеркивают, что всеми силами стараются помочь безработным гражданам. Однако сами граждане не очень-то довольны помощью государства. Вот, к примеру, рассказ Екатерины из Ростова, выпускницы философского факультета университета, решившей посетить Центр занятости:

- Последние недели бегаю по официальным конторкам и собеседованиям. С работой плохо. Решила обратиться в центр занятости. Вакансий у них мало, все экзотические. Сначала отправили за город на ковропроизводство (сорок минут полем от ближайшей остановки транспорта), потом предложили курсы водителя троллейбуса. Сказали, профессия очень востребованная. Еще две трети курсов - по специализации медсестер.

Москвич Антон Романов, по профессии инженер-конструктор, ищет работу уже 3 месяца. Совсем недавно специалисты в этой области были нарасхват.

- Месяцев пять назад стоило разместить резюме “инженер-конструктор” на сайте по поиску работы (hh.ru), и звонки начинались уже через пять минут. Устроившись в компанию “Паркет-холл” на зарплату в 40 тысяч через год я уже получал предложения о работе на 70 и 75 тысяч рублей, а тут полная тишина. Подумал и решил пойти в оборонку. И тут меня ждало самое большое разочарование. Хорошо хоть, что с тех пор как я работал на ГКНПЦ им. Хруничева, зарплату конструктора подняли с 3 до 15 - 18 тысяч рублей. Хоть это радует. Я просто не спрашиваю себя, как кормить семью на 15 тысяч. Ее у меня пока нет. Но вместо приглашений на меня посыпались отказы. Мол, не нужны им специалисты, которые ушли из классического машиностроения и год проработали “не там”. Сейчас я расспрашиваю людей, действительно ли так плохо работать в “Макдоналдсе” или “Шоколаднице”, или все-таки можно попробовать. Можно, конечно, слесарем на завод, но лучше уж “Шоколадница”, чем слесарь.

И при этом сейчас многие чиновники говорят о нехватке квалифицированных кадров в машиностроении и о том, что хорошие инженеры не хотят работать на госпредприятиях.


ГЕОГРАФИЯ ПОИСКА

В регионах с работой еще “веселее”.

- Работодатели все чаще увольняют сотрудников и тут же берут новых. Но уже за значительно меньшие деньги. Стало больше предложений по “черным” зарплатам, и люди снова готовы их получать. Ведь для потерявшего работу это лучше, чем ничего, - комментирует специалист по подбору персонала одного из кадровых агентств Петербурга Антон Кочнев.

- Пять месяцев ищу работу в области финансов и экономики. Но когда нашла подходящее место, мне отказали из-за сокращения вакансии. Так и началось. Количество собеседований уменьшилось вдвое. А требования работодателей возросли раз в 10! Приходилось проходить массу профтестов и отборов, - рассказывает Ирина Волошенко из Санкт-Петербурга. - После Нового года вообще глухо! Я молодой специалист, опыта немного, а ищут более опытных, тщательно выбирают из множества претендентов. Даже на продавца невозможно устроиться. И я не одна такая! Более опытные, и то устроиться не могут, уже снизили запросы до 30 тысяч в месяц.

Анну, менеджера из Санкт-Петербурга, с января отправили в неоплачиваемый отпуск по “собственному” желанию.

- А я и не знала, что у меня такое желание есть, - говорит Анна. - Зарплату за декабрь я получила в начале февраля. Зарплату за январь всем снизили на 13%. Зарплату за февраль грозят урезать в два раза. Надеюсь, хоть в середине марта что-то выплатят. Дала себе срок - две недели. Если не найду себе другую работу, вернусь домой в Ростов. Там хоть жилье снимать не надо.

Кому-то банально надо снимать квартиру, потому что негде больше жить. А кому-то - кормить семью. И тут уж не до пафоса.

- Общался со знакомыми. Один весьма успешный адвокат по уголовным делам по ночам подрабатывает охранником. Говорит, клиентов после Нового года совсем нет, - рассказывает Влад. - Второй знакомый возглавляет службу безопасности в строительной фирме. И сам вместо одного из сокращенных сотрудников выходит охранять один из недостроенных объектов.

А некоторые решили работать и вовсе “за идею”.

- Нас, радиоведущих, распустили с марта на месяц - в неоплачиваемый отпуск. Сказали, нечем платить. Обидно, тяжело, но отказаться от любимого дела я не могу, - горюет Илона из Сибири. - Возможно, месяц - только предлог, чтобы закрыть радио, но я все-таки надеюсь на лучшее. Мы решили работать бесплатно. Хотя бы два раза в неделю по четыре часа, чтобы не терять слушателей и формы. Мы все так единодушно решили. Один за всех - и все против кризиса.

“Требуется грузчик с высшим образованием без вредных привычек” - реальное объявление о работе.

У соседей - на Украине и в Беларуси - кризис тоже в разгаре.

- Есть у меня племянница в Конотопе (Украина). Учетчица сварочного цеха. Работает 3 неполных дня в неделю. Зарплата - 100 гривен (11$), и других доходов нет, - говорит Сергей.

Артем, программист из Минска, был весьма озадачен подозрительным пунктом трудового договора:

- “Заработная плата полностью или частично может быть заменена натуральной оплатой”. Интересно, это как? Я понимаю, можно выдать зарплату шпингалетами или трусами, их хоть реализовать можно. А мне что выдадут? Листинг программ? Или я свои коды должен буду есть?

А Максима из Перми поразил цинизм вакансии “Водитель на своем авто”.

- Предлагают зарплату восемь тысяч + две тысячи еженедельно на бензин. Работа шесть дней в неделю. Простые расчеты: Стоянка - 30 дней по 80 рублей - 2400. Мойка - минимум раз в неделю - в месяц это 1600. А зарплата у водителя всего 8 тысяч. Остается четыре. Минусуем сервисное обслуживание, ремонт, летнюю резину и т.д. - что останется? А другие расходы на автомобиль? О чем думает руководитель компании?

Но есть и оптимисты, которые не унывают и стараются видеть во всем положительные стороны. К примеру, дизайнер Татьяна из Москвы раздумывает, не переехать ли жить за границу: мол, искать работу по профессии невыгодно, а на Гоа жить дешевле.


ГЛАЗАМИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Можно сколь угодно обвинять во всем руководителей предприятий, увольняющих почем зря сотрудников и отказывающих в приеме на работу. Но при возникшем конкурсе и разнообразии выбора кто угодно станет привередливым.

Дмитрию из Петербурга понадобился PR-менеджер. В ответ на размещенную в Интернете вакансию за первые два дня пришло более пятисот резюме. По его словам, до кризиса на такие объявления поступало максимум 20 - 30 откликов.

Екатерина из Москвы опубликовала вакансию секретаря.

- Таких собеседований я еще не проводила. До сих пор сердце кровью обливается, - вспоминает она. - Чуть больше года назад мы тоже искали секретаря, но с необходимым опытом почти никого не было. Сейчас звонят по 15 - 20 человек каждый день, с опытом работы, со знанием языка (а то и нескольких). На собеседовании одно и то же: “Возьмите меня, я больше не могу искать работу!”, либо “У вас есть другие вакансии? Я пойду курьером, возьмите меня!” Мне после этого приходилось на ночь валерьянку пить. Когда люди приходят и умоляют их взять - жутко!

Менеджера по персоналу Олесю тоже поразил отклик на вакансию секретаря: триста резюме за сутки и полсотни звонков.

- Резюме перестали поступать в три часа ночи, и снова начали валиться в почту уже в семь утра. Решила работать по принципу: кто первый встал, того и тапки.

Можно ли найти работу в кризис? Однозначного ответа нет. Кому-то везет, и работа находится быстро. Кому-то приходится снижать планку запросов, кому-то действительно не на что жить, и люди соглашаются на любое место и любые деньги. Хочется верить, что любой кризис рано или поздно закончится. А “все, что не убивает”, как известно, “делает нас сильнее”.

Алена ПАХОМЕНКО
Фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика