Институт философии РАН вполне может в ближайшее время оказаться “без определенного места жительства” - здание, которое он занимает, передано Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина. Как говорят преподаватели института, в проекте создания Музейного городка предусмотрено, что их зданием, памятником культуры, пожертвуют ради строительства выставочно-гостиничного комплекса...
Представьте такую ситуацию - с самого рождения живете вы в квартире по договору социального найма. И вдруг город сообщает, что ваша квартира нужна для других целей, а вас переселят. Обещают не обидеть и даже предложить варианты. Время идет. Вариантов никто не предлагает. Внезапно вы узнаете, что из квартиры уже выписаны, зато там прописаны другие люди... Вы бы занервничали? Сотрудники Института философии РАН, оказавшись в подобной ситуации, нервничают.
Институт философии появился на свет в 1929 году, в “Доме на Волхонке”, расположенном по адресу: Волхонка, 14/1. Это бывшая усадьба князя Голицына, где год прожила Екатерина Вторая и где жили известные российские философы. Сейчас в институте 280 научных сотрудников, там учатся студенты двух факультетов Государственного академического университета гуманитарных наук. В 1993 году между институтом и Москомнаследием был заключен охранно-арендный договор, согласно которому вуз может располагаться в этом здании до 2019 года. Все эти годы институт исправно платил арендную плату и поддерживал здание как исторический памятник.
ДОМ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 80 лет мы размещались в так называемой городской усадьбе Голицыных, - рассказывает директор института, академик РАН Абдусалам Гусейнов. - И музей имени Пушкина, наш сосед, никогда не скрывал, что хотел получить наши помещения. 18 июня 2008 года вышло постановление правительства РФ № 464, с положением о включении здания института в создаваемый Музейный городок - при условии предоставления ИФ РАН иного помещения, а также после фактического переезда. Мы были против, но были готовы подчиниться закону. Однако в ходе реализации этого постановления допущена масса нарушений. Передача здания в федеральную собственность состоялась без обременения - наш арендный охранно-арендный договор не учли. На баланс Пушкинского музея здание поставили до нашего переезда. К тому же в процессе оформления документов допустили ошибку, и сейчас наше здание числится в регистрационной палате под двумя адресами...
“Мы законопослушны, но нет властей, которые бы не ошибались”, - заявляют сотрудники института. Большинство из них намерено настаивать на пересмотре постановления. И потому, что их мнение не учли при составлении документа. И потому, что институт родился в этом здании, и именно с ним у всего мира ассоциируется русская философия.
- Никто не предлагает нашим властям переехать из Кремля в современное здание, потому что люди ориентируются на историческую память. Так почему можно разрушить память о русской философии? - говорит д.ф.н. Сергей Никольский, председатель общественной комиссии, избранной трудовым коллективом института для защиты здания.
- В этом здании никогда не жили и не творили живописцы и скульпторы, - подхватывает д.ф.н. Валентин Толстых, проработавший в институте 40 лет. - Здесь не проводилось ни одной выставки. Зато здесь жили философы. Именно сюда приезжали наши гости. Поэтому сотрудники Института философии обращаются к правительству, просят оставить нас дома. А ведь это действительно наш дом - мы здесь родились и выросли.
ПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ
Музей уверяет, что он “уже длительное время является балансодержателем двух строений по адресу ул. Волхонка, дом 14/1, и вопрос передачи трех остальных строений не является новым”. Официальная позиция музея сводится к следующему: строения института нужны ему для расширения выставочных площадей. А план действий таков: музей оформляет юридическое право на строения по адресу ул. Волхонка, 14/1, чтобы начать проектно-изыскательские работы, а Институт философии РАН располагается на этих площадях без взимания арендной платы (а это 5500 кв. м) до момента перемещения в другое здание. Музей не будет мешать проведению “Года философии”, а в 2010 году начнет предпроектные работы. Охранно-арендный договор института с Москомнаследием музей, ссылаясь на пресс-службу Росимущества, считает незаконным, а сам скандал вокруг здания - раздутым. Отмечается, что руководство института мешает музею перезаключить договоры на оказание коммунальных услуг для указанных строений и что это прямо ведет “к затягиванию сроков проектирования”.
ГРИБОК И СПЕШКА
“Если вы обратите внимание на структуру собственности музея, то обнаружите, что сейчас ему принадлежит практически весь квартал вокруг центрального здания, - говорят преподаватели института. - Причем все эти помещения музей освоить не может - часть помещений сдается, а часть просто стоит даже без отопления. Денег у музея на приведение их в порядок нет. Как нет денег и на завершение долгостроя за зданием частных коллекций - более десяти лет стройка там так и не превращается в здание. К тому же в нашем здании нельзя выставлять картины - оно поражено грибком, и руководство музея об этом отлично знает”.
Работники института удивляются, зачем музею так быстро понадобилось их здание. По словам преподавателей, проект музейного городка еще не утвержден - общественные слушания состоятся в конце месяца. По приблизительным оценкам, его стоимость составит около 40 млрд рублей. Откуда музей возьмет такие деньги, если ему не хватает даже на завершение предыдущих проектов?
- Сначала я думала, что проект Музейного городка предполагает реставрацию усадеб, объединение их пространства и приспособление его под экспозиции, - говорит Елена Малер-Матьязова, преподаватель института. - Потом вникла в дело. Выяснилось, что музею уже передано 6 - 7 усадебных зданий, но работы в них не проводятся. Я стала выяснять, что же предполагает проект Музейного городка... Проект архитектора Нормана Фостера, возводящего здания в стиле “хай-тек”, предполагает, что на месте нашего института будет возведен выставочный зал в виде пятилистника. Рядом будут построены гостиница и киноконцертный зал. Сейчас известно, что, хотя проект Форстера был в фаворитах, сам архитектор отказался участвовать в конкурсе.
Идея возведения гостиницы в самом центре Москвы, на Волхонке, по мнению представителей института, объясняет спешку, и инвесторы под такой проект найдутся быстро. Однако покидать родное гнездо ради возведения “нумеров” философы не согласны. Студенты уже планируют прийти на общественные слушания по проекту и попытаться повлиять на решение.
ПОЗИЦИЯ РОСИМУЩЕСТВА
Росимущество настаивает на том, что действует в рамках закона. Говоря об охранно-арендном договоре с ИФ РАН, Росимущество сообщает, что договор “не был зарегистрирован в установленном порядке, как того требовало законодательство, что соответственно привело к отсутствию каких-либо обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и к ничтожности указанного договора. Таким образом, обременений (незаконный договор аренды не является обременением) при оформлении права государственной собственности в этом здании нет”.
“В целях реализации постановления Росимуществом и Российской академией наук рассматривалось несколько вариантов размещения, - утверждает агентство. - Однако все предложенные здания были отвергнуты. В данный момент подготовлено еще одно предложение о перемещении Института философии в здание, расположенное на Ленинском проспекте. Данное предложение согласовано с Российской академией наук. Предварительное согласие директора Института философии А.А. Гусейнова на перемещение института получено”.
“ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕ БЫЛО”
- Мы никогда не получали документов, где к оформлению нашего охранно-арендного договора предъявлялись бы претензии, - заявляет глава общественной комиссии института Сергей Никольский.
- Вариантов для переселения нам не предлагали, соответственно, никакого согласия мы не давали, - уверенно говорит директор института Абдусалам Гусейнов. - Мне известно, что РАН готовит предложение. Я был с ним предварительно ознакомлен. Но вопрос о согласии или несогласии на перемещение может идти лишь после официального предложения и после обсуждения с общественной комиссией, созданной трудовым коллективом. Что же касается претензий Пушкинского музея, то проектным и предпроектным работам мы не мешаем. Договоры же на коммунальное обслуживание зданий подписывал институт, и они будут за нами, пока мы находимся в здании, - мы же его арендуем на законных основаниях. Заявления о том, что наш охранно-арендный договор незаконен, не соответствуют действительности. Согласно Гражданскому кодексу отменить его можно лишь решением суда.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте