Любимая работа, большая семья, в будущем которой он был абсолютно уверен... Все рухнуло в один день, когда 53-летний житель Иркутска Григорий ВАСИЛЕЦ узнал о своем увольнении. А потом - поиск новой работы, растущие долги за коммуналку, невозможность обеспечивать семью и отчаяние, толкнувшее мужчину на самоубийство. 6 декабря он облил себя ацетоном и поджег... Врачам не удалось спасти его жизнь.
Корреспондент “Солидарности” связалась с женой погибшего, Ольгой ВАСИЛЕЦ, которая рассказала о трагедии, ее причинах и о том, как выживает семья сегодня.
ТРАГЕДИЯ
- Я была на работе, а муж купил ацетон, принес домой, разлил в комнате и поджег себя... - говорит жена погибшего Григория Васильца, Ольга. - В это время дома был наш сын, пятнадцатилетний Леша. Он был в другой комнате, просто почувствовал запах ацетона и побежал посмотреть, что происходит. Когда понял, начал звонить мне, но не успел - в этот момент раздался взрыв, и муж загорелся. Леша стал его тушить, чуть не сгорел сам... Я вовремя позвонила сыну на сотовый, он стал кричать, что тут все горит, папа горит, и я попросила его выйти из квартиры. Леша меня послушался, и это спасло ему жизнь.
Григорий Василец умер через несколько дней в одной из больниц Иркутска. Ожог был сильнейшим, и спасти мужчину не удалось. Его детям, младшим из которых, близнецам, исполнилось всего девять лет, придется научиться жить по-другому. Без отца.
ВЫХОДА НЕТ
Нередко самосожжение называют крайней формой протеста, когда человек не видит для себя иного выхода из сложившейся ситуации. Скорее всего, именно это и произошло в случае Григория Васильца. А началось все с незаконного увольнения.
- С 2003 года муж работал на одном из крупных предприятий Иркутска. Сначала слесарем, потом механиком и, наконец, начальником цеха, - рассказывает Ольга Василец. - Занимался ремонтом кранов, прессов, часто ездил в командировки. Работы было много, отпуск муж не брал, брал компенсацию. Нам помогали, детям собирали на 1 сентября, сами рабочие собирали деньги! И руководство всегда шло ему навстречу, давало возможность подработать. А потом сменился директор предприятия, и у них начались конфликты.
Причины разногласий были разные - и личные (высокая, около 36 тысяч рублей, зарплата Григория), и профессиональные. По словам Ольги, условия работы на предприятии непростые, и, зная это, Василец всегда требовал адекватной оплаты труда для работников цеха, особенно в командировках. Но новый руководитель командировочные выплаты урезал, и конфликт стал набирать обороты. А потом - кризис и массовые сокращения.
- Директор предупредил, что теперь у мужа будет сокращенная рабочая неделя и что у него не будет командировок. Поэтому значительно, до семи тысяч, снизится зарплата, - продолжает Ольга. - Директор предложил подписать бумаги, что он согласен на такие условия. Муж отказался и попросил отпуск, в котором не был четыре года, хотел отдохнуть, побыть с семьей на даче. И его отпустили с 8 мая на две недели. А когда пришло время выходить на работу, директор заявил мужу, что он уволен. Во время отпуска, без предупреждения, незаконно.
За почти 29 лет совместной жизни Ольга Василец привыкла во всем полагаться на мужа. И он привык быть основным добытчиком в семье. Поэтому свое увольнение он скрыл от жены, побоялся расстроить:
- Пока была работа, муж чувствовал себя уверенно, он глава семьи, содержит семью, пользуется уважением. А когда он потерял работу, это выбило сразу почву из-под ног. Он не чувствовал себя человеком. Если он не работал - всё, для него это был крах.
А через месяц Григорий устроился на работу в другом месте, но и там ждала неудача - зарплату не выплачивали в течение нескольких месяцев. К моменту увольнения, по словам Ольги, ее муж уже балансировал на грани отчаяния.
- 1 сентября он оттуда уволился, но нервы у него уже были на пределе, - вспоминает она. - Потому что надо было собирать детей в школу, жили только на мою зарплату, я работала практически каждый день. Копились долги за коммунальные услуги, нам отключили телефон. Я записала мужа на прием к юристу, в отдел по труду. И выплаты зарплаты удалось добиться. Заодно муж получил консультацию и по ситуации с фактом незаконного увольнения. Я спрашивала его: “Ты будешь подавать в суд?” - “Буду”. - “Будешь восстанавливаться?” - “Нет, я не смогу с ним работать”.
Выплат удалось добиться, однако с трудоустройством у Григория не ладилось. На последнем месте работы зарплату платили, но маленькую, да и работа Григорию не нравилась. Но он продолжал трудиться, чтобы хоть что-то приносить в семью. И при этом продолжал поиск нового рабочего места. По словам Ольги, муж стал очень болезненно реагировать на все вопросы о работе. Стал замкнут, а впоследствии и вовсе перестал общаться с семьей.
- За неделю до несчастья он вообще перестал разговаривать с нами. Ушел на работу, вернулся, закрылся в комнате, сказал: всё, вы больше на меня не рассчитывайте, - говорит Ольга. - Я сначала не поняла, меня тоже обида захлестнула: вроде бы не ругались, и у детей все хорошо... С чего вдруг такое поведение? У нас были такие отношения, что скандалов я ему никогда не устраивала, истерик не закатывала. Не было этого в семье. Я уже в последние дни пыталась даже кричать на него, чтобы вызвать какаю-то ответную реакцию. Безрезультатно. А потом, буквально перед несчастьем, он предупредил меня по телефону, что в этой квартире больше ничего не будет. И погиб...
ИМ НАДО ЖИТЬ
Семья Василец - Ольга и восемь детей (две старших дочери уже имеют свои семьи) - живет в небольшой трехкомнатной квартире в Иркутске. Несмотря на скромный метраж - 42,5 кв. м, квартплата немаленькая - около пяти тысяч рублей. Сама Ольга сейчас работает продавцом в цветочном магазине, и ее зарплата меньше этой суммы. Старшие дочери, живущие отдельно, помогают по мере возможности. Но, по словам Ольги, у них у самих маленькие дети. Одна из дочерей находится в отпуске по уходу за ребенком.
- Нам, конечно, помогли, - говорит Ольга Валентиновна. - Губернатор области выделил 150 тысяч и собес - 76 тысяч рублей на ремонт квартиры и мебель. Ведь все сгорело. Помогла администрация города, помогли школы, где учатся дети. Лешина школа помогла с покупкой линолиума, собрали деньги сами ребята. И в школе, где младшие дети учатся, тоже собирали и деньги, и вещи, пришли и вовремя поддержали. А продукты нам просто люди приносили, незнакомые люди... Недавно мясо на Новый год привезла какая-то совершенно незнакомая семья... Что еще? Бывшее предприятие, где работал муж, там у меня работает дочь, и предприятие, где работает один из сыновей, помогли с похоронами и памятником... Что нас ждет? Как мне сказала заместитель министра области по соцобеспечению, пенсия на каждого ребенка по потере кормильца составляет 4700 рублей. Она положена детям до 18 лет и студентам.
Сейчас Ольга и ее старшие дети занимаются ремонтом квартиры, ведь сгорело всё. Младшие дети и сын Алексей, ставший свидетелем трагедии, в санатории. Губернатор области предоставил им путевки. С Алешей там занимаются психологи. Сейчас главное - преодолеть шок и жить дальше.
От редакции: Если вы хотите оказать помощь семье Василец, просим вас перечислять деньги на счет в Байкальском отделении Сбербанка России. Номер счета: 42307810018352119974 - для Василец Ольги Валентиновны.
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте