Книжная ярмарка на ВВЦ известна многим: ведь это самое важное и масштабное событие в литературной жизни страны. Но попасть на этот праздник жизни могут далеко не все издательства. Аренда стендов по карману лишь акулам книжного бизнеса. Что же делать тем рыбкам, которые еще только мечтают стать акулой? Организовать свой книжный фестиваль!
Эпатаж и провокация “Бу!фесту” совсем не чужды
“Если событие не показали по телевизору, значит, его не было”, - гласит современная пословица. Это верно и для книжной индустрии. Если в крупнейших книжных супермаркетах страны нет книг издательства, если на крупнейших книжных ярмарках нет стендов издательства, если на билбордах нет рекламы издательства, значит, этого издательства не существует. Но чтобы пробиться в магазины и на ярмарки, нужны большие финансовые вливания. А где их взять, если читатель не знает о существовании книг малого издательства и, соответственно, не покупает их? Получается замкнутый круг. Чтобы его разорвать, малые издательства решили объединиться: вместе они могут гораздо больше.
Для того, чтобы заявить о себе, гильдия вольных издателей организовала фестиваль “Boo: буквы, звуки, цацки” (“Бу!фест”), который создавался на чистом энтузиазме людей, представляющих свои издательства: Игоря Белого (“Memories”), Чеслава (“ЧеБуки”), Лина Лобарева (альманах “Конец эпохи”) и Эрика Брегиса (“Снежный ком”). С 12 по 14 февраля прошел уже второй фестиваль, причем вырос он, по сравнению с первым, весьма значительно: в два раза! Именно во столько раз увеличилось количество участников (больше пятидесяти издательств), и, соответственно, количество залов фестиваля, проходившего в Москве, в Галерее на Солянке.
На этот раз основной концепцией мероприятия стало привлечение внимания к культуре книги. В связи с этим на фестивале были представлены издательства, придающие особое значение оформлению. И оно действительно впечатляло. Взять хотя бы суперобложки с провокационными надписями. Не удивляйтесь, если увидите в метро девушку, читающую книгу под названием “Как увеличить сиськи до 4 размера” или “Качаем бицепс при помощи степлера”. Вполне возможно, что на самом деле она читает Ремарка, Пелевина или кого-то еще. Такие суперобложки вошли в моду примерно год назад и называются антибуки. Производитель говорит про них так: “Антибуки - это суперобложки для книг, с помощью которых можно быстро взорвать мозг тем, кто окажется рядом”.
Тем временем на одном из стендов шла викторина. Нужно было правильно поставить ударение в слове. Всем желающим попробовать свои силы показывали карточки, на одной стороне которых - слово, а на другой – это слово с правильным ударением.
- Ну, я-то всегда говорю правильно! – сказала проходящая мимо девушка, и ей тут же предложили проверить это. “Жа́люзи, зу́бчатая, то́лика…”, - отвечала она. Представитель студии Pagedown улыбнулся и перевернул карточки. “Жалюзи́, зубча́тая, толи́ка…”.
- Ой, - засмущалась девушка, - а я-то думала, что знаю, как правильно.
- Ничего, - успокаивают ее. – Многие ошибаются.
Помимо книг на фестивале продавались и “цацки” - украшения и прочие “штучки”, сделанные вручную. Тут и серебряные копии скифских амулетов, и бусы, серьги, браслеты, и вечные альбомы фотографий (“вечные – до тех пор, пока не развалятся”, - пояснила владелица). Некоторые книги можно было взять даром или не даром, а за небольшую, чисто символическую плату. На этих стендах так и было написано: “даром” и “не даром”.
Посетителей помимо материальных ценностей потчевали и духовными. В течение всех трех дней на “Бу!фесте” шли различные мероприятия. Встречи с поэтами Мариной Бородицкой и Григорием Кружковым, детским журналом “Кукумбер”, выставка, посвященная творчеству Евгения Ганнушкина, - выдающегося советского художника книги, выставка “Пространство текста” (междисциплинарный проект на стыке книги художника, визуальной поэзии и медиаарта) и многое другое.
Что меня поразило - так это толпы читателей (фестиваль посетили более пяти тысяч человек) и огромная поддержка, которую оказывали друг другу люди – энтузиасты своего дела. Когда я, протолкнувшись, наконец, к стенду, спросила, сколько стоит резервный мозг (воздушный шарик с инструкцией по эксплуатации его в качестве резервного мозга), продавщица полезла искать ценник и виновато сказала: “Извините, сейчас уточню. Вообще я делаю деревянных ангелов, а тут просто помогаю…”.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте