Top.Mail.Ru
Общество

Особенности кремлевского отдыха

Вышла в свет книга “Охота и власть. Десять веков русской охоты”

Книжная новинка стала подтверждением того, что этой страсти - охоте - были подвержены почти все русские великие князья, цари, императоры, советские вожди. Работа подготовлена к изданию творческим объединением “Кремль-Фильм” совместно с Федеральной службой охраны России. Авторы книги (Сергей ДЕВЯТОВ, Валентин ЖИЛЯЕВ, Игорь ЗИМИН и др.) подробно и увлекательно рассказали, как и где охотились первые лица Российского государства. Книга богато проиллюстрирована редкими снимками, прежде скрытыми в архивах. Теперь гриф “Секретно” снят.

Леонид Брежнев на охоте. 1973 год.
Фото Владимира Муcаэльяна (Фотохроника ТАСС)



СТРАСТЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Придворная охота как часть дворцового церемониала и светское развлечение появилась при дворе русских царей в XVII веке. До тех времен охота не считалась забавой, а представляла собой только один из видов промысла - постоянный источник продуктов пропитания для значительной части населения. Охота со времен первых Романовых становится частью официального этикета. Он во многом сложился под влиянием традиций великокняжеской охоты на Руси. С XVII века это уже был особый мир со своими правилами, традициями, атрибутикой, модой, этикой и эстетикой.

Пожалуй, больше других этому поспособствовал отец Петра I - Алексей Михайлович, обожавший соколиную охоту. Он даже написал (или поучаствовал в написании) своего рода пособие по соколиной охоте - “Урядник сокольничья пути”. Сам же государь на нее был готов оправиться в любое время. А если дела не позволяли, горестно вздыхал: “Не ходил на поле тешитца июня с 25 числа июля по 5 число, и птичий промысел поизмешался”. Но обычно второй Романов в поле выезжал по 15 - 20 раз в месяц!

Охотничьими навыками Алексей Михайлович владел до тонкостей. Быстро оценивал и качество птицы, и деловую хватку сокольничих. Царь настолько хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников, что по памяти вписывал их имена в приказные списки. И как личное оскорбление воспринимал пренебрежение чином сокольника. Когда сокольник Борис Бабин им “погнушался”, незлобивый государь разозлился и повелел бить его батогами. А возможность взглянуть на его любимых птиц, содержавшихся на Соколином дворе в Семеновском, была превращена им в знак особой царской милости. И среди подарков, отправлявшихся с послами, соколы и ястребы были не редкостью.

Как у всех охотников, у русских государей были свои любимые виды этой забавы. Правившая веком позже Екатерина II тоже отдавала предпочтение соколиной охоте. Петр II увлекался псовой охотой. Анна Иоанновна и Елизавета Петровна любили охоту птичью. Александр II и Александр III были поклонниками больших зверовых охот на медведей, лосей, зубров. Николай II запомнился современникам как любитель ружейной охоты.

Из представительниц слабого пола неслабой страстью к охоте воспылала Анна Иоанновна. Только за летний сезон 1739 года (за год до смерти) число ее трофеев достигло 1024! Императрица собственноручно застрелила 374 зайца, 608 уток, 16 чаек, 16 диких коз, 9 оленей, 4 кабанов и волка! А знатные вельможи в те годы скопом кинулись обучать своих дочерей стрельбе по птицам.

Однако все достижения предшественников меркнут на фоне свершений Николая II. Последний российский император меры в своем увлечении не знал.


КАК СТАЛИН ОХОТОЙ НА ЖИЗНЬ ЗАРАБАТЫВАЛ

Ленин и Сталин начали охотиться задолго до того, как взошли на политический Олимп. Но если в ссылку в Шушенское “архистрастный” охотник привез двуствольное курковое ружье, то “чудесный грузин” такой возможности не имел. После очередного ареста в 1913 году Сталин был сослан в Туруханский край - в село Монастырское, а потом в Курейку. Это маленький поселок с 67 жителями был самым северным поселением Туруханского края, далеко за Полярным кругом. Без преувеличения - на краю земли, где зима длилась 8 - 9 месяцев, а зимняя ночь была круглые сутки. В Курейке никогда не произрастали хлеба и овощи. Зато тундра и леса были переполнены дикими зверями. Охота на песца с применением ловушек-чирканов, которой занялся Сталин, дала ему возможность пополнить скудный бюджет ссыльного. На полученные от сданной купцам пушнины деньги приобретались керосин, хлеб, другие продукты и вещи. Охота частично избавляла от необходимости тратить деньги на мясо и птицу.

По свидетельству жителей Курейки, охотился Сталин круглый год. Не имея огнестрельного оружия, которое ссыльным иметь и не полагалось, он брал его на время у кого-либо из местных охотников. Приходилось идти на хитрости. Ф.А. Тарасеев и другие жители Курейки позднее свидетельствовали: “Ружья у него не было. Оставит кто-либо ружье в лесу, шепнет И.В., и он в лесу возьмет ружье и охотится. Приносил горностая, зайца, птицу”. Охота и рыбалка были для Сталина не развлечением, а острой необходимостью, они помогли ему выжить в условиях безденежья.

Позже Сталин с удовольствием рассказывал родным и соратникам о своем туруханском промысле. Но он не относился к охоте как к царской забаве. В 20 - 30-е годы его выезды на охоту больше походили на тайные вечери. А добытая дичь имела для генерального секретаря ЦК ВКП(б) второстепенное значение. Для охотничьего мероприятия, как правило, выбиралось безлюдное место вдали от жилья. Сопровождение тоже было минимальным - несколько охранников. Многое из хозяйственных работ вожди выполняли сами. Так, Ворошилову и Буденному часто приходилось рубить дрова для костра.

Осенью 1933 года Сталин посетил Абхазию. Председатель ЦИК Абхазской республики Нестор Лакоба не упустил шанса развлечь высокого гостя охотой. Сначала у Холодной речки, не выходя из открытого сталинского “роллс-ройса”, Сталин, Ворошилов, Буденный и Лакоба стреляли фазанов, тетеревов и перепелов. Лакоба зафиксировал в дневнике результаты охоты: “За три дня добыли больше трехсот птиц”. Если дичь не встречалась, охотники выходили из машины и углублялись в долину.

Видимо, сафари 1933 года оказалось последней охотой, в которой Сталин участвовал лично. После 1935 года охота была окончательно забыта. Свою роль в этом сыграла не только политическая ситуация в стране и мире, но и здоровье советского лидера. Хрущев вспоминал, что с тех пор Сталин начал осуждать охоту как пустое занятие и ругал за это пристрастие даже самого Ленина. Но поделать с увлечением подчиненных всесильный диктатор ничего не мог. Партийная и государственная верхушка охоту просто обожала. Особенно в Завидово. К середине 1940-х годов завидовское “научно-опытное хозяйство” занимало площадь 86 тыс. га. Оно принадлежало военному министерству (до середины 1950-х). Летом 1951 года терпение генсека лопнуло: Сталин закрыл охотхозяйство в Завидово.


ЗАВИДОВО

Как к этому отнеслись высокопоставленные любители охоты, история умалчивает. Но уже вскоре после смерти Сталина, разобравшись с Берией, ближайшее окружение покойного “вождя народов” инициировало диаметрально иное по содержанию постановление. Для Завидово наступили золотые времена.

Хрущев, придя к власти, принялся распространять о себе мнение, как о непревзойденном стрелке. Люди, видевшие его в деле, к такому утверждению относятся со скепсисом. А еще новый советский лидер очень любил находиться в центре внимания. Выезды на охоту стали многолюдными и регулярными. Хрущев сделал охотничье хозяйство открытым для посещения зарубежными гостями. Решился он на это после визита в Югославию. Там по окончании жарких политических дискуссий коммунистический лидер Тито пригласил высоких советских гостей поохотиться на острове Бриони. Большие любители пострелять, Хрущев и Анастас Микоян были потрясены безупречной выучкой местных егерей, изобилием зверей и дичи, роскошью охотничьего дворца руководителя Югославии. Именно тогда они твердо решили, что и в СССР следует создать подобное хозяйство. Ведь в существовавшие “спецугодья” - с их спартанским советским хозяйством и отсутствием элементарных бытовых удобств - высокого иностранного гостя не повезешь...

Сказано - сделано. А дальше - больше. В брежневские времена Завидово превратилось из обычного, пусть и элитного, военно-охотничьего хозяйства в любимую загородную резиденцию генсека. Брежнев охоту обожал до самозабвения. Каждую пятницу, а иногда и в середине недели, по Ленинградскому шоссе в сторону Калинина (ныне Твери) проезжал кортеж с мигалками. Причем за рулем основной машины, мчавшейся со скоростью 140 - 160 км в час, нередко сидел лично Брежнев. Случалось, доезжал до Завидово (а это 146 км) за 50 минут. Впрочем, Брежнев знал толк не только в охоте, но и в машинах.

Как правило, желающих составить компанию генсеку всегда было много. Как и в царские и сталинские, в хрущевские времена за “близость к телу” первого лица в неформальной обстановке надо было побороться. Стоит ли объяснять, чем было для тех, кто стремился продвинуться по служебной лестнице, приглашение генсека поохотиться, а значит, и неформально пообщаться. Как это называлось в аппаратных кругах, “порешать вопросы”.

С ворохом требовавших немедленного подписания бумаг приезжал в Завидово председатель Совета Министров СССР Косыгин. Поклонником охоты он не был, не поощрял и выездов своих подчиненных на охоту вместе с Брежневым. Отношения между двумя членами Политбюро были непростыми. Зато Косыгин, как и его друг, президент Финляндии Кекконен, любил рыбалку.
На охоте руководители советского государства и их гости вели себя по-разному. По свидетельствам завидовских егерей, член Политбюро ЦК КПСС, председатель Президиума ВС СССР Подгорный был человеком очень самолюбивым и вздорным. Мог и наорать. Зато министр иностранных дел Громыко иногда за день произносил буквально пару слов. На охоте вообще характер человека, его внутренняя сущность проявляется очень четко.

Любопытно, что Фидель и Рауль Кастро в первый раз приехали на охоту в Завидово со своим нарезным оружием. “Они же революцию только что сделали”, - шутили егеря.

Брежнев, как вспоминал зам начальника его личной охраны генерал Владимир Медведев, охотником был очень хорошим, с великолепной реакцией, стрелял моментально, “как только увидит зверя”. 10 февраля 1967 года в Завидово он отстрелял (добыл) 7-летнего марала весом 193 кг. Правда, к концу 1970-х болезни расшатали здоровье Леонида Ильича. Да так, что он перестал удерживать ружье. “Во время стрельбы ослабевшие руки не прижимали плотно к плечу ружье с оптическим прицелом, - вспоминал Медведев. - После выстрелов оно давало отдачу назад, и ему прицелом разбивало лицо. Возвращался в Москву - разбиты в кровь то нос, то бровь, то лоб. Врачи старались как-то замазать, забелить раны. Он останавливался перед зеркалом, и как-то по-детски жаловался неизвестно кому: “Ну вот, опять... Как теперь с подбитым глазом на работу идти!”

Но, несмотря ни на что, своей страсти Леонид Ильич был верен буквально до последнего дня жизни. Брежнев умер 10 ноября 1982 года, накануне побывав в Завидово...

Подготовил Олег НАЗАРОВ


ДОКУМЕНТ
Отчет императорской охоты. 1902 год.


Зверей: медведей - 6, барсуков - 48, волков - 20, хорьков - 263, лисиц - 140, белок - 640, русаков - 341, беляков - 1568, кроликов - 3, бродячих собак - 899, кошек - 1322.

Птиц: фазанов - 228, ястребов - 1255, глухарей - 52, сов - 273, тетеревей - 133, соек - 775, рябчиков - 22, ворон - 3341, воронов - 13.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика