Даже если вы догадаетесь, что колбаса, лежащая перед вами на прилавке, отмыта от плесени, а сроки хранения на ценниках откровенно лживы, все равно у вашей кошки гораздо больше шансов определить, какая из колбас содержит хоть немного мяса. До трети продуктов на наших прилавках - откровенный контрафакт. И нет ни одного реально действующего механизма, способного защитить от подделок - так уверяли эксперты на круглом столе, состоявшемся 18 сентября.
Российский рынок товаров наводнен контрафактом. Производством подделок иногда занимаются целые предприятия. Вот, к примеру, 16 сентября в Ульяновске сотрудниками центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по Ульяновской области был обнаружен целый завод по производству контрафактной водки. Производили поддельную водку 14 жителей Узбекистана, не имеющих регистрации и проживающих прямо на территории цеха вместе с детьми. При этом за день им удавалось производить до 100 ящиков поддельной водки 19 разных наименований. Оформление бутылок с алкоголем выполнялось качественно, на подделки наклеивались акцизные марки с указанием известных производителей.
"ХИМИЧЕСКИЙ" ХЛЕБ ПОД "НЕГРАНАТОВЫЙ" СОК
Недавно глава московского департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков заявил, что на столичном рынке около 30% товаров - контрафактные. Эксперты, собравшиеся на круглом столе "Разыскивается контрафакт: как отличить подлинный товар от подделки", полностью согласны с оценками чиновника. "Не надо путать контрафакт и фальсификат, - предупредила представитель ГУП "Московское качество" Марина Бубнова. - Фальсификат внутри, а контрафакт, то есть подделка бренда, - снаружи". Но при этом подчеркнула, что в отношении пищевых продуктов наиболее широкое распространение получил как раз фальсификат: "Подделывается все. Подсолнечное масло, вологодское масло, даже геркулес. Смотрите на место производства - настоящий "Геркулес" производится в Клину, а не в Орловской области, а вологодское масло имеют право производить лишь четыре завода в Вологде. При этом "Вологодское масло" никогда не продается на развес, оно либо в фольгированной упаковке, либо в фирменной деревянной".
Что подделывается чаще всего? "Чаще всего подделывается косметика и одежда известных марок, - уверяет Михаил Аншаков, глава Общества защиты прав потребителей. - Очень часто подделываются часы известных швейцарских марок, правда покупатели берут их, несмотря на то, что заранее знают о том, что это поделка". В том, что касается пищевых продуктов, Аншаков особое внимание обратил на обилие химического хлеба в Москве: "Он заполонил Москву, и это вполне легально. Закон не запрещает добавлять в тесто эмульгаторы. В результате у добросовестного производителя тесто зреет несколько часов, а у тех, кто балуется химией, подходит за полчаса безо всяких дрожжей. В результате мы и видим резиновые батоны, которые не черствеют неделями. И все это отражается на нашем здоровье".
- По оценкам нашего университета, самым фальсифицируемым продуктом на нашем рынке являются соки, особенно гранатовый, - уверяет заместитель проректора Московского государственного университета пищевых производств Александр Колеснов.
КАК ВЫБРАТЬ?
Как выбрать "правильные" товары? Эксперты посоветовали следующее: покупайте все в фирменных магазинах или крупных торговых центрах - там меньше подделок. Среди продуктов отдавайте предпочтение тем, которые подвергаются наименьшей обработке - свежему мясу и овощам, а не полуфабрикатам. Требуйте сертификаты, звоните по телефонам "горячей линии", указанной на упаковке, и спрашивайте, действительно ли выпускали товар с таким серийным номером. Сравните упаковку с той, что указана на сайте производителя. Обращайте внимание на сложность защиты упаковки - подделка такой защиты становится слишком дорогостоящей, невыгодной.
- Недавно в аптеке бабушка попросила меня посмотреть, настоящий ли "Боржоми", выставленный на витрине, - возразила Бубнова. - И хотя я являюсь экспертом, я не смогла ничего ответить на этот вопрос. Да, есть голограмма, но при существующем развитии полиграфии подделать такую вполне возможно. А как должна действительно выглядеть защита, я не знаю. У нас нет единой идентификационной системы защиты продукции. Каждый производитель вводит свою систему, и знать их все наизусть невозможно.
- Читайте самые мелкие буквы, - советует Колеснов.
- А их иногда невозможно прочитать, - возражает Аншаков. - В России до сих пор не существует стандартов на размер и цвет шрифта, - именно из-за этого Общество защиты прав потребителей проиграло суд производителям лапши "Роллтон". На упаковке там нарисованы свежие продукты, практически ресторанная еда. А реальный состав указан очень мелко, практически нечитаемым шрифтом. Мы считаем, что это вводит потребителя в заблуждение. Но из-за того, что стандарта на шрифты не существует, суд мы проиграли.
"КТО ВИНОВАТ"?
На свои силы рассчитывать не стоит. По словам Аншакова, исследование, которое проводило Общество защиты прав потребителей, показывает, что из всего ассортимента колбас человек обязательно выбирает самую "химическую". Мяса там не будет совсем, зато будут хорошо подобранные ароматизаторы, усилители вкуса и красители. Кошки в таком же исследовании выбирали "правильную колбасу" гораздо успешнее людей.
Казалось бы, от подобного "выбора" нас должен защитить закон. В сфере пищевой промышленности введено 17 технических регламентов, но эксперты утверждают, что у регламентов гораздо меньше требований к продукции, чем у старых ГОСТов. "Раньше детские соки нельзя было производить из химически обработанного или выращенного при помощи пестицидов сырья, - поясняет Колесников. - Теперь можно. Более того, теперь в детском соке может быть в полтора раза больше радионуклидов, чем во взрослом". Мнение экспертов едино - техрегламенты защищают производителя, но не потребителя.
Оставляет желать лучшего и активность, которую проявляют у нас в стране покупатели в отстаивании своих прав. Оно и понятно - как правило, суды присуждают моральную компенсацию в размере 500 - 2000 рублей. Так они пытаются избежать лавины "потребительских" исков - ведь покупатель не раз подумает, стоит ли пятиста рублей время, затраченное на процесс.
И все же серьезнее всего проблема заявляет о себе в сфере госконтроля. Роспотребназдор имеет право проверять малое предприятие не чаще одного раза в три года, да и то лишь предупредив за три дня. За это время на предприятии успешно подготавливаются к проверке. А следующей проверки уже не будет - средний срок существования малого предприятия у нас в стране составляет меньше двух лет. Не боятся проверок и крупные сети.
- Общество защиты прав потребителей как-то направило двух своих сотрудников на работу в торговые сети, - рассказывает Аншаков. - Один из них успешно устроился в "Перекресток", другой - в "Седьмой континент". Обоих поставили за прилавок безо всяких санитарных книжек. И стали учить "работать" - заплесневевшую колбасу и рыбу мыть в средстве для мытья посуды и натирать потом растительным маслом. Покупатель ориентируется на хороший вид продукта и даты, указанные на ценнике. И ему не приходит в голову, что каждый день товар перефасовывают и даты на ценниках "свежеют".
Выход эксперты видят только в усилении контроля, государственной поддержке добросовестных производителей. Необходимо также вводить единые принципы идентификации качества, внедрять системы добровольной сертификации, подобные программе "Московское качество". И, конечно, свои права должны активнее отстаивать сами покупатели. Правда, для этого неплохо бы сначала рассказать им, что этим качеством является. Многие сетовали, что за рубежом есть немало журналов, где эксперты оценивают те или иные товары. И перед походом в магазин граждане заранее смотрят, что стоит выбирать. У нас тоже необходимо вводить такую практику - хотя бы делать просветительские передачи по ТВ, которые бы рассказывали, каковы должны быть хлеб, молоко, колбаса.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте