1 - 5 декабря в Москве прошла ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, самое массовое "интеллигентское" мероприятие зимнего периода. Чтобы представить нашим читателям тенденции и новинки немассового книжного рынка, по следам выставки пунктиром пробежался корреспондент "Солидарности".
Под занавес уходящего года, с 1 по 5 декабря, в московском Центральном доме художника прошла двенадцатая ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Кроме того, что на ней проводится вручение премий "Русский Букер" и "Дебют", - это важнейшее литературно-тусовочное событие зимы. Сюда приходят пообщаться, встретиться с писателями... ну и, конечно, оставить часть заработка у книжных прилавков.
Что же такое нонфикшн? На русский язык этот термин можно перевести как "не художественная литература" или вовсе как "непридуманное". По сути, к этой категории можно отнести публицистику, документалистику, мемуары и биографические исследования, научно-популярные книги, путевые заметки и даже кулинарные справочники. И все эти жанры пользуются сейчас большим спросом у читателя: бум литературы non-fiction в России не отметил еще только ленивый.
БИОГРАФИИ И МЕМУАРИСТИКА
Письма и мемуары - наиболее классический пример нонфикшна, и немудрено, что в этом году такая литература заняла львиную долю первой сотни выставочного рейтинга. Причем ассортимент ее оказался весьма широк - женские дневники и письма вроде "Пристрастных рассказов" Лили Брик соседствовали в списке, к примеру, с мемуарами генерала Алексея Куропаткина, деятеля времен Русско-японской войны, а те, в свою очередь, - с книгой Ролана Быкова "Я побит - начну сначала".
Литература биографического характера тоже была представлена весьма разнообразно: от "Принципа Черчилля" Хельге Хессе до "Принципа Прохорова" Владислава Дорофеева (раз уж об этом зашла речь, стоит отметить, что в часы, свободные от покушений на Трудовой кодекс, Прохоров активно поддерживает российское книгоиздание).
ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ...
А вот издательство "Ломоносов", к примеру, представило неформальный взгляд на культурологию, выпустив серию книг "История. География. Этнография". Живой слог, небанально поданный материал - громоздким словом "научпоп" эти книги обзывать не хочется, хотя что же это еще? Темы порою - самые неожиданные: например, Олег Ивик (под этим псевдонимом укрываются историк Валерий Иванов и журналист Ольга Колобова) провел увлекательное исследование истории человеческих жертвоприношений. Рядом - книга "Кельты анфас и в профиль" переводчицы с бретонского языка и кельтолога Анны Мурадовой, которая поставила перед собой задачу развенчать мифы и стереотипы, возникшие на волне увлечения кельтской темой за последние пятнадцать лет. Здесь в качестве особо приятной характерной особенности следует отметить живой ироничный язык - порою, кажется, слишком свободный для жанра. Так не книги пишут, а рассказывают о любимом предмете в дружеской беседе - умело сочетая ликбез с глубоким уходом в материал. Было бы отрадно, если бы подобные книги, наконец, вытеснили псевдонаучную литературу, тоннами лежащую на прилавках наших магазинов.
Прошедшая ярмарка продемонстрировала всплеск читательского интереса к проблеме "родных пенатов". Пример - попавшая в "топ" выставки работа Александра Васькина "Спасти Пушкинскую площадь". Представленная Алексеем Митрофановым серия книг "Прогулки по Санкт-Петербургу" тоже почему-то наводит на невеселые мысли: а долго ли нам осталось любоваться его непотревоженными красотами? Право, жаль, что массовый интерес к истории родных мест возникает обычно тогда, когда эту историю начинают ровнять бульдозером, готовя площадку под торговый центр или очередной "газоскреб".
Еще один вид нонфикшна - набравшие в последнее время популярность травелоги - говоря по-русски, заметки о путешествиях. Этой благодатной темой сейчас активно занимаются и блогеры, и журналисты (например, Вадим Глускер c презентованной на ярмарке книгой "В поисках Франции"). Сам жанр травелога давно (вот уже несколько тысяч лет как) не новость, новость то, что он активно возвращает себе позиции в серьезной литературе - в этом году книга "Путешествие в сторону рая. В Египет по земле" брянской автостопщицы Татьяны Мазепиной получила "Дебют-2010" в области эссеистики.
ФИЛОСОФИЯ И РЯДОМ
Что уж точно оправдывает звание Non/fiction как ярмарки интеллектуальной литературы, так это философская публицистика. В этой сфере прошедшее мероприятие преподнесло отечественному читателю массу сюрпризов. Почетным гостем Non/fiction № 12 стала Франция, а ей на этой ниве всегда было чем похвалиться, причем в самых разных областях философского знания, и, что самое главное, от первого лица. В Москву на ярмарку приехало сразу несколько светил западной мысли. Психоаналитик Юлия Кристева представила перевод своей работы "Черное солнце", посвященной теоретическому и клиническому анализу депрессии и меланхолии. Венсан Декомб, еще один французский законодатель моды в области мысли, выступил с также недавно вышедшей на русском языке книгой "Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от первого лица". Перечислять список именитых интеллектуалов можно было бы еще долго.
России, впрочем, тоже было чем похвастаться. Из отечественных философских премьер можно навскидку вспомнить, к примеру, вышедшую в издательстве ГУ-ВШЭ "Апологию политического" Валерия Подороги, посвященную, если верить аннотации, тому, как "знание, которое формируется в тех или иных системах мысли, приобретает значение политического".
ВСЯ ВЛАСТЬ КАРТИНКАМ!
"Что толку в книжках, если в них нет картинок?" - задавалась вопросом кэрроловская Алиса. Книжки с картинками, судя по прошедшей ярмарке, в нынешнем году весьма в почете - начиная от переизданий Херлуфа Бидструпа (чего стоит один только выпущенный Издательским домом Мещерякова "Декамерон" Боккаччо с его иллюстрациями) и заканчивая многообразием комиксов - от "Плюха и Плиха" родоначальника жанра Вильгельма Буша до последних работ финских или французских художников.
Надо заметить, что западноевропейский комикс - это книга вполне взрослая и зачастую эстетская. В отечественном массовом сознании за рисованными историями закрепился стереотип "детскости", но те же французы относятся к ним весьма серьезно. Впрочем, часто ли встретишь в России биографические комиксы о Ницше, Че Геваре или Джиме Моррисоне?
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ?
Детская программа давешнего Non/fiction, пожалуй, стоит отдельного упоминания, благо по своему уровню она уже не уступает другим программам ярмарки, а по своему значению, пожалуй, в чем-то их даже и превосходит. Сформировать думающее поколение сейчас - задача немаловажная. При этом ситуация с нонфикшн-литературой для детей, если не сводить ее к учебникам и справочникам, а подразумевать под ней книги, которые не сколько отвечают на вопросы, сколько задают их, у нас в стране довольно печальная.
- То, какие темы взрослые готовы обсуждать с детьми, отображает уровень воспитания общества, в котором мы живем, - отметила Татьяна Рябухина, куратор детской программы Non/fiction № 12.
Действительно, многие темы для разговоров с детьми, ставшие привычными на Западе, у нас пока не приживаются. Российская общественность, помнится, весьма скептически отнеслась к выходу "Книги о смерти" и "Книге о любви" шведского автора Перниллы Стальфельт, посчитав, что чрезмерная откровенность в разговоре с ребенком ни к чему. Но вопросы-то у ребенка возникают, и необходимо, по словам Рябухиной, расположить его к интеллектуальной дискуссии, разбудить в нем исследовательское начало. С этой целью в "детской зоне" проводились полноценные философские семинары, где настоящие специалисты-философы ставили, в общем-то, недетские вопросы об истинных ценностях. Впрочем, почему недетские? Вопрошание - самое детское из человеческих занятий.
НЕ ТОЛЬКО NON...
В названии ярмарки знак "/" неслучаен. Художественная литература, то есть самый что ни на есть "фикшн", на ней представлена столь же богато - в самых разных обличьях. Среди особо отмеченных событий - и презентация очередного тома сочинений поэта-обэриута Александра Введенского, и приезд корифеев западного детектива и триллера Йенса Лапидуса и Жана-Кристофа Гранже, и представление книги "Мальвина и скотина" скандально известной гламурной блогерши Лены Миро.
Настоящий ажиотаж возник вокруг новой повести Дмитрия Быкова "Остромов, или ученик чародея", которую сам автор назвал "пожалуй, лучшей своей книгой". "Смесь исторической хроники, сказки и плутовского романа" - так журнал "Сноб" охарактеризовал повесть (да, именно повесть, несмотря на объем в без малого семьсот страниц). Эта книга завершает трилогию, начатую "Оправданием" и "Орфографией". Основанная на материалах дела ленинградских масонов, книга с неизбежностью вызывает размышления о том, что же тогда произошло со страной. И то, к чему Быков приводит читателя, нравится не всем: "Остромов", едва успев выйти в свет, вызвал множество споров.
- Книга тяжелая, страшная, читать ее противно, - говорил читателям Быков, а те ее все раскупали и раскупали: не успевала закончиться очередная "последняя" стопка, как помощникам приходилось бежать за новой.
НЕ КНИГОЙ ЕДИНОЙ
В этот раз на Non/fiction можно было приходить не только за литературой, но и за кулинарией или музыкой. Кулинарные семинары были организованы издательским домом "Вокруг света", где как раз недавно стал выходить журнал "Первое, второе, третье" под редакцией ведущего отечественного ресторанного критика Светланы Кесоян.
Возможно, поэтому кулинарная секция выставки была похожа на большой травелог: третье декабря стало днем Франции, четвертое - Италии. Пятое число посвятили Америке, да и в остальные дни тематической кулинарной "экзотики" хватало. Так, шеф-повар и блогер Роман Гершуни представил зрителям израильскую уличную кухню, а, например, Денис Грачев, шеф-повар BoomCafe, наглядно рассказал зрителям о скандинавской кулинарии.
Гурманам от музыки, кстати, в эти дни тоже было чем заняться - бок о бок с книжной выставкой работала ярмарка редкого винила: джаз, старый британский рок и многое другое - ну чем не рай для коллекционера?
Хорошей литературы сейчас столько, что в ней легко утонуть. Корреспондент "Солидарности", решивший было выбрать несколько лучших книг, оказался в роли ребенка, попавшего в магазин игрушек на новогоднюю распродажу - хочется всего, а ни рук, чтобы это унести, ни денег не хватает. Попытки сделать в данном случае субъективный рейтинг лучших книг - дело сугубо неблагодарное. Выбирайте, читайте, выстраивайте свой собственный рейтинг. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.
Александр ЦВЕТКОВ
Фото Николая ФЕДОРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте