Наступление весны отмечено не только обычным повышением температуры и таянием снегов, но и вспышкой активности в среде правозащитников. Но если кто-то подумает, что их наконец-то взволновали те же проблемы, что и большинство граждан России (по данным социологических опросов, россиян в первую очередь волнуют нарушения их прав в сфере ЖКХ, медицинского обслуживания и образования), то это не так. Война объявлена не ржавым трубам, ветхому жилью и плохим дорогам, и даже не коррупции, а химере сталинизма.
Рабочей группой по исторической памяти Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека был подготовлен документ с витиеватым названием "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении".
Примечательно, что к созданию документа не были подключены не только широкие слои российской общественности (что было бы в духе истинной демократии), но даже члены Совета, придерживающиеся иных взглядов, нежели председатель Совета Михаил Федотов и руководитель рабочей группы Сергей Караганов. Например, член Совета, автор и ведущий программы "Постскриптум" (ТВЦ) Алексей Пушков, поначалу включенный в состав карагановской рабочей группы, в ее работе не участвовал. В итоге миру явилось произведение, выдержанное в духе либерального фундаментализма 90-х годов прошлого века.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цели проекта обнародованы в "апрельских тезисах" руководителя рабочей группы. И хотя "Независимая газета" опубликовала их 1 апреля, радостных эмоций эта "шутка" не вызвала. Обратимся к тексту.
Караганов пишет: "Главная цель проекта - обеспечение модернизации сознания российского общества и российской элиты. Модернизация страны ни на техническом, ни на политическом уровне невозможна без изменения сознания общества, взращивания у народа чувства ответственности за себя, страну, гордости за нее - пусть и временами горькой, нормального патриотизма. Модернизационный рывок невозможен или крайне затруднен при нынешнем морально-этическом состоянии общества".
В этой связи сразу вспоминается книга "Коммунизм как реальность" нелюбимого псевдолибералами Александра Зиновьева. Великий русский ученый закончил ее в Мюнхене, куда был выслан из СССР в 1978 году (см. "Солидарность" № 16, 2007). Зиновьев писал: "Задача идеологии - организация и стандартизация сознания людей, управление людьми путем формирования определенного типа их сознания, удобного с точки зрения управления ими. Идеологический аппарат приучает и заставляет людей в некоторых ситуациях, жизненно важных для общества, всех людей думать, говорить и поступать одинаково и так, как это желательно для руководства обществом... Это - определенная настройка (поворот) "мозгов"..."
Запустив надоевшую за четверть века "шарманку" о преступлениях сталинизма и "десталинизации", федотовский идеологический аппарат сразу же дал понять, в каком направлении он будет настраивать мозги гражданам России. Впрочем, эта "музыка" играла недолго. Вскоре под огнем критики у Федотова и Караганова произошла "смена вех", и целью их бурной деятельности стала "детоталиризация". Поясняя суть маневра, Федотов подчеркнул: "В тексте проекта нет слова "десталинизация". Там говорится о гораздо более серьезных вещах. На месте Сталина мог бы находиться любой другой человек. Он мог быть менее жестоким или более жестоким, от этого бесчеловечная сущность тоталитарного режима не изменилась бы абсолютно".
Однако хрен редьки не слаще. Свои идеологические эксперименты псевдолибералы собираются строить все над теми же многострадальными согражданами. В первую очередь над нашей молодежью. Да и искоренять ростки "тоталитарного сознания" за пределами России им никто и никогда не даст.
Утверждения, что модернизация страны невозможна без изменения сознания людей и выяснения всей правды о том, что "наш народ сделал сам с собой в XX веке", просто удивляют. Разве китайцам, совершившим за последние 30 лет грандиозный модернизационный рывок, потребовалась для этого "вся правда" о правлении Мао Цзэдуна и событиях на площади Тяньаньмэнь? Нет. Смысл федотовско-карагановской затеи в том и состоит, чтобы отвлечь общество от решения реальных проблем.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПО-КАРАГАНОВСКИ
Режет глаз и тенденциозное отношение рабочей группы по исторической памяти к отечественной истории. На это надо обратить внимание еще и потому, что Караганов требует написать "такие учебники по истории страны, которые были бы свободны от многих прежних мифологем".
Заменить же "прежние мифологемы" планируется... другими мифологемами. Например, утверждением, что в СССР историю отсчитывали с 1917 года. Создается впечатление, что авторы этого тезиса, окончившие школу в советское время, учебников истории в руках не держали. Хотя этого не может быть, ведь тогда ЕГЭ не было...
Более семидесяти лет советской истории рабочая группа голословно называет катастрофой и периодом нескончаемой Гражданской войны. Но если и брежневский "застой" - этап Гражданской войны, то разве после 1991 года наша жизнь стала спокойнее и безопаснее? Концы с концами и здесь не сходятся.
Тот факт, что именно в советское время наше государство единственный раз за свою тысячелетнюю историю вышло на позицию одной из двух мировых сверхдержав, авторами проекта предусмотрительно замалчивается. Как и то, что Октябрьская революция дала толчок национально-освободительному движению, приведшему к развалу колониальной системы (восстановить которую в новом варианте пытаются сегодня страны НАТО на севере Африки). Зато "блистательной эпохой" именуется период со второй половины XVIII века и до 1917 года, видимо, только по случайности приведший к революционным потрясениям начала ХХ века.
Удивляет и выбор деятелей отечественной истории, предопределивших, по мнению Федотова и Караганова, цивилизационный код нашей страны и ее народа. Авторы проекта заявляют: "Российская идентичность должна наконец основываться на том, что история России началась не в 1917-м, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры".
Прежде всего, замечу, что в советское время для популяризации произведений Пушкина, Гоголя, Толстого, Чайковского и многих других писателей, поэтов и композиторов было сделано несравнимо больше, чем до 1917 года и после 1991 года. Способствовало этому и стремление покончившего с неграмотностью советского народа стать культурнее и образованнее. Для сравнения, большинство современных студентов произведений Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского не знают и знать не хотят. Регресс очевиден и здесь.
Пытаясь вычеркнуть из нашей истории Ленина, Федотов и Караганов демонстрируют собственную неспособность оценить масштаб его личности (как к ней ни относись). Даже явно не симпатизирующий вождю большевиков английский исследователь коллективизации и сталинских репрессий ("большого террора") Роберт Конквест признал, что Ленин есть фигура, которая заслуживает больше внимания, чем кто-либо другой в ХХ столетии. Но авторы проекта отдают дань памяти не вождю мирового пролетариата, а нацистскому пособнику генералу Петру Краснову.
Небезынтересно и то, какие имена в списке Федотова - Караганова пропущены. В списке нет ряда таких знаковых личностей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Иван III, Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Ломоносов, Николай Карамзин, Николай Лесков, Модест Мусоргский, Илья Репин, Федор Шаляпин, генерал Антон Деникин. Отсутствует целая плеяда великих советских ученых и деятелей культуры. Нет и знаменитых маршалов, переломивших хребет гитлеровской Германии и спасших Европу от "коричневой чумы". Проигнорирован даже Юрий Гагарин, хотя полувековой юбилей его полета в космос весь мир отмечает именно в этом году.
Коллективные провалы в памяти, продемонстрированные дружным коллективом рабочей группы по исторической памяти, не являются случайностью. Идеологическая дисциплина в лагере российских псевдолибералов чубайсовского типа всегда была жесткой. Их выбор демонстративен и является вызовом всему обществу.
ГРОМЫХАЕТ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА...
"Метаморфоза проекта состоит в том, что он из антисталинистского уже сейчас превращается в худший вариант сталинизма!" - констатировал вице-президент Союза криминалистов и криминологов, доктор юридических наук Владимир Овчинский. Анализ предложений Федотова, Караганова и их единомышленников (Ирины Ясиной, Людмилы Алексеевой и др.) приводит к мысли, что Овчинский близок к истине, а разглагольствования псевдолибералов о национальном примирении - не более чем дымовая завеса.
В ряду других инициатив Совета выделим идею переименовать "странновато звучащий День народного единства в "День памяти жертв гражданской войны и национального примирения" и предложение принять Закон о топонимике, "запрещающий увековечивать в названиях населенных пунктов, улиц, площадей и т.д. память лиц, несущих ответственность за массовые репрессии и другие тяжкие преступления против прав и свобод граждан". Ну и, конечно же, не обошлось без предложения побыстрее освободить Михаила Ходорковского и перезахоронить тело Ленина. Авторов проекта, кичащихся своей "демократичностью", не смущает, что, по данным разных социологических опросов, против предложения перезахоронить Ленина выступают от 30% до 44% сограждан.
Эксперты и интересующиеся политикой граждане России с редким единодушием отреагировали на уверения Федотова и Караганова, что реализация проекта приведет наше общество к примирению. Подавляющее большинство наблюдателей сошлись на том, что произойдет прямо противоположное. Причем так считают не только почитатели Сталина, но и люди, ему явно не симпатизирующие. В этой связи показательна позиция члена президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека телеведущей Светланы Сорокиной. Заявив, что считает Сталина людоедом, она, тем не менее, воздержалась при голосовании за предложения рабочей группы. Комментируя свое решение, Сорокина согласилась с тем, что "предложенная программа никак не может служить сегодня национальному примирению в России. Это абсолютная фантазия. Напротив, программа может еще больше разобщить наше общество".
ЭЛИТА И НАРОД
Караганов уверяет, что "одним из важнейших путей преодоления взаимного отчуждения народа и элиты является полное признание российской катастрофы XX века, жертв и последствий тоталитарного режима, правившего на территории СССР на протяжении большей части этого века".
Этот тезис вызывает сразу несколько вопросов, которые четко сформулировал член попечительского совета Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Михаил Демурин: "Разве она (элита. - О.Н.) "отчуждена" от народа отсутствием "полного признания российской катастрофы XX века"? Разве причина этого отчуждения не в том, что так называемая современная российская "элита" согласилась с постоянно возрастающим разрывом в уровне жизни между ней и народом, с его возрастающей эксплуатацией, с тем, что даже в год пика экономического кризиса число долларовых миллиардеров в России удваивается? А также с тем, что в стране разрушается культура, навязываются чуждые национальной традиции образовательные стандарты, провоцируется слом семьи, делается многое другое, что народный дух ни умом, ни сердцем принять не может? Разве причина этого отчуждения не в том, что в еще большей степени, чем в СССР, "элита" и народ питаются по-разному, лечатся по-разному, живут по-разному, что деньги "элиты" в возрастающем объеме утекают из страны, а народ еле сводит концы с концами? Вот истинные причины отчуждения, и "элита" это понимает и именно поэтому, опасаясь гнева народа, а не в результате экономической политики власти, уводит из страны свои деньги!"
По данным известного демографа, академика РАЕН Игоря Гундарова, за 20 лет реформ только в одной России численность избыточных смертей составила 13 млн, а общих демографических потерь - 34 млн человек. Именно в эти, а не в сталинские годы установлен печальный рекорд потерь в мирное время. Важно и то, что никаких достижений, сравнимых со сталинской индустриализацией, в 1991 - 2011 годах достигнуто не было.
Но, судя по всему, вся эта "лирика" абсолютно не трогает человеколюбивых членов рабочей группы президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
К "ОХОТЕ НА ВЕДЬМ" ГОТОВЫ!
Завораживающе звучит предложение Совета "принять официальное постановление о том, что публичные выступления государственных служащих любого ранга, содержащие отрицание или оправдание преступлений тоталитарного режима, несовместимы с пребыванием на государственной службе".
Не приходится сомневаться, что функции идеологических надсмотрщиков Федотов и Караганов зарезервировали за людьми из своей команды. А иначе зачем было "забор городить"?
Остается только гадать, как отзовется на данную инициативу многочисленная армия российских чиновников. Ведь если инициатива федотовцев воплотится в жизнь, любая ошибка или недосказанность будет грозить чиновниками серьезными неприятностями. Об этом хорошо написал в "Литературной газете" Игорь Серков: "Вдруг кто на людях, то есть публично, вспомнит, что в советские времена заводик худо-бедно работал и зарплату своим платил, и детский садик содержал. А про преступления тоталитарного режима присовокупить забудет? Ну тут уже можно в соответствующий орган и сигнал подать? В какой? Думается, совет, создававший программу, уже размышляет на сей счет. Нужно создать реестрик-инструкцию, на кого куда следует писать донос. То есть работы намечается по самое не хочу".
Оплачивать же эту "работу" придется из бюджета страны, то есть из нашего с вами кармана.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИЛИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ?
Авторы проекта утверждают, что, борясь с "наследием тоталитаризма", Россия может добиться "укрепления объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего "соцлагеря".
Наивность данного заявления граничит с глупостью, либо является откровенным издевательством. "Что иное кроме презрения к себе как части русского народа призваны формировать в гражданах России тезисы о "российской катастрофе XX века", о "геноциде" в отношении самих себя, о том, что "вся Россия - "большая Катынь"? Что иное, кроме презрения к нам, будет формировать за рубежом?" - спрашивает Михаил Демурин.
Караганов, много лет выступающий в качестве эксперта по вопросам внешней политики, прекрасно знает о том, как обычно реагируют на покаяния России политики Прибалтики, Польши, других государств. "Идеология борьбы с тоталитаризмом в настоящее время уже сформирована политическими элитами восточноевропейских стран и стран Балтии и носит не только антисоветскую, но и антироссийскую направленность, - напоминает директор Фонда "Историческая память" Александр Дюков. - Реализация предлагаемого советом под руководством Федотова проекта приведет к тому, что Россия окажется в подчиненном состоянии по отношению к "старшим товарищам по борьбе с тоталитаризмом" и окажется вынуждена, как минимум, униженно выслушивать менторские нотации со стороны Эстонии, Латвии, Литвы и других восточноевропейских стран, политику которых по отношению к России трудно назвать дружественной. Более того, принятие на вооружение используемой в проекте концепции самогеноцида приведет к возрождению в странах Прибалтики концепции советского "геноцида" с последующим выдвижением серьезных финансовых претензий к России".
Свежим подтверждением тому, что все так и произойдет, служит мгновенная реакция официального Вильнюса. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, приветствуя попытку России "честно взглянуть на свою историю, свою совесть, на свою историческую ответственность", прозрачно намекнул, что "правда о своих муках - это правда о других, которые от этого пострадали". Величину своих "страданий" в период "советской оккупации" литовские политики определили "скромной" суммой в 28 млрд долларов.
Призывая нас каяться в реальных и мнимых преступлениях Сталина, сами европейские политики ведут себя принципиально иначе. Российско-польские отношения последних двух лет - яркое тому свидетельство. По разным оценкам, в 1919 - 1922 годах в польских лагерях погибло от 60 до 82,5 тысячи пленных красноармейцев и других наших соотечественников (см. "Солидарность" № 27, 2010). Несмотря на провозглашенное потепление в российско-польских отношениях, официальная Варшава не спешит с покаянием. Не просит прощения за зверства карателей из "Омакайтсе" ("Корпуса самообороны") и правительство Эстонии. А ведь эстонские вояки оставили свой кровавый след в России, Белоруссии, Украине и Польше (см. "Солидарность" № 4, 2007). Великобритания и другие колониальные державы не думают каяться за те массовые убийства и грабежи, которые совершили когда-то правительства этих государств в Азии и Африке. А США не просят прощения за варварскую ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, обернувшуюся сотнями тысяч (!) человеческих жертв.
Но и это еще не все. "Покаяние превратит сегодняшнюю Россию, не Советский Союз, а именно сегодняшнюю Россию, в международного изгоя, в "мальчика для битья", - замечает Алексей Пушков. - У нас есть проблемы, требующие повышенного внимания и участия со стороны общества. Это чудовищная коррупция, невысокая степень эффективности государственного аппарата, попытка найти более эффективную экономическую модель, неразвитость демократических институтов, произвол представителей правоохранительных органов - все то, о чем говорит президент. И если мы сейчас вдруг сместим центр общественной дискуссии на сталинскую эпоху, мы отвлечем общество от действительных проблем, к которым Сталин не имеет ни малейшего отношения. И создадим не основу для "национального примирения", как написано в докладе, а спровоцируем очередное национальное размежевание".
Судя по всему, именно эту цель в действительности и ставят перед собой инициаторы проекта.
Олег НАЗАРОВ
P.S. В годы сталинских репрессий погиб и мой дед Колесников Ананий Еремеевич. Его арестовали в марте 1938 года, когда матери было всего две недели от роду. Жизнь семьи "врага народа" была нелегкой. Моя бабушка Колесникова Наталья Дмитриевна, 40 лет отработав на фабрике, ушла на заслуженный отдых. Пенсия в 111 брежневских рублей позволяла ей дожить свой нелегкий век спокойно и безбедно. Так продолжалось до 1991 года, когда кампания по разоблачению преступлений сталинизма переросла в реформы имени Егора Гайдара и Бориса Ельцина (по которым льют слезы их подельники и либералы). Первым результатом преобразований стало тотальное обнищание подавляющего большинства пенсионеров. Так в конце жизни вдова жертвы сталинских репрессий Н.Д. Колесникова пострадала еще раз - теперь уже став жертвой единомышленников Федотова и Караганова, начинавших свой путь к власти и обогащению с лицемерных рыданий по поводу преступлений сталинизма.
Проект Федотова - Караганова - того же поля "ягода". Ее употребление в пищу грозит общественному организму тяжелым отравлением и летальным исходом.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте