Top.Mail.Ru
Общество

Насморк против наркомании: лекарства от простуды будут отпускаться по рецепту

С 1 июля 2012 года российские власти собираются запретить свободный отпуск лекарств, содержащих кодеин. Причина планируемого ограничения в том, что это вещество активно используется наркоманами для получения дезоморфина. Дезоморфин - один из самых страшных наркотиков, который можно синтезировать буквально "на коленке". За последние два года количество его потребителей в России увеличилось в 25 раз. Однако запрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов может больно ударить по гражданам, страдающим отнюдь не наркоманией, а обычными головной болью и насморком. В возможных последствиях нововведения разбирался корреспондент "Солидарности".

Сейчас кодеиносодержащие препараты пока еще можно купить без рецепта. Фото ИТАР-ТАСС

ПОД ЗАПРЕТОМ

Использование лекарств, имеющихся в свободном доступе, для синтезирования наркотиков давно стало проблемой общероссийского масштаба. Количество наркоманов в России неуклонно растет. Не последнюю роль играет в этом изобретательность "химиков-кустарей" и людей, специально работающих на наркомафию.

В отличие от них, российские чиновники, к сожалению, изобретательностью не блещут. Проанализировав соответствующую статистику, Минздравсоцразвития решило запретить свободную продажу кодеиносодержащих препаратов. С 1 июля 2012 года отпускать их станут только по рецепту.

Кодеин - вещество, содержащееся в большинстве болеутоляющих и противопростудных лекарств, продающихся в стране. Из кодеиносодержащих препаратов можно получить дезоморфин, очень сильный и жесткий наркотик. Средняя продолжительность жизни дезоморфинового наркомана - всего 25 - 26 лет. Количество же употребляющих наркотик россиян за последние два года увеличилось в 25 раз.

Однако есть и другие интересные цифры. По данным Росздравнадзора, в стране зарегистрировано 550 тысяч наркоманов. И "только" 55 тысяч из них употребляют дезоморфин, который получают из кодеиносодержащих препаратов. В то же время около 40 млн россиян постоянно используют кодеиносодержащие лекарства от головной боли и кашля. Если все эти люди будут вынуждены обращаться за рецептом к врачу, легко представить, в какой ад превратятся коридоры в поликлиниках.

ВЦЕПИЛИСЬ

Препараты, содержащие те или иные сильнодействующие или психотропные вещества, запрещались в России и раньше. Но эти меры против наркомании не действуют. По признанию главного нарколога страны Евгения Брюна, уже сейчас он видит среди легальных препаратов следующего кандидата в "помощники" наркоманам.

Между тем от запретов постоянно страдают врачи и ветеринары. В 2004 году "Солидарность" писала о целой череде судов над ними. Так, ветеринара Александра Дука судили за "незаконное приобретение, хранение и передачу" препарата "Биокетан", содержащего свежезапрещенный кетамин (№ 31, 2004). Его коллегу Константина Садоведова судили в том же году еще и за сбыт этого вещества (№ 17, 2004). Ветврача Марину Красную сотрудники Госнаркоконтроля буквально "развели" на совершение "противоправного" действия (№ 16, 2004). Ее вызвали из клиники в некий офис к приболевшему ротвейлеру, долго убеждали, что собаке нужен наркоз, и затем, вырвав из рук ветврача шприц с кетамином, показали корочки...

Репрессии против ветеринаров вызвали тогда большие волнения в обществе, и не только в российском: акции в поддержку медиков прошли в Германии, Израиле и США. После закрытия уголовного дела против Константина Садоведова задетый его преследованием певец Юрий Антонов выразил, наверное, общую мысль: "У нас по улицам бродят тысячи распространителей наркотиков, однако с ними так ничего и не решается. В ветврачей вцепились бульдожьей хваткой. Такое впечатление, что чиновникам надо просто поставить галочку в отчете - вот, мол, мы наркоторговца обезвредили".

"Вцепились", однако, не только в ветеринаров. В № 19, 2004, "Солидарность" писала о делах, возбужденных против директора гинекологической клиники "Благвест" Анатолия Корябина и врача-нарколога Николая Трухина. В этих случаях Госнаркоконтроль "выступил" против помощи алкоголикам, а также против абортов. РПЦ бы его полномочия... Вместе с тем в том же 2004 году представители медицинского сообщества заявляли, что "сегодня нет ни одного кетаминзависимого наркомана, ни одного факта передачи кетамина врачом".

Об эффективности запретов на продажу лекарств, содержащих в себе "полезные" для наркоманов вещества, говорит хотя бы следующий факт. Если ввести в поисковую строку браузера название запрещенного в 2010 году коаксила, то первое, что предложит поиск, это сочетание слов "коаксил купить". Народ живо интересуется. Что станет с запретом свободной продажи кодеина, гадать долго вряд ли стоит. Тем более что представители власти уже придумали пару интересных способов контроля.

ИЗ ФЕЛЬДШЕРА В НАРКОБАРОНЫ?

Как это часто у нас бывает, решение уже принято, а способы его реализации - все еще до конца не ясны. Чиновникам из Госнаркоконтроля и Минздравсоцразвития более-менее ясно одно: ограничение на продажу кодеиносодержащих препаратов придется тоже, так сказать, "ограничивать". Иначе "пробок" в аптеках и поликлиниках, и в самом деле, не избежать.

Пока что предлагается два способа. Первый из них - выпустить специальные рецептурные бланки, куда врачу останется вписать только имя пациента. Таким образом, уверен Евгений Брюн, время на обслуживание одного пациента значительно сократится. Непонятно только, неужели от всех видов боли и простуды будет прописываться одно и то же средство? Ведь в бланке будет пустовать только графа с именем больного. Если так, то каким-то фармацевтическим компаниям крупно повезет... У главного нарколога страны таких вопросов не возникает:

- Эта мера, думаю, будет использована. С теоретической точки зрения здесь все понятно, это все будет сделано, - уверен Брюн.

Второе средство "отделить котлеты от мух" представляется еще более сомнительным. Заместитель начальника управления ФСКН по городу Москве Иван Елисаветченко огласил предложение о введении в аптеках своеобразного "фейс-контроля":

- Может быть рассмотрен вопрос о введении в аптечных учреждениях должности фельдшера, имеющего право выписывать рецепты на месте, который может определить заболевание и выписать рецепт, чтобы люди не стояли в очередях в поликлиниках. Человек с медобразованием будет отличать наркомана от больного человека.

Предложение, безусловно, интересное. И если чем и подкупает, так это уж точно своей новизной. Ключевое слово здесь именно "подкуп". Ясно ведь, что такой фельдшер приобретет над наркоманами практически безграничную власть. И дезоморфинщики, в довесок к своему основному недугу, рискуют приобрести еще и "фельдшерозависимость". То есть не дашь взятку - не получишь лекарство. А что если особо нахальные властители таблеток станут требовать мзду от благополучных граждан?

Ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова выражает недоумение несоразмерностью принимаемых мер с их последствиями и пользы.

- Сорок миллионов российских граждан используют кодеиносодержащие лекарства в повседневных целях как болеутоляющее. А потенциальных потребителей, изготавливающих из них наркотики, - около семидесяти пяти тысяч, - сопоставляет она статистику. - Две чаши весов. Я понимаю, что меры по выдаче таких лекарств, наверное, должны быть ужесточены. Но я очень боюсь, что каждый такой шаг приведет к тому, что права граждан с больной головой будут серьезно нарушены. Голова у меня заболела ночью, а к врачу я могу попасть, да еще по записи, не раньше завтрашнего утра. И что я буду делать?

А пока с проблемой что-то делают разве только многочисленные общественные организации. Такие, например, как "Город без наркотиков". Их активисты проводят собственные рейды по аптекам в разных городах. Там, где обнаруживаются нарушения в продаже запрещенных препаратов, появляются наклейки и надписи примерно такого содержания: "Внимание! Опасно для жизни! В этой аптеке продают компоненты для изготовления наркотиков", "Люди! Здесь ради наживы убивают наших детей!"

"Город без наркотиков" активно сотрудничает с муниципальными и региональными властями, прокуратурой. Но есть и люди, которые предпочитают держаться в тени из-за не совсем легальных способов борьбы за здоровье общества. Так, активисты одной такой организации однажды ночью загородили вход в московскую аптеку большой бетонной плитой с надписью "Наркопритон закрыт!". В соседней Украине известен случай, когда борцов с аптеками-наркоточками самих судили за взлом ларька и сожжение запрещенных лекарств и выручки.

Похоже, где провести черту дозволенного в борьбе за здоровье общества, не знают точно ни оно само, ни представители власти. Об эффективности принимаемых мер судить несколько легче: пока наркоманы проявляют изобретательность в синтезе наркотиков из доступных лекарств, она близка к нулю. Тем более что, по данным того же Рос-здравнадзора, из 550 тысяч "зарегистрированных" наркоманов 90% "сидят" на героине. Хотя ввести рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов, безусловно, легче, чем перекрыть героиновый поток из Афганистана.

Павел ОСИПОВ

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика