На показаниях генерального директора ООО "Волгоградпрофкурорт" Виктора АЗАРОВА, данных на предварительном следствии, базируется не один эпизод обвинения по "делу Кобозева". А вот допрос этого свидетеля в суде претендует на появление "коррупционной новации" - ретроспективного подкупа: Азаров утверждал, что в 2007 году дал бывшему председателю Волгоградского облсовпрофа КОБОЗЕВУ подкуп в размере 3 млн рублей за создание в 2005 году ООО "Аэробус". Подтвердить этот факт могут только его слова.
12 октября в Центральный районный суд Волгограда пришел "долгожданный" свидетель - Виктор Азаров, глава ООО "Волгоградпрофкурорт", ООО "ВСКОтделение", а также имевший и имеющий различное (в смысле участия в доходах и руководства) отношение к ООО "Волгоградское санаторно-курортное управление", ООО "Волгоградское санаторно-курортное объединение", ООО "Волгоградское санаторное корпоративное объединение", ООО "Аэробус", ООО "Для Вас", ООО "Промэкс", ООО "Омега", ООО "Горная поляна", ООО "Горная поляна-2001", ООО "Торговый дом "Горная поляна", ООО "Мальт-2001", ООО "Интеркурортсервис" и т.д. и т.п. Азаров не раз упоминался на страницах нашей газеты в связи с освещением судебного процесса по делу бывшего председателя облсовпрофа Вячеслава Кобозева. Дело в том, что "благодаря" показаниям этого свидетеля в обвинительном заключении появилось несколько эпизодов обвинения. Однако сам Азаров, неоднократно вызывавшийся в суд, не появлялся. Его сотрудники и родственники утверждали, что он почти все время проводит за границей. Вопросов накопилось к нему немало.
В первую очередь вопросы были связаны с девятым эпизодом обвинения. Напомним, что, по версии стороны следствия, Кобозев вынудил Азарова принять на работу в ООО "Волгоградпрофкурорт" свою жену и дочь. На работу они якобы не ходили, а только получали зарплату. И якобы именно зарплаты этих двух женщин привели к тому, что облсовпроф, как учредитель, не мог получить от ООО "Волгоградпрофкурорт" прибыль и терпел убытки.
"ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ" ДАВЛЕНИЕ
Правда, суд уже выяснил, что отчисления учредителю эта фирма делала крайне редко, вне зависимости от наличия родных Кобозева в штате. На допросе в суде Азаров сообщил, что Кобозев предложил ему взять на работу жену и дочь, и он выполнил это указание, так как "давно работал с Кобозевым" и боялся потерять рабочее место и зарплату.
- Кобозев говорил вам, что вы можете потерять работу?
- Нет.
- Вы исходили из своего предположения?
- Да.
- Вы говорили главному бухгалтеру, что сами будете давать задания этим работницам?
- Говорил.
- Давали задания?
- Нет.
Другие свидетели показали в суде, что помнят, как родственницы Кобозева работали, и называли примеры этих проведенных работ. Азаров настаивал на том, что эти показания - "глупость": "При чем тут они вообще?"
Утверждение Азарова, что он боялся потерять рабочее место и доход, тоже вызывает сомнение. По разным данным, Азарову принадлежит несколько десятков фирм (см. выше), а вот зарплата в ООО "Волгоградпрофкурорт" составляла примерно 10 тыс. рублей. Впрочем, когда защита зачитывала названия фирм, Азаров вначале отказался сообщать сведения об отношениях с этими фирмами (на заметку руководителю СК РФ по Волгоградской области!), а затем в большинстве случаев утверждал, что не помнит, является ли он владельцем, учредителем или генеральным директором той или иной фирмы.
Со слов Азарова складывался весьма забавный парадокс. То, что родственницы Кобозева получали зарплаты в организации, учредителем которой был облсовпроф, якобы нанесло финансовый ущерб облсовпрофу. А вот то, что в организациях, учрежденных облсовпрофом, получали зарплату родственники и друзья Азарова, его дочь и он сам... ущерба профсоюзам не нанесло. На вопрос о том, что же сам Азаров делал в роли генерального директора ООО "Волгоградпрофкурорт", какие именно обязанности и как часто он выполнял, свидетель просто отказался отвечать. Несмотря на то, что был предупрежден об ответственности за отказ от дачи показаний. (На заметку руководителю СК РФ по Волгоградской области.)
К концу судебного заседания Азаров "вспомнил", что жена Кобозева была переведена на работу в "Волгоградпрофкурорт" из другой организации, принадлежавшей ему же (в начале заседания он эту организацию "не помнил"). И рассказал, что дама числилась на предыдущем месте работы не один год, но "также не работала". Внятно объяснить, зачем же он держал в собственной, не подотчетной облсовпрофу, фирме ненужного работника и платил ему зарплату, Азаров не смог. Сказал, что делал это "из уважения" к Кобозеву и потому, что "вместе работали".
ВОСЬМОЙ ЭПИЗОД
Собственно, только на показаниях Виктора Азарова основан так называемый восьмой эпизод обвинения по "делу Кобозева". Согласно версии стороны обвинения, Кобозев предложил Азарову за "денежное вознаграждение в качестве коммерческого подкупа в размере 3 000 000 рублей" дать согласие облсовпрофа на обращение в собственность ООО "ВСКО" площадки замощения возле Дворца спорта и завышение ее оценки до 7 580 700 рублей - при рыночной стоимости 4 500 000 рублей.
Что же выяснил суд? Что в свое время облсовпроф уже сотрудничал с ООО "ВСКО". В 2003 году эти две организации создали так называемое "простое товарищество", целью которого были совместный ремонт и дальнейшая эксплуатация здания "Литера "Б" Дворца спорта. Товарищество провело ремонт полов в здании. Затраты составили 6,8 млн рублей, и затраты эти понес Азаров. По словам Азарова, в дальнейшем бумаги потерялись в бухгалтерии облсовпрофа, а отчетный период прошел. При этом Азаров пояснил: "Так как бумаги были утеряны, формально юридически мы приняли их как убытки. Но эти суммы были учтены и компенсированы ООО "ВСКО" при передаче облсовпрофом замощения".
В ходе судебных заседаний выяснилось, что облсовпроф также должен был ООО "ВСКО" около 800 тыс. рублей за ремонт крыши Дворца спорта. В качестве погашения этого долга "ВСКО" и... отдали площадку замощения. Затем "ВСКО" позвал своего оценщика, тот оценил это площадку уже в 7,6 млн рублей (заметьте, что это как раз равно сумме 6,8 млн и 0,8 млн, то есть той сумме, которую облсовпроф задолжал Азарову).
ЛЮБОЙ ВОПРОС - ЛЮБОЙ ОТВЕТ
Впрочем, по версии стороны обвинения, площадка была внесена в уставной капитал ОАО "Аэробус" исключительно из-за того, что Азаров подкупил Кобозева: якобы в конце июня 2007 года Азаров подготовил 3 млн рублей, положил деньги в пакет и в дневное время направил своего водителя Коваленко на пересечение улиц Советской и Аллеи Героев. Якобы там же, прямо на улице, водитель и передал Кобозеву деньги в пакете.
Эта складная версия стала рассыпаться в суде, как только Виктора Азарова стали допрашивать. Прямо и не таясь, Азаров сказал, что в 2007 году совершил коммерческий подкуп - дал Кобозеву 3 млн рублей на покупку новой машины. За что давал подкуп? За создание ООО "Аэробус". Созданного, если что, в 2005 году.
В зале суде раздался смех. Азаров пояснил, что только неумные люди будут давать взятку до того, как получат желаемое: "А вдруг он потом ничего не сделает?" В связи с противоречиями были зачитаны показания Азарова, данные следствию. Показания выявили еще несколько совершенно различных версий развития "событий":
- "Подкуп был дан за получение замощения в качестве отступного" (а как же тогда долг облсовпрофа в 7,6 млн рублей?).
- "Подкуп был дан за возможность внесения замощения в уставной капитал ООО "Аэробус".
- "Эти деньги были благодарностью за совместную работу".
- "Эти деньги были простой финансовой помощью".
На вопрос суда, какая же версия соответствует действительности, Азаров ответил: "Все. Одно другому не противоречит". Впрочем, ничто, кроме слов Азарова, не подтверждает, что какие-то деньги когда-либо передавались Кобозеву. К тому же, по словам Азарова, Кобозев его о деньгах не просил, никаких договоренностей на этот счет не было, и благ никаких за это не предлагал. Вопрос: плохо заученная партия? Просто вот узнал Азаров о том, что Кобозев хочет новую машину купить, и дал ему три миллиона. Наличными, без расписки, без договоренности о возврате и вообще без каких-либо договоренностей. Добрая душа, что и говорить.
Адвокаты стороны защиты поинтересовались у Виктора Азарова, понимает ли он, что, заявляя о том, что он давал взятку Кобозеву, он признается в совершении преступления и сам должен находиться на скамье подсудимых (потому как не бывает подкупа без подкупателя, который также несет за это уголовную ответственность. Конечно, если это не Азаров...) В ответ прозвучало:
- Запишите в протокол, что адвокаты мне угрожают!
Р.S. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела № 509599 от 17.12.2009 в отношении Кобозева В.В. по признакам получения коммерческого подкупа (ст. 204 ч. 3 УК РФ) дело возбуждено следователем Видюковым Р.А. по рапорту следователя Видюкова Р.А. (то есть самому себе). В уголовном деле нет процессуальных решений о возбуждении уголовного дела либо об освобождении гражданина Азарова В.А. от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 204 УК РФ в связи с его добровольным сообщением следственным органам о подкупе... Вот так...
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте