На прошлой неделе Минздравсоцразвития внесло на рассмотрение в правительство проект закона, который по объему мер может стать настоящим бичом для курильщиков и производителей сигарет. Однако сторонники закона не спешат расслабляться: прежде чем Россия окажется в числе стран, где курильщику будет не продохнуть, придется потеснить табачных лоббистов во властных коридорах.
СТРАШНЫЙ СУД НА ПАЧКАХ
Новый закон призван защитить некурящих граждан от табачного дыма и снизить потребление табака в России. В документе прямо провозглашена “приоритетность защиты здоровья населения над интересами табачных компаний”. Чтобы обуздать страсть к табаку, авторы закона предлагают установить минимальную цену на сигареты (конкретные цифры пока не называются), а также повысить акцизы до 50% от конечной цены табачной продукции, причем индексировать их постоянно и с опережением инфляции.
Арсенал “антитабачных” средств пополнится и жесткими запретительными мерами: табу на курение в закрытых помещениях учреждений образования и здравоохранения, в гостиницах, в общественном транспорте, вокзалах и аэропортах и даже в подъездах жилых домов, если на то нет согласия жильцов.
Но и это не все. Закон вводит тотальный запрет на рекламу табачных изделий и любое использование “сигаретной тематики” в производстве и рекламе других товаров, в кино или на телевидении. Очевидно, вне закона окажутся “детские сигаретки”. Непонятно, впрочем, придется ли изъять у Че Гевары из зубов сигару, чтобы печатать его лик на футболках...
Минздравсоцразвития взяло курс на законодательную борьбу с курением после того, как в 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). То, что необходимость действовать назрела, власти признали в концепции госполитики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы. В ней констатируется, что в России ежегодно от болезней, связанных с курением, умирают 350 - 500 тысяч граждан, уровень потребления табака взрослым населением в зависимости от региона достигает 53 - 80% среди мужчин и 13 - 47% среди женщин. При этом динамика последних лет тоже удручающая: так, по данным ВОЗ, потребление сигарет на душу населения в 2002 - 2010 годах в РФ не только не упало, но выросло почти на две трети. При этом потребление табака в 2005 - 2010 годах среди женщин, детей и подростков выросло аж в три раза!
В качестве прелюдии к законопроекту Минздравсоцразвития утвердило в начале мая список с картинками, обязательными для размещения на упаковках. Курильщикам наглядно покажут страшные последствия вредной привычки, связанные с онкологическими заболеваниями и последующими ампутациями. Теперь, решили законодатели, настало время более решительных шагов.
НЕВРОЗ ДЛЯ КУРИЛЬЩИКОВ
И в этом, видимо, их поддержало бы немало курильщиков. Как показывают опросы, даже среди российских почитателей табака запретительные меры поддерживает от 23% (запрет на курение в барах) до 66% (рабочие места) и 98% (школы) респондентов.
На обсуждении законопроекта, состоявшемся 23 мая в Общественной палате РФ, документ встретил едва ли не единогласное одобрение. Участники Российской антитабачной коалиции, а это представители нескольких медицинских организаций, обществ по защите прав потребителей и представители разных ветвей власти, подчеркивали, что “закон вызвал большой резонанс” и является “крайне своевременным”.
Впрочем, Николай Герасименко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, назвал закон даже “несколько запоздалым”, ведь на его принятие ушло почти четыре года после присоединения к Конвенции ВОЗ. Но чтобы принятый закон заработал, по мнению эксперта, требуется масса усилий:
- Не должно быть иллюзий, что если завтра закон подпишут, то все сразу бросят курить. Ведь и прошлый закон запрещал курить в транспорте. Однако по-прежнему в электричках курят, детям продают. Нам предстоит длительная борьба.
Поэтому закон требует гораздо более высоких штрафов и самой эффективной меры - повышения цен и акцизов на табачную продукцию. С этим, однако, пока ситуация обстоит не лучшим образом. Хотя концепция предусматривает выход к 2014 году на уровень средних европейских акцизов (то есть около 2,9 евро на пачку), при достигнутых темпах повышения российских акцизов эти цифры, по мнению Николая Герасименко, практически недостижимы.
Но, как было понятно из выступлений, никто иллюзий и не питает: у законопроекта много противников, и его судьба под вопросом. Даже в стенах Общественной палаты нашлись те, кто полностью закон не поддерживает. Так, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ уверял, что разделяет “антитабачный” пафос собравшихся, но считает меры неэффективными.
- Защищать некурящих надо, но только по их собственному требованию, - считает он. - Совершенно бесперспективно запрещать курение в дальних поездах, в больницах - будут нарушать. Принимать законы, которые будут заведомо нарушаться, - значит формировать правовой нигилизм. На этой почве будет и коррупция. Рост цен - самая эффективная мера, спору нет, но надо понимать, что сразу сформируется черный рынок. Пропаганда против курения тоже важна, но надписи и картинки, по моему убеждению, скорее не помогают кому-то бросить курить, а невротизируют население, что тоже вредно.
КУМАР В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ
Впрочем, основная угроза для антитабачной инициативы исходит со стороны табачных компаний и их влиятельных лоббистов. В открытой дискуссии табачники не слишком щедры на аргументы. Так, представитель ассоциации табачных производителей “Табакпром” Сергей Филиппов во время круглого стола отказался обсуждать содержание законопроекта и устрашающие картинки Минздравсоцразвития, сказав только, что решение министерства создало технические трудности для производителей упаковки.
Публичная позиция компаний, как можно увидеть из официального комментария компании British American Tabacco к закону, в основе своей сводится к тому, что запрет на продажу в ларьках, резкое повышение акцизов и цен приведет к появлению черного рынка. Его, впрочем, и сама компания оценивает не больше чем в 6 - 12% от легальных продаж табачной продукции.
Но главные средства воздействия у табачников другие. Как поведала Дарья Халтурина, сопредседатель Российской антитабачной коалиции, “давление табачной индустрии на чиновников колоссально”:
- Я лично присутствовала, когда один представитель табачной индустрии угрожал уволить сотрудницу министерства...
При разработке техрегламента табачной продукции Таможенного союза (он заменит регламенты стран-членов) “Табакпром”, по словам Халтуриной, выступил против обязательных картинок на обеих сторонах упаковки по шаблонам Минздрасоцразвития, предложив заменить их картинками, которые сейчас в Евросоюзе признаны неэффективными и от которых там начали отказываться. Самое поразительное то, что в своих отзывах на проект техрегламента чиновники из Минсельхоза и Минэкономики, не мудрствуя, слово в слово воспроизводили отзывы “Табакпрома” на наиболее спорные и, по-видимому, болезненные положения этого документа.
Не удивительно: сейчас Россия является второй в мире страной по объемам сбыта и производства сигарет (первые места занимает Китай). Следовательно, важность нашего рынка для международных компаний переоценить трудно.
Алексей ГУСЕВ
“А”-СПРАВКА
В ногу с планетой
За последние десятилетия в западных странах в общественном сознании произошел кардинальный поворот в отношении табака. Если еще в 1970-х годах португальские учителя позволяли себе курить во время уроков, то с начала 2000-х пространство на карте мира, на котором курильщики могут чувствовать себя вольготно, стремительно сужается.
Одни из наиболее жестких запретов действуют в Австралии и Великобритании. Здесь курение запрещено во всех общественных местах, включая бары и рестораны (лишь с немногими исключениями). В Германии и США похожие законы приняты на уровне земель и штатов.
Но везде строгая дипломатия законодательства подкреплена тяжелой артиллерией из высоких штрафов, высоких цен и акцизов. Так, в Австралии пойманному на месте курильщику придется распрощаться с 195 долларами, а если владельца ресторана уличат в незаконной организации “дымного пристанища”, то его казна может похудеть на 13,5 тыс. долларов. Цены на сигареты при этом достигают 12 долларов за пачку, из которых половина идет государству. В Великобритании акцизы еще выше - из почти 11 долларов за пачку государство разживается суммой в 8 долларов. Для сравнения, в России лишь 11% от средней цены в 1,7 доллара идет в бюджет.
Как следует из оценок Американского онкологического общества, издающего “Всемирный табачный атлас”, строгие запреты действительно ведут к некоторому расширению черного рынка сигарет. Но он все же редко превышает 15% от оборота. Зато в странах, где власти крепко взялись за курильщиков, за 2002 - 2010 годы потребление сигарет на душу населения резко сократилось: например, на 46% в той же Австралии, почти на 60% в Великобритании.
Комментарий
Дмитрий ЯНИН, председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей:
- Во всех странах, где антитабачные законы принимались без вмешательства табачных компаний, они были подкреплены серьезными штрафами. И аргумент про коррупцию здесь не работает: тех, кто готов платить огромные взятки, не так уж много. Что касается черного рынка, то он может возникнуть только тогда, когда акцизы поднимут хотя бы до уровня Украины и Румынии, то есть с 9 рублей за пачку до 15 - 80 рублей. Но и тогда контрабанда будет на уровне 10%, а это не такая уж страшная угроза, притом что бюджет получит взамен около триллиона рублей. Этих денег хватило бы полностью, чтобы решить все проблемы с детскими онкологическими заболеваниями. Кроме того, чтобы продать контрабанду, нужно привлечь оптовые компании. А это не так просто, ведь за многочисленными киосками у нас стоит всего два оптовика, которых все знают и для которых участие в контрабанде будет очень рискованным шагом.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте