Для борьбы с молодежной безработицей в Москве все еще необходимы госпрограммы и субсидирование. Зато тенденции на рынке труда оздоровляются - вместо менеджеров и юристов молодежь стала идти в “технари”, а кто-то начинает мечтать даже о космонавтике. Об этом, и не только, в материале “Солидарности” с пресс-конференции главы столичного департамента труда и занятости населения Олега НЕТЕРЕБСКОГО.
НЕ СТАТЬ “ПОТЕРЯННЫМИ”
Как в 2012 году обстоят дела с молодежным трудоустройством в Москве - главный вопрос, стоявший на отчетном мероприятии. С этой темой Олег Нетеребский, глава столичного департамента труда и занятости населения, выступал перед СМИ не впервые - последний раз это было лишь полгода назад. И немудрено: с одной стороны, безработица, по крайней мере официально зарегистрированная, учитывающая только тех людей, кто обратился в соответствующие службы, по сравнению с уровнем кризисных лет снизилась. По словам Нетеребского, сейчас в Москве общее число безработных - 37,5 тысячи (против 63 тысяч во время кризиса), и это снижение обещает продолжиться, по крайней мере, до осени.
С другой стороны, молодежь на рынке труда остается в группе риска из-за проблем с трудоустройством. И это, к слову, тренд мировой: в недавнем докладе МОТ, опубликованном 21 мая, молодежь была даже названа “потерянным поколением”. Вместе с тем, рассказал Нетеребский, еще в кризисное время подведомственный ему департамент запустил ряд программ по оказанию помощи молодым соискателям работы в столице. О чем идет речь?
БЕЗБОЛЕЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС
“Целевую аудиторию” выявляют с помощью социологических опросов среди выпускников образовательных учреждений разных уровней. Делается это по весне, перед тем как молодые люди заканчивают учебу. Не определившиеся с выбором профессии, по выражению Нетеребского, “берутся на прицел”.
Молодым безработным в помощь предлагаются ярмарки вакансий, которые призваны свести соискателя с возможным работодателем, причем ближайшая из них стартует уже 7 июня на Воробьевых горах. Но как мотивировать предпринимателя взять на работу человека без соответствующего профессионального опыта?
- Чисто экономически от молодого специалиста отдача невелика, - признает Нетеребский. - Но департамент, снимая часть нагрузки с работодателя, перечисляет молодому человеку материальную поддержку - до 80% прожиточного минимума по Москве.
Кроме того, столичное ведомство по труду разработало программу временной занятости в свободное от учебы время.
- Со старших курсов института мы заключаем договор с работодателем, который хочет получить квалифицированного специалиста, - объясняет Нетеребский. - Молодой человек трудится в свободное от учебы время и привыкает к рабочему месту. Возникает обратная связь: работодатель высказывает требования, как готовить специалиста под конкретное рабочее место, и процесс трудоустройства происходит безболезненно.
Отдельные вузы начинают активно включаться в этот процесс. Так, Московский индустриальный университет и вовсе перевел всех старшекурсников на вечернюю форму обучения, чтобы днем они могли работать. Впрочем, о “смычке науки и экономики” чиновники говорят уже давно - с тех пор как были разработаны новые образовательные стандарты (“Солидарность” № 11, 2011). Тем высшим учебным заведениям, которые будут недостаточно активно сотрудничать с департаментом в этом направлении, Нетеребский пригрозил ответными действиями:
- К тем вузам, которые с нами будут работать плохо, мы будем проявлять вредность в части согласования контрольных цифр приема с бюджетным финансированием.
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
Не мог не встать на мероприятии и вопрос о том, кем стремятся стать нынешние выпускники школ, да и кто вообще востребован на рынке труда. То, что пиарщиками, юристами и экономистами он, рынок, мягко говоря, несколько перенасыщен, стало очевидно уже давно. Оказывается, перемены налицо.
- Мы проводили опросы в школах, колледжах и вузах и отметили некоторые тенденции: больше ребят хотят стать инженерами, есть устойчивый спрос на IT-специальности, - рассказал Нетеребский.
В свою очередь, и у работодателей, наконец, появился спрос на “технарей”. Также немалую роль в профориентации молодежи играют “волшебные слова” - все больше молодых людей стремятся работать в области инноваций и нанотехнологий. А вот попасть в касту чиновников, как выяснилось, уже мечтают далеко не так много ребят, как раньше, - эта стезя в списке желаемых профессий лишь на седьмом месте. Зато в кои-то веки в молодежной среде появились люди, которые хотят, как когда-то, стать космонавтами.
И, наконец, прошедший кризис научил молодых людей лучше соизмерять желаемое с действительным: если до кризиса запросы по зарплате молодых специалистов достигали 55 тысяч рублей, то сейчас соискатели из выпускников стали скромнее - лишь 35 тысяч. Это цифра, которую, по словам Нетеребского, работодатель готов на первых порах предложить инженеру; другим молодым специалистам поначалу придется довольствоваться 20 - 25 тысячами рублей.
Александр ЦВЕТКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте