Top.Mail.Ru
Общество

На острие панической атаки

Психолог Анетта ОРЛОВА: о времени и о труде


Анетта ОРЛОВА - известный и популярный российский психолог: она автор книг по женской и семейной психологии, эксперт на федеральных телеканалах и радио, ведет свою передачу на РЕН-ТВ. При таком ритме жизни Анетта не понаслышке знакома с проблемами вида “homo rusus работающий”: напряженность, давление начальства, высокая ответственность и тревога за будущее. Обо всем, вплоть до молодежной политики профсоюзов и русской национальной идеи, успел поговорить “на сеансе” с психологом корреспондент “Солидарности”.

ТРУДОГОЛИЗМ - ДИТЯ ГЛАМУРА?

- Вы кандидат социологических наук и в то же время практикующий психолог. Насколько помогает в работе такое совмещение?


- Очень помогает. Что делает психолог? Он изучает внутренние конфликты человека, его переживания, чувства. Многие переживания связаны с конфликтом “человек - человек”. Дело в том, что наши социальные установки и чувства во многом конструируются внешним миром, все это оказывает большое влияние на наш выбор.

Нам через телевизор навязывают, что главное в жизни - деньги, что самая важная задача - как можно активнее потреблять, эта деформация передается по цепочке. Как следствие, люди с головой уходят в работу, и процесс зарабатывания денег находит продолжение в шопингомании. То есть трудоголизм - это тоже зависимость.

Трудоголиками становятся из-за внутренней тревоги, боязни не соответствовать стандартам успешности. Все бы ничего, если бы у нас действовала западная система отпусков, где не дай бог ты работника не отправишь в отпуск! У тебя будут такие штрафы, такие налоговые платежи... Там сам работодатель крайне заинтересован в отдыхе работника. А что у нас? А у нас дают, в лучшем случае, две недели.

- 28 дней в год...

- Если разобраться, то дают два раза по две недели. Давайте разберемся, сколько надо нормальному человеку для того, чтобы почувствовать себя отдохнувшим? Как минимум 4 - 5 дней. Мы приезжаем куда хотели и там еще какое-то время адаптируемся. То есть человек только расслабился, а ему снова пора в дорогу дальнюю... Такой ритм может привести к хронической усталости, характеризующейся беспокойством, головными болями, подавленностью. Сегодня в геометрической прогрессии растет количество людей с синдромом “панической атаки”...

- Что это за атака такая?

- Это отказ организма, сознания, мозга контролировать окружающее пространство. То есть люди взваливают на себя слишком много, и в результате мозг попросту не успевает обрабатывать всю поступающую информацию. Люди, которые страдают гиперконтролем, - самые уязвимые. Человек зашел в метро либо сел в машину, а у него - удушье. Он не понимает, что с ним происходит, но это и есть тот самый синдром панической атаки. Если вовремя не начать лечение, можно потерять трудоспособность. Получается, что вся эта культура гламура убивает самое главное - человеческое здоровье. А работодателя это устраивает: он выжал одного, второго... Срабатывает простое правило: чем выше тревожность населения, тем проще дельцам зарабатывать, управлять своими работниками.

- А бывает ли трудоголизм не за деньги, а за идею?

- Естественно! Процентов 60 моих клиентов в какой-то мере работают бесплатно. Почему? “Я такой герой, должен все успевать, всем помогать”. Это идет из детства, когда учат: ты должен помогать, ты должен заботиться о слабых и так далее. По сути дела тот, кто работает не за деньги, а за идею живет в ценностном мире.

- Но если человек говорит это другим, значит, он может и соврать?

- Такое тоже бывает, но есть люди, которые честны в этом вопросе. Их главная идея - “Я помогаю людям”. Но отношения всегда развиваются только в том случае, если это выгодно обеим сторонам.

ШЕФ - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК

- Если вернуться к теме работы, то не со всяким начальством возможно взаимовыгодное сотрудничество...


- Да, от отношения руководителя к работнику зависит многое. Есть даже такое явление, как “боссинг”. Бывает так, что начальник (босс) обладает прекрасными коммуникативными навыками, харизмой, но при этом у него нет знаний. И вот появляется человек, у которого, наоборот, нет особых коммуникативных способностей, но есть знания. Если возникает некое противостояние, руководитель часто бывает раздражен тем, что кто-то из сотрудников более компетентен. Тогда может начаться форменное издевательство над сотрудником. Использование служебных полномочий, требование повышенной отчетности. Или моральное давление: всех приглашают на совещание, а одного человека оставляют в отделе. Это может быть постоянная фиксация на недостатках человека, это могут быть штрафы...

- А что сотрудникам делать в таких ситуациях?

- Я всегда говорю, что если ты попал под боссинг, значит, на то есть причины. И значит, есть определенные достоинства и преимущества у начальника. Может быть, в живучести, может быть, в коммуникативности - может быть миллион причин. Но вступать в противостояние и что-то доказывать руководителю бесперспективно. Лучше занять нейтральную позицию, может быть, даже прийти к нему за советом. Начальник почувствует, что его считают экспертом и, возможно, перестанет так сильно раздражаться.

- Умами меряются, в основном, мужчины. А что, если руководитель - женщина?

- Бывает по-разному. Допустим, у женщины-руководителя муж ушел к молодой девушке, а в ее компанию как раз устроилась сотрудница, недавно окончившая университет. Есть вероятность, что начальница почувствует себя жертвой (ведь ее семью разрушила ровесница этой девушки), а ответной реакцией станет преследование подчиненной. Руководитель под воздействием этих чувств может заваливать новенькую работой, чтобы выжать из нее весь ресурс. И обвинить ее в этом никто не сможет: “Она недавно получила диплом, опыта работы не имеет. Пусть сначала покажет, на что способна”.

- Сценарий возможный, но не все же мужья начальниц такие гулены...

- Да, причины конфликта могут быть любыми. Есть определенные эффекты впечатления, восприятия. Например, идентификатор нашего прошлого опыта: мы видим человека и не можем понять, почему он нам не нравится. Встретила я недавно одного мужчину и не могу понять, почему не хочу с ним общаться. Почему, когда он появляется рядом, у меня возникает очень некомфортное чувство, и я все время хочу из комнаты выйти? Как психолог, стала отслеживать, закрывать глаза, представлять... Оказалось, что этот человек носил штаны того же цвета, как и один мой школьный учитель. А учителя того я боялась. Мы часто становимся заложниками жизненного опыта - как своего, так и людей, которые неосознанно переносят на нас свои негативные воспоминания.

- Так что же делать, чтобы не быть жертвой руководства?

- Скорее, чего не делать... Первое время не надо выделяться, если приходишь в новый коллектив, это основа безопасности. То есть надо четко и хорошо выполнять свои задачи и постараться не вызывать тревогу в других людях - иначе они неосознанно захотят защититься. Не стоит дружить против кого-то и сразу включаться в малые группы: неизвестно, какие там правила, каковы причины конфликта и так далее. Если есть желание получить расположение человека, который занимает более высокую ступень, можно обратиться к нему за советом, даже если он менее компетентен. Ну и, конечно, о своих планах нужно молчать. Не стоит, например, говорить на собеседовании, что через три года хочешь стать главой HR-службы.

- Кстати, насчет молодых сотрудников. У нас на сайте идет дискуссия о том, как привлечь в профряды молодых людей. Как вообще человека заинтересовать в том, что тебе нужно? Есть ли какой-то универсальный рецепт?

- Все просто. Надо давать людям идею, и тогда те, кто живет в ценностном мире, за тобой потянутся. Это один путь. А второй - это выгода. Наша молодежь сейчас во многом ориентирована на получение выгоды. Поэтому важно понять, что вы можете предложить сотрудникам для того, чтобы они хотели вступать в ваши ряды.

ВСЕ - ВСЛЕД ЗА ОДНИМ

- А что насчет того, что “человек вообще существо стадное”? Ведь если посмотреть на культуру XX века, то это экзистенциализм, модернизм, постмодерн. Все как-то уходит в индивидуализм. Россияне сейчас к чему больше склонны?


- Россиянин сегодня, вне зависимости от национальности, - индивидуалист. У него нет надежды на помощь общества. У него нет выбора: для того, чтобы выжить и не бояться старости, сегодня нужно быть индивидуалистом. Другой разговор, если сравнивать мужчину и женщину. Мужчины - более коллективная публика. Идейности больше, коллективности больше, это идет еще с пещерных времен. Если женщина могла выращивать своего ребенка одна, то мужчина справиться с мамонтом в одиночку не мог. Поэтому ему надо было вступать в контакт с другими мужчинами и действовать с ними сообща. И сейчас мужчины более лояльно друг к другу относятся, чем женщины. Но если все-таки вернуться к вопросу индивидуализма, мне кажется, что русский человек, скорее, не коллективный, а идейный. Идея нужна. И коллективизм всегда - ради идеи...

- То есть мы “сапожники без сапог” - идейные без идеи?

- Мы не можем сами себе придумать идею. Среди нас должен быть лидер, который эту идею даст. 97% людей в любой национальности - это ведомые, и только 3% - те, кто формирует идеи. С этим надо смириться. Русскому человеку нужна идея, иначе он теряет смысл жизни. Я думаю, что хорошая идея - даже национальная - это увеличение населения. Когда детей много, какая-то задача у мужчин есть, появляется цель, ради которой нужно жить, беречь себя, развиваться. Сегодня человек российского общества - это человек тревожный, человек, который много работает для того, чтобы выживать, который боится за себя и за своих детей. Но верит и надеется, потому что это заложено в нашем характере.

Павел ОСИПОВ

Фото Николая ФЕДОРОВА

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика