Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

Дать людям всё!

Дума разрешила правительству продолжать социальную реформу

21 января на пленарном заседании депутаты Госдумы заслушали отчет министров правительства РФ о проблемах с исполнением закона о льготах. Министры КУДРИН и ЗУРАБОВ согласились покаяться за провалы первого месяца, кои привели к всероссийскому бунту пенсионеров и бурному недовольству прочих льготников. Допросив госчиновников с пристрастием, Госдума приняла рекомендательное заявление “О мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан” в связи с реализацией 122-го закона...

ПРЕЛЮДИЯ


Разминка перед пятничной баталией произошла еще 19 января на заседании Комитета Госдумы по труду и социальной политике. На нем был отклонен альтернативный проект постановления Госдумы, предложенный фракцией “Родина” совместно с депутатом Геннадием Селезневым. Против того, чтоб оппозиционные инициативы “зажимали”, резко выступали депутаты Олег Шеин, Виктор Тюлькин и Рубен Бадалов. Они высказались за то, чтобы приостановить действие 122-го закона и определить виновных.

Шеин заявил о готовности этим не ограничиваться и внести на рассмотрение палаты “поправки об отмене принятых ранее изменений Налогового кодекса, ограбивших территории и провоцирующих социальную напряженность”. В ответ депутат Вера Оськина попросила оппозиционеров “не манипулировать пожилыми людьми и не доводить их до инфарктов и до смерти”. А Шеин тут же рассказал, что оппозиция уже наметила “очередные жесткие действия в начале февраля”, когда как раз обострится проблема предоставления льгот для оплаты услуг ЖКХ. Тюлькин объявил: суть этого и других подобных законов, принимаемых парламентским большинством, в том, что “вы огромную сферу жизнеобеспечения освобождаете для частника, уводя оттуда государство”. А частник, пояснил депутат-коммунист, будет увеличивать свою прибыль за счет простых людей. Впрочем, вопреки всем угрозам оппозиции, на рассмотрение палаты (как “более взвешенный”) вынесли проект заявления, подготовленный комитетом по труду.

ПОНОШЕНИЕ МИНИСТРОВ

Битва продолжилась через день. 21 января в 12.30 с отчетом о допущенных безобразиях в Думу прибыли министр финансов Алексей Кудрин и Михаил Зурабов, глава Минздравсоцразвития РФ. Но сначала о претензиях депутатов по поводу плохой реализации 122-го закона и о проекте заявления рассказал председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

Исаев подтвердил, что 122-ой закон принимался для оптимизации системы социальной защиты пенсионеров и льготников. (“Люди, которые имели льготы только на бумаге, должны были, наконец, получить денежные выплаты, а те, кто имел право на натуральные льготы, смогли бы их сохранить или получить соответствующие компенсации”.) Однако “сегодня закон находится в поле критики” - в ходе исполнения закона о льготах нередки случаи несоблюдения (или реализации в неполном объеме) мер соцподдержки, установленных 122-ым законом для соответствующих категорий граждан. Так, “в ряде субъектов РФ не обеспечены выплаты соответствующих компенсаций”. Исаев уверен, что ряд вопросов (обеспечение льготников единым проездным или своевременное лекарственное обеспечение) могли быть решены заранее, что “позволило бы избежать роста социальной напряженности в обществе”. Поэтому федеральным и региональным властям необходимо скорее решить все вопросы исполнения 122-го закона и соблюсти принципы социальной справедливости - “необходимые ресурсы для этого есть”.

Председатель комитета по труду особо подчеркнул, что акции протеста, проходящие в некоторых регионах России, связаны не с нормами собственно закона о льготах, а с ненадлежащим его исполнением: “Проблемы, которые вывели людей на улицы, вполне могут быть решены в рамках 122-го закона. Закон должен исполняться, но в более адекватной, понятной людям форме”. И основная причина протестов граждан - недостаточная координация работы органов исполнительной власти всех уровней.

Михаил Зурабов высказал убеждение в том, что “единственный вопрос, который сейчас вызвал затруднение - это вопрос, связанный с транспортным обслуживанием льготной категории граждан”. Оказалось, глава профильного министерства лишь сейчас выяснил, что “большинство муниципальных образований и субъектов федерации принимали свои региональные решения, которые устанавливали льготы по проезду категориям, не имевшим льгот в соответствии с федеральным законодательством совсем. Речь идет об обыкновенных пенсионерах. И эта проблема в первую очередь сказалась тогда, когда люди не получили никаких выплат, а в некоторых регионах была введена плата за проезд”.

Местническое вероломство так потрясло Зурабова, что он решился на признание: “Мы, разумеется, не могли предположить, что такая проблема возникнет. Потому что по нашей самонадеянности, я признаюсь в этом, мы рассчитывали на то, что в регионах анализ проблемы будет проведен, и, скорее всего, будут найдены решения”. Какие? Министр объяснил: “Все соглашения со всеми субъектами РФ, касающиеся порядка предоставления проездных, стоимость которых не будет превышать минимального размера региональных компенсаций, будут нами подписаны... Да, настройка этой системы потребует какого-то времени”.

Алексей Кудрин начал с либеральных аксиом: “Понятно, что в условиях рынка не может быть бесплатных услуг. Бесплатно ничего не бывает! Задача этого закона была в том, чтобы денежные потоки сделать адресными, учитываемыми. Нам не удалось сделать так, чтобы не ухудшилось положение некоторых категорий, - застенчиво признался Кудрин. - Но закон, который принимался здесь прошлым летом - выверенный. Поэтому истоки проблем нужно искать в исполнении”.

Далее “непотопляемый министр финансов” и приятель Чубайса воззвал к справедливости, равенству и братству. Он открыл, что “до введения этих мер у нас было разорванное социальное пространство: в одних регионах были льготы, в других - нет. Первый шаг (разграничение полномочий и ответственности властей за свой уровень) дал свои результаты! Увеличено в три раза финансирование всех этих услуг, а это значит, что их предоставление будет осуществляться на более качественном уровне. В противном случае, уверяю вас, мы бы в дальнейшем не справились с лавинным ухудшением качества этих услуг! Вернув льготы, мы не добьемся улучшения уровня жизни пенсионеров!..” Кудрин стал усердно увещевать депутатов: “Результат будет, но не в первый же месяц! 16 регионов оставили все льготы натуральными. А некоторые регионы взяли на себя ответственность перейти на выплаты - и не потянули... Регионы не брошены, и вопрос будет решаться в том числе и с помощью средств федерального бюджета. Главное - избежать бесконтрольной растраты средств, сделать помощь адресной”.

Позднее Зурабов и Кудрин подтвердили намерение кабинета с весны “увеличить базовый размер пенсии на 240 рублей - до 900 рублей”. (Тем более, что этого хочет глава государства.) “По нашим оценкам, это та сумма, которая перекроет стоимость льготного проездного билета на всех территориях России!” - похвастался Кудрин.

После 13.00 перешли к вопросам. Здесь министрам пришлось туго. Во-первых, потому что для вопросов и выступлений записалось... 83 депутата. Во-вторых, потому что чиновникам пришлось каяться...

Депутат Игорь Чернышенко (“Единая Россия”) спросил Зурабова о “северных аспектах” 122-го закона. Он поинтересовался, почему до сих пор не реализован порядок установления северных надбавок, и эти надбавки к стипендиям и пенсиям не выплачиваются. Министр ответил: “Что касается надбавок к пенсиям, то такого рода проблемы возникли только в Карелии и Мурманске”. То есть, по чиновничьей логике, практически нигде...

Экс-кандидат в президенты, депутат от ЛДПР Олег Малышкин задушевно посоветовал Зурабову: “Вы бы президенту сказали: давайте-ка мы спросим с регионов, с муниципальных образований - что они там делают? Ведь они должны задницей кверху бегать и все делать! А они не просто ничего не делают, они саботируют ваше решение!” В ответ Зурабов, видимо, убоявшись совета посмелее разговаривать с президентом, перешел на крик: “С чего начинать?! Вот мы разбираемся с тарифами на транспорт... Ни одной живой цифры нет! Ну откуда вы все взяли, что у нас проездной стоит 770 рублей?!! Вы хотите посмотреть себестоимость?! Вы придете в ужас! И так - везде!”

Коммунистка Тамара Плетнева напомнила господам чиновникам о славных советских временах, когда проезд в метро стоил пятачок, и призвала отменить закон о монетизации льгот. Кудрин в ответ начал грозиться: “Напомню вам 1991 год - когда мы все хотели жить по льготным ценам, устанавливаемым государством. Тогда мы все стояли в очередях и по карточкам товары получали! Предупреждаю: если мы будем по льготным ценам все делать - мы придем к этому... А тем, кто предлагает отменить или отложить закон, хочу сказать: более 30 млн. льготников, которые получили эти деньги, - им вы предлагаете со следующего месяца денег не давать?! А ведь их большинство. Вы их хотите лишить, у них отнять, удовлетворяя чаяния меньшинства пенсионеров!”

На повторявшиеся в каждом втором вопросе намеки на отставку ответить решился только Кудрин. Он, запинаясь, сказал: “Я уверен, что по большинству регионов закон исполняется, а оценит работу кабинета президент. Мы несем ответственность, и соответствующее решение будет принято”.

Вопросы парламентариев становились все более щекотливыми, но в два часа дня на выручку министрам неожиданно пришел спикер. Борис Грызлов вдруг металлическим голосом отрубил: “Объявляется перерыв до шестнадцати часов!” (Обычно в аналогичных случаях председательствующий ставит на голосование вопрос о том, желают ли депутаты продолжать прения или же им охота отдохнуть.) В кулуарах тут же пошли разговоры, что с вопросами на этом закончат, дадут лидерам фракций ритуально выступить - и перейдут к поправкам. Прогноз оправдался.

ХУДЕЮЩИЕ

Таким образом, на вопросы депутатам отвели меньше часа. А после перерыва началось шоу. Лидер КПРФ Зюганов помянул всуе Кровавое воскресенье и посулил правительству вотум недоверия. Вождь ЛДПР Владимир Жириновский предлагал прямо сейчас провести “референдум о том, кому (из льготников. - В.Б.) деньги нужнее”. Олег Морозов (“Единая Россия”) покритиковал правительство за бездействие, а продолжил прямо-таки в стиле одного из героев Аркадия Райкина: мол, проморгали вы живого человека, не окружили его заботой и вниманием!

Однако всех затмил главный “родинец” Рогозин. Он провозгласил, что в знак протеста против преступной политики правительства и “приватизации “Единой Россией” Госдумы” его фракция покидает зал и “здесь, в помещении Госдумы организует голодовку”. Вдогонку уходящему патриоту член ЛДПР Алексей Митрофанов рассказал всем, что вместе с Рогозиным “наблюдается у одного врача” и посоветовал коллеге поусерднее худеть на рабочем месте.

Так что информировать вас о ходе этой лечебно-разгрузочной терапии мы, скорее всего, не будем. Все-таки есть на этом свете вещи и понятия, опошлять которые как-то нехорошо.

Ну а в довершение всего в Думе был создан интересный прецедент - большинство депутатов палаты решило вообще не давать слова представителю группы независимых депутатов...

Вадим БАРАБАНОВ

P.S. Немало характерных сценок случилось и при рассмотрении изменений и дополнений к заявлению Госдумы. Как и ожидалось, поправки депутатов-оппозиционеров палата методично отклоняла. В основном они не проходили из-за того, что большинство парламентариев просто не участвовало в голосовании. С устатку, видимо: день клонился к вечеру, и зал заседаний опустел примерно на две трети. Коммунист Виктор Тюлькин для чистоты эксперимента представил и обосновал аж 16 поправок, приговаривая: “Я вас мучаю в воспитательных целях! Чтоб не думали, что хоть одна моя поправка пройдет, что совесть у кого-то проснется!” Опыт удался. Правда, в итоге, раздраженный равнодушием думского большинства, Виктор Аркадьевич вдруг обвинил президента РФ в трусости - и палата немедленно лишила Тюлькина слова на целый месяц. За это решение проголосовали 318 депутатов.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика