За рубежом тайных тюрем ЦРУ “нет”. А у нас действительно не будет “явных” тюрем ФСБ. Госдума одобрила во втором чтении внесенные правительством поправки в законы “О Федеральной службе безопасности” и “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, исключив из законодательных актов РФ положения о следственных изоляторах в органах ФСБ. Своих СИЗО у ФСБ не останется.
Правительственный проект, оказывается, был разработан “в целях повышения гарантий обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”. Он исключает нормы, позволяющие органам ФСБ России иметь в своем составе следственные изоляторы, согласован с ФСБ, а главное - соответствует международным нормам, то есть учитывает рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Как сообщил депутатам замминистра юстиции Владимир Ялунин, следственные изоляторы ФСБ должны быть переданы Минюсту РФ (точнее, входящему в состав последнего Главному управлению исполнения наказаний) согласно указу президента - до 1 января 2006 г. (Большая часть уголовно-исполнительной системы была отдана Министерством внутренних дел Минюсту еще в конце 1998 г.) Закон нужен для того, чтобы избежать правового вакуума. И поэтому в случае принятия Совфедом и подписания президентом его введут в действие с 1 января 2006 г., то есть задним числом. Будет ли он иметь обратную силу - вопрос риторический: те, кто сидят в СИЗО ФСБ сейчас, будут содержаться там же, либо в других пенитенциарных заведениях “вплоть до”.
Против законопроекта хором выступила парламентская оппозиция. “Родинцы” и коммунисты доказывали, что в системе Минюста трудно обеспечить надлежащие условия содержания лиц, обвиняемых в государственных преступлениях. “Родинец” Николай Павлов нехорошо отозвался о рекомендациях Совета Европы как таковых. Виктор Илюхин (КПРФ) напомнил о печальном эпизоде - попытке полного расформирования (еще при Ельцине) следственных изоляторов ФСБ, когда “понимаешь-президента” еле удалось убедить сохранить изоляторы в системе контрразведки. Илюхин также предположил, что шпионов смогут конвоировать люди, даже не допущенные к гостайне. В общем, как убеждал бандитов Володя Шарапов, “оперативники - это просто сыскари, а как охранники они ж фраера!..”
А знаменитый генерал Альберт Макашов особенно упирал на то, что в следственном изоляторе ФСБ “Лефортово”, где “путчист” провел пять месяцев, нет доисторических насекомых. Как пояснил “герой октября-1993”, “Лефортово” - это “единственное место в Москве, где нет тараканов”. Тем не менее, парламентским большинством свободно бегающий российский таракан был сочтен признаком относительной свободы и прогрессирующей гуманизации содержания государственных преступников.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте