Конец первого полугодия - аврал для законодателей. Депутаты и сенаторы в дни “пленарок” рассматривают в среднем по сорок вопросов. Число принятых за один день законопроектов также измеряется десятками. И все ради того, чтоб порадовать избирателей. А главное - чтобы уложиться в срок и не продлевать сессию (парламентарии до сих пор как страшный сон вспоминают 2004 год, когда принимать закон о монетизации льгот их заставили
в середине августа). Последний аккорд сессии - заключительное пленарное заседание Совета Федерации 14 июля.
ЗАПЛАТИ МИМОХОДОМ
Парламент разрешил россиянам оплачивать жилье и коммунальные услуги не только в банках, но и в любой торговой точке, где имеется кассовый аппарат. А также не предъявлять паспорт при покупке валюты.
Согласно поправкам в законы “О банках и банковской деятельности в РФ” и “О защите прав потребителей”, коммерческая организация, не являющаяся кредитной, получает право на условиях договора поручения осуществлять банковские операции без лицензии Центробанка. А именно - принимать от физических лиц наличные деньги в виде платы за услуги электричество, жилье и коммунальные услуги. При этом обязательства потребителя (гражданина) перед исполнителем (“кассиром”) по оплате считаются исполненными с момента внесения денег. То есть заплатил - и ни о чем не думай. А ошибки - они у всех бывают...
Кроме того, оплачивать услуги жизнеобеспечения, а также платить алименты и осуществлять мелкие валютные операции гражданин может без предъявления паспорта. Для этого потребовалось исправить закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Согласно законопроекту, “не проводится идентификация физического лица” при оплате алиментов, коммунальных услуг, услуг связи, если их сумма “не превышает 30 тысяч рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте”. А “организации, занимающиеся операциями с денежными средствами и иным имуществом”, освобождаются от обязанности проверять личность клиента “при осуществлении им купли-продажи иностранной валюты на сумму менее 15 тысяч рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте”. Но все это - “за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма”.
НУ, ЗА КОНКУРЕНЦИЮ...
Совет Федерации одобрил закон “О защите конкуренции”, который уточняет основные понятия антимонопольного законодательства и устанавливает “опознавательный предел”, по которому ФАС может вычислить монополиста в некоем секторе рынка. “Барьер доминирования” на рынке уменьшен на четверть: теперь “порог значения рыночной доли хозяйствующего субъекта как признака доминирования на рынке” снижается с 65 до 50%. То есть если хозяйствующий субъект захватил даже не две трети, а половину рынка, к нему появятся вопросы.
Законопроект устанавливает общие требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и прочими получателями бюджетных средств плюс содержит исчерпывающий перечень видов финансовых услуг, которые должны приобретаться внебюджетными фондами по результатам открытого конкурса или аукциона. Проект вводит понятие “государственной помощи” (предоставление органами власти преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, создающих для них более выгодные условия деятельности на рынке), что должно упорядочить процедуру оказания госпомощи и ограничить незаконное обеспечение льгот и преференций.
Представляя закон, глава комитета Совфеда по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян отметил: закон должен стать действенным инструментом антимонопольной и антикоррупционной политики, так как он устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. И указал, что активная госполитика по защите конкуренции препятствует необоснованному росту цен и тарифов и стимулирует экономический рост и увеличение валового внутреннего продукта. В силу последнего обстоятельства не принять проект не было никаких оснований.
АРЕНДА ЛУЧШЕ ПОКУПКИ
Совет Федерации одобрил поправку в закон “О финансовой аренде (лизинге)”, разрешив тем самым лизинг отечественной военной техники, но запретив сдавать в аренду земельные участки.
В соответствии с поправкой, “предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения <...> и технологического оборудования иностранного производства”. Иными словами, прежде содержавшийся в законодательстве запрет на лизинг продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами теперь снимается. Это, по мнению законодателей, существенно расширит экспортный потенциал РФ, поскольку многие государства желают нашу военную технику не покупать, а брать в аренду - так дешевле. А разрешение лизинга технологического оборудования иностранного производства увеличит возможности России по его импорту.
КЛАД СДАТЬ ГОСУДАРСТВУ
Парламент принял закон, по которому штраф за незаконные раскопки и утаивание от государства обнаруженных реликвий повышается в полтора раза. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях ужесточают ответственность за уклонение от передачи в государственную часть Музейного фонда тех культурных ценностей, которые были обнаружены в результате археологических полевых работ.
Увеличен не только размер штрафа за археологические раскопки без разрешения, но и расширен перечень признаков таких административных правонарушений. Законопроект предлагает увеличить размеры штрафов для физических лиц за ведение археологических раскопок без разрешения (“открытого листа”) в полтора раза, а для юридических лиц - в два раза. У “черных копателей” отберут не только “клад”, но и инструменты: в законопроекте предусмотрена “конфискация предметов, добытых в результате раскопок, инструментов и оборудования, использованного для неразрешенных археологических полевых работ”. Законом устанавливается следующая ставка штрафа: для граждан - от 15 до 25 МРОТ; для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. “Административный” МРОТ пока равен ста рублям.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте