5 октября думский комитет по труду и соцполитике провел “круглый стол”, посвященный проблемам охраны труда и страхования профессиональных рисков. Участники мероприятия обсудили вопросы правоприменительной практики и перспективы разрешения многочисленных проблем в этой сфере.
Заместитель председателя комитета по труду, руководитель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев заметил, что “система управления охраной труда не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям, а причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний остаются прежними. Все это - головная боль и законодателей, и профсоюзов, и работодателей”. Надзор за исполнением законодательства со стороны госинспекций недостаточен, возможности общественной инспекции профсоюзов также снижаются. Еремеев указал на то, что вредные и опасные условия труда, высокий производственный риск, производственный травматизм и профзаболевания приводят к ухудшению экономического положения и демографической ситуации в России.
Каждый год в России производственные травмы получают около 200 тысяч человек, фиксируется более 10 тысяч случаев профзаболеваний - и это только то, что регистрируется. По словам Еремеева, органы прокуратуры за первые девять месяцев этого года вынесли более шести тысяч представлений о вопиющих нарушениях трудовых норм, а более полутора тысяч должностных лиц предупреждены о недопустимости нарушения трудового законодательства. Еремеев призвал к разработке законодательных мер по стимулированию модернизации производства, сужению сферы применения тяжелого физического труда и подчеркнул необходимость усовершенствования законодательства в сфере охраны труда.
В частности, его придется приводить в соответствие с нормами закона “О техническом регулировании”, с правилами отнесения предприятий к тем или иным классам профессионального риска. “Для отдельных видов экономической деятельности без видимой причины произошло значительное повышение класса профессионального риска и, соответственно, рост страхового тарифа, - сказал Еремеев. - Так, предприятия коксохимического комплекса до 2005 года относились ко второму классу профессионального риска. А с января 2006-го - к 21-му классу. Это привело к росту страхового тарифа в 10 раз - с 0,3% до 3,1%!” Правоприменительная практика в сфере охраны труда, мягко говоря, неоднозначна. Во многих госорганах не проводится системная работа по профилактике травматизма, заболеваемости и улучшению условий труда, нарушена координация и управление службами охраны труда организаций по вертикали.
Замдиректора департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития Владимир Свиридов сообщил о намерении правительства “сбить” вал несчастных случаев на предприятиях малого бизнеса в ближайшие годы. (Поскольку сейчас, по словам Свиридова, “и мы, и работодатели фиксируем последствия, приведшие к несчастному случаю, а не причины травматизма, необходимо изменить эту ситуацию и оценивать профессиональные риски на ранних стадиях”.) Это произойдет благодаря реализации некой целевой программы “Снижение смертности, травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве”, которую специалисты из Минздрава уже разрабатывают.
Если правительство сей прожект поддержит, Миздрав начнет его реализацию уже в будущем году. Правда, будут проблемы с порядком аттестации рабочих мест, которую обязаны проводить все фирмы (в большинстве малых предприятий (МП) аттестация рабочих мест вообще никогда не проводилась). Но есть надежда, что стоимость ее прохождения станет дешевле, поскольку Минздрав и Роструд планируют снизить стоимость услуг организаций и лабораторий, занимающихся оценкой травмобезопасности и определением фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах. А пока многие МП просто не в состоянии оплатить услуги привлекаемых к оценке экспертов. Об этом заявил замруководителя Федеральной службы по труду и занятости (ФСТиЗ) Андрей Селиванов. Он также рассказал о результатах надзорно-контрольной деятельности в сфере охраны труда в 2005 - 2006 гг. За это время госинспекция труда в ходе проверок выявила около 2,2 млн. нарушений норм охраны труда, от работы отстранены более 194 тыс. работников организаций, не прошедших положенные обучение и инструктаж. Что в сухом остатке? “Трудовые ревизоры” констатировали наличие практически в каждой организации предпосылок к несчастным случаям с тяжелыми последствиями и плохую профилактическую работу служб охраны труда предприятия.
А начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде ФСТиЗ Игорь Воробьев считает, что размеры штрафов для работодателей, скрывающих факты производственного травматизма, должны существенно вырости. Потому как даже его ведомство не устраивает нынешняя безответственность предпринимателей за сокрытие несчастных случаев на производстве. Правда, конкретных инициатив по этой части у начальства пока нет. Поэтому правительству еще раз порекомендовали подготовить и внести в Госдуму проекты законов, которые бы экономически стимулировали работодателей вкладывать средства в обеспечение безопасных условий труда работников и повышали ответственность за нарушение норм охраны труда.
Предложено усовершенствовать учет, отчетность и статистику несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также создать систему единого государственного учета рабочих мест, видов работ, профессий работников.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте