На последнем октябрьском заседании депутаты Госдумы приняли поправки к уголовному законодательству, ужесточающие кару за вандализм по межэтническим и расовым мотивам. А также - за тиражирование и распространение нацистской символики плюс публичную демонстрацию знаков, напоминающих свастику. Правительственный законопроект “О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса РФ и статью 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях” в первом чтении поддержали 330 депутатов, 32 были против, 1 воздержался.
СУТЬ ПРОЕКТА
Согласно законопроекту акт вандализма, совершенный группой лиц по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, наказывается ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Изготовление, сбыт или приобретение с целью сбыта нацистской символики (либо атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения) карается административным штрафом с конфискацией предмета административного нарушения. Штраф для граждан - 10 - 25 МРОТ, для должностных лиц - 20 - 50 МРОТ, для юрлиц - 200 - 1000 МРОТ.
Представил законопроект Госдуме замминистра внутренних дел Николай Овчинников. Он сообщил, что экстремистские настроения у молодежи
“приобретают все большую распространенность” и выражаются в
“актах вандализма - осквернении зданий, сооружений, порче имущества на общественном транспорте и в иных общественных местах”. По данным уголовной статистики, если в 2004 году по ст. 214 “Вандализм” УК РФ в целом по России было зарегистрировано 1575 преступлений, то в 2005 году - уже 5110, то есть в 3,2 раза больше. Налицо
“резкая активизация деятельности объединений экстремистского толка, формирование большинством из них в регионах РФ структур и ячеек, организованная (кем-то... - В.Б.) финансовая поддержка”, - пожаловался замглавы МВД. Общественная опасность объединений экстремистов, по словам замминистра, нарастает, а совершение ими преступлений “приобретает все более организованный характер”. Особенно беспокоят чиновников акты вандализма: по закону сейчас вандализм относится к
“простому виду состава преступления”. То есть “групповщина” и политико-ксенофобские мотивы не влияют на тяжесть наказания, тогда как
“практика показывает, что общественная опасность групповых экстремистских проявлений и актов экстремизма, совершаемых по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, значительно выше, чем единичных”, потому-то 214-ю статью УК и предлагается дополнить “отягчающей” частью.
Не меньшее беспокойство властей стало вызывать
“практически бесконтрольное распространение материалов откровенно экстремистского содержания”, кои
“часто содержат в себе нацистскую символику или символику, максимально приближенную к нацистской”, - продолжил пояснения замминистра. И при этом
“в России пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики влекут наложение лишь административного наказания!.. Пользуясь этим обстоятельством, международные экстремистские организации находят территорию России более подходящей, а законодательство - более лояльным для их деятельности. Зачастую экстремистские организации в России финансируются из-за рубежа, на ее территории печатаются агитационные материалы и пропагандистская литература экстремистского толка, распространяемые как у нас в стране, так и за рубежом”. И в этих условиях ст. 20.3 КоАП (“Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики”) в действующей редакции не очень-то и работает.
ПРЕНИЯ
Выступая, депутаты-оппозиционеры в основном упирали на то, что закон “сырой” и неоднозначный и что он, еще не начав действовать, душит и убивает любую протестную активность молодежи с самого нежного возраста. Коммунистка Нина Останина задалась вопросом, кто и как будет определять пресловутую “степень смешения” образов при определении того, фашистскую ли символику фигурант продает-демонстрирует:
“Неопределенность этого определения позволяет подвести под него и рисунок ребенка в детском саду, где он изображает Великую Отечественную войну и рисует фашистские самолеты со свастикой?..” Докладчик, слегка опешив, взял себя в руки и ответил, что ребенка,
“даже если он это нарисовал”, арестовать все равно нельзя. А взрослого - можно и нужно:
“Если вы будете детям сначала давать задание, а потом эти рисунки собирать и раздавать, допустим, на улице, то это будет правонарушение... Кстати говоря, правоприменительная практика у нас вообще на эту тему слабая! Об этом говорит и общество, и СМИ, а за год привлекаются к ответственности десятка два-три...” Непорядок.
Депутат-“родинец” и православный патриот Александр Крутов подпустил символизма и поставил вопрос о критериях, по которым станут определять
“степень смешения атрибутики”. Например - неприемлемой свастики с такими знаками, как “коловорот, древнеиндийский знак солнцеворота, знаки буддистской и индуистской религий, которые есть на нательных крестах”. Овчинников отрезал:
“Здесь требуется экспертное заключение. Правоприменителем назначается соответствующая экспертиза, дается экспертное заключение, на основании которого суд и действует - выносит решение или приговор”.
Коммунист Анатолий Локоть забеспокоился, не подпадет ли под действие этого закона распространение советской символики. (Вот что провокационные стилизации нацболов с людьми делают!) Овчинников ответил:
“Листовка или любое другое изображение с советской символикой очень большой частью общества воспринимается и потому не возбраняется”. И добавил, что
“у правоприменителей квалификация идеологической ненависти затруднений не вызовет”, потому как
“толкование ей дает комментарий к Конституции РФ, где идеологическая ненависть понимается как активная заинтересованность кого-либо в деградации и уничтожении политических и философских взглядов на социальную действительность, общество и так далее... Подобная формулировка не приведет к тому, что норму возможно будет двояко толковать”. В точку! А еще в конституции нашей пишут, что государство у нас социальное, а человек имеет право на жизнь, а не на выживание... Но, может, и поправят. Комментарии для того и сочиняются.
“Народоволец” Александр Фоменко заявил:
“Добрыми намерениями известно куда бывает вымощена дорога!.. Это очень странный законопроект, в котором все зависит от эксперта. А что такое “экспертиза”, мы знаем: она очень... индивидуальна. И вообще, если использовать логику этого закона, то, разумеется, нужно было еще в 1930-е годы в Германии запретить свастику, и тогда ничего бы и не случилось!” Патриотический коммунист Николай Кондратенко воскликнул:
“С легкостью принимать решение усадить молодежь в тюрьмы?.. Извините, это преступление!.. Ума много не надо, чтобы усадить детей наших в тюрьмы... На Страшном суде придется нести за это ответ”. И добавил:
“Первопричиной этих проявлений является главный недостаток в политическом устройстве нашего общества: сегодня русские по роду и племени отстранены от управления нашей страной. И, уверяю вас, как только справедливость восстановим - немедленно все эти негативные процессы начнут уходить”. Не оглядываясь...
Сергей Иванов, выступавший от фракции ЛДПР, поддержал законопроект, ибо нацистская символика
“действительно оскорбительна” для народа, победившего фашизм. Но тут же добавил, что мотивировка авторов проекта
“ни в какие ворота вообще не лезет”: “Это идеология пещерного века: нарисовал мамонта на стене пещеры - значит, будет жаркое... Или: запретил свастику изображать - все, нацизм мы победили!.. Если вы хотите действительно бороться с нацизмом, тогда спокойно разрешите деятельность этих организаций, следите за ними, наблюдайте, контролируйте. А иначе все “нацики” уйдут в подполье, и это только увеличит привлекательность движения - молодые ребята будут туда вступать, смотреть, любоваться и прочее”.
“Единоросс” Михаил Емельянов дал понять, что инициаторы законопроекта действительно не собираются защищать тех, кто не умеет жаловаться на жизнь тихо, мирно и конструктивно:
“Складывается впечатление, что оппозиция иными методами, кроме экстремистских, прийти к власти больше не может. И чем ниже результаты на выборах, которые она показывает в последнее время, тем активнее лоббирование экстремистской деятельности! Нельзя защищать людей, которые захватывают общественные здания, которые перекрывают дороги!.. По-моему, любой человек, которому дорога Россия, понимает, что необходимо использовать мирный протест, легальные формы политической борьбы, а не стимулировать, чтобы молодежь шла на баррикады, била витрины и так далее!” Этот вердикт парламентское большинство и подтвердило.
ПЕРСПЕКТИВЫ
На прошлой неделе свои “пять копеек” в святое дело борьбы с радикалами всунул и Совет Федерации. Сенаторы провели парламентские слушания, посвященные противодействию экстремизму в молодежной среде. Особое внимание было уделено околорелигиозным экстремистским течениям и их зарубежным спонсорам. Представители Генпрокуратуры затребовали более действенных законодательных механизмов контроля за Интернетом. Силовики предложили расширить понятие “экстремизм” и значительно ужесточить ответственность, переведя этот вид преступлений в категорию тяжких. А спикер Совфеда Сергей Миронов призвал как можно скорее принять закон “О молодежной политике” и образовать в правительстве спецведомство, ответственное за молодежную политику.
В целом характер дебатов на эту тему пока напоминает знаменитую миниатюру Аркадия Райкина о родительском собрании, на котором спорили, как обуздать подростковое хулиганство (мол, у нас, оказывается, на стенах и в подъездах “рисуют рожи и пишут слова”). Помнится, там один родитель сетовал на влияние улицы в условиях, “когда кругом сплошные улицы”. И, как выход, советовал обнести все улицы забором пятиметровой высоты, с колючей проволокой, по которой еще и электроток пустить - “для эстетического разнообразия”. Другой был сторонником мягкого подхода и рекомендовал подросткам трудотерапию - “чтоб они домой на карачках приползали”. Ну а третий советовал недорослей просто драть (“нас-то драли, и ничего - как видите, целые поколения выросли”)...
Кто кого будет “драть” и чем это все закончится - вопрос остается открытым. Тем временем 4 ноября в центре Москвы пройдет “оранжевая репетиция”, или второй так называемый Русский (он же Правый) марш националистов. (В противовес националистам леворадикалы собрались в тот же день проводить Антифашистский марш, так что без драк и провокаций, видимо, не обойдется.) Кстати, организаторы Правого марша-2006 уже успели вдрызг рассориться и разделиться - на “национал-сепаратистов” и “лояльных”. К первым относят “крутых” национал-экстремистов с их извечным лозунгом “Россия для русских!” (в допетровских границах); в подобных акциях их обычно сопровождают бритоголовые (скинхеды) и футбольные фанаты. Вторые - причудливый конгломерат “российских империалистов-византийцев”, опереточных “евразийцев” и мелких группировок “блаженных древконосцев”. Вот так и двинутся двумя колоннами - “врозь идти, вместе получить”. И лучше от ОМОНа - это для националистов всех мастей было бы просто подарком. Обиженных властью на Руси жалеют и даже за героев держат...
Вадим БАРАБАНОВ
На фото - антифашистский митинг в Петербурге 27 декабря 2005 года Фото ИТАР-ТАСС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте