Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

Кодекс реликтов парламентаризма

В Госдуме подготовили проект Кодекса депутатской этики, по которому народных избранников попытаются заставить не хулиганить и исправно посещать пленарные заседания. За прогулы законодателей намереваются “бить рублем”, а за оскорбления - лишать слова на три месяца. Зато лоббизм останется недоказуемым и потому безнаказанным.

Проект этического кодекса отправили в Правовое управление ГД, которое, как заранее уверены авторы документа, к середине февраля даст на него отрицательный отзыв. Тем не менее кодекс надеются откорректировать и принять уже в ходе весенней сессии (до июля), после чего новая Дума, избранная осенью, получит его в наследство от нынешней. Тогда кодекс, глядишь, и заработает. Об этом на пресс-конференции 25 января журналистам рассказывал председатель Комиссии ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Геннадий Райков...

Депутат Райков напомнил, что этот проект “кодекса чести” депутатов - уже девятый по счету, и ни один из предыдущих не был принят. Однако Райков считает, что именно данный проект должен пройти. “Это никак не связано с выборами!” - упредил Райков вопросы с типовой версией появления кодекса и пояснил, что его комиссия три года отслеживала “правоприменительную практику”. “Мы в комиссии рассмотрели более 500 жалоб, поступивших на 259 депутатов, - сообщил Райков, - и выяснили самые распространенные виды нарушений этики и дисциплины. Исходя из этого, в кодексе будет четко расписано, что депутату можно и чего нельзя, какое может последовать наказание... Ведь не божеством депутат должен быть!” На кого больше всего жалуются и представители каких фракций наиболее отличились, об этом Райков умолчал. Правда, указал, что меньше всего - на депутатов от “Единой России”, а новые рекордсмены по части нарушений - коммунисты Виктор Тюлькин и Валерий Рашкин. (Обоих уже лишали слова дважды, то есть каждому из них пришлось промолчать на заседаниях Думы по два месяца.) При этом поведением Владимира Жириновского избиратели возмущаются по инерции, поскольку тот, став вице-спикером, изъясняется не в пример аккуратнее. “Я даже не знал раньше, что у нас есть столько общественных организаций, которые возмущены его поведением - штук сорок, не меньше!” - усмехнулся Райков.

Геннадия Райкова спросили, будет ли в депутатском кодексе какое-то особое наказание за учиненный за границей дебош. Райков ответил уклончиво, но дал понять, что нет: “Неприкосновенность не дает права депутату вести себя как ему заблагорассудится, тем более за границей - он представляет страну, там он должен себя вести вдвойне строже!.. Ну а если он устроил драку там, то ему ведь, прежде всего, по законам той страны что-то будет, правда?..” Но разбирать такие случаи и порицать таких депутатов на комиссии можно и нужно - вдруг остепенятся? Тем более что у райковской комиссии уже сейчас есть ужасный инструмент воздействия, памятуя о котором, депутат должен стать как шелковый. “Да, депутат может на заседание комиссии не прийти, но тогда мы и так его “разберем”, - сказал Райков. - Наша комиссия имеет широкие полномочия. Например, самостоятельно, без решения Думы опубликовать в официальных органах (“Российской газете” и “Парламентской газете”) свое заключение. Это самое страшное для депутата, когда комиссия, официальный орган, публикует. И все увидят, как депутат ведет себя, какой он есть. И поэтому депутаты обычно просят нас не публиковать решения в отношении них”. В таких случаях комиссия иногда входит в положение и депутата не позорит: “Бывает, что мы проводим закрытое заседание, и на нем решаем с депутатом все вопросы: ведь если депутат исправляется и согласен извиниться - то зачем же мы его будем?..” Впрочем, более распространена практика, когда все делается по регламенту: “Бывают поручения самой Думы, о выполнении которых мы обязаны докладывать на пленарке, и в этом случае наше заключение уже становится достоянием гласности”.

Райков сообщил, что избиратели постоянно жалуются на прогулы депутатов: “Нам в неделю по 10 - 15 писем приходит: мол, мы их избирали, а они не посещают! - сказал Райков. - Но как сейчас быть с депутатом, который не пришел, а его зарегистрировал другой, как докажешь?.. Сегодня ни одному депутату не предъявить претензий за прогул, потому что карточки-то их голосуют”. Даже если депутат вообще не появляется в Думе (как небезызвестный Александр Невзоров), его карточка используется коллегами исправно, так что “формально он всегда присутствует”. Райков пояснил, что, раз депутаты пользуются неприкосновенностью, то к ним неприменимы многие пункты, которые оговорены трудовым законодательством. Так, возможность увольнения за прогулы уж точно отсутствует: “Нельзя за прогулы лишать депутатского мандата! Мы, Дума, тоже учреждение, у нас тоже есть свой внутренний распорядок!” Например, депутат может поехать в командировку, только получив разрешение спикера. “У нас правило: если депутат куда-то едет - он пишет заявление председателю, и после того, как тот утвердит, едет”. Правда, по правилам мало кто поступает - “ездят кто, куда и когда хотят”.

В проекте кодекса ужесточается ответственность за употребление оскорбительных выражений, необоснованные обвинения или распространение дезинформации: за это парламентария будут лишать слова не на месяц, как сейчас, а “на 10 пленарных заседаний - то есть фактически на три месяца”. Кроме того, за хронические прогулы пленарных заседаний Райков предлагает наказывать депутатов строго - рублем. “Это, - пояснил Райков, - будет не штраф (штрафы - это к гаишнику), а лишение зарплаты. Подавать соответствующее представление на прогульщика должна будет та фракция, в которой он состоит”. После того, как фракции начнут “сдавать” своих депутатов, наказывать последних будут так: если депутат прогулял 30% заседаний в течение сессии, то он лишится трети ежемесячной зарплаты, если пропустил без уважительной причины половину всех “пленарок”, потеряет половину заработка, а если законодатель манкировал явкой на 70%, с него снимут всю зарплату за месяц. Тогда Райкова спросили, какова официальная зарплата и общий доход депутата Госдумы. “Ежемесячное вознаграждение! - поправил Райков. - Оно составляет 22 тысячи рублей, а со всеми надбавками - почти 101 тысячу. Пенсия депутата рассчитывается с суммы в 22 тысячи и составляет более 16 тысяч рублей”.

В заключение Геннадий Райков дал прогноз о перспективах своего проекта: “Там есть ряд моментов, на которые Правовое управление ГД даст отрицательное заключение, но мы, тем не менее, эти пункты включили. Я даже заранее знаю, что отзыв будет отрицательным. И тогда надо будет поправки прикладывать к проекту (а у нас уже есть замечания двадцати депутатов к нему)... По процедуре, на решение такого рода вопросов отводится два месяца”. Но это, пояснил депутат, оптимистический прогноз. И тут в зале погас свет. Райков помянул Чубайса, а организаторы брифинга предложили журналистам закругляться.

Вадим БАРАБАНОВ

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал