Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

Выборы без “экстремалов”

9 марта Госдума приняла в первом чтении закон, который уточняет “правила игры” на парламентских и президентских выборах. Депутаты привели ряд законодательных актов в соответствие с положениями закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, установив “механизмы, обеспечивающие эффективность действия избирательного законодательства”. В частности, окончательно отменен порог явки в 25% на думских и в 50% на президентских выборах - волю народа объявят при любом числе проголосовавших. Имущественные данные о кандидате и его близких налоговики проверят в обязательном порядке.

Законопроект вводит ограничение права быть избранными для лиц, имеющих на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности. Вносятся изменения, связанные с отменой “порога явки” избирателей. Поправка в ст. 102 части первой Налогового кодекса РФ исключает налоговую тайну на размеры, источник доходов, сведения об имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) по праву собственности, которые проверяются налоговыми органами. Меняется принцип формирования партсписков на думских выборах: минимальное количество региональных групп в партсписке уменьшится со 100 до 80. Поясним: действующее законодательство требует, чтобы список был разделен как минимум на 100 региональных групп, охватывающих округа, в которых проживает от 650 тысяч до 3 млн избирателей. Кроме того, партиям будет позволено выдвигать одну региональную группу в субъектах РФ, где число избирателей составляет более 3 млн.

Представил законопроект депутат-единорос Михаил Емельянов, которому пришлось выдержать дежурную атаку думской фронды, которая увидела в поправках угрозу многопартийности и расширение возможностей власти нейтрализовать оппозиционеров. Коммунистка Нина Останина спросила, лишат ли права быть избранными общественных деятелей-оппозиционеров, участвовавших в недавнем “марше несогласных” в Петербурге (акция была лихо разогнана ОМОНом). Емельянов ответил, что “решение принимает суд”. И поделился уверенностью в том, что если деятели питерского “оранжада” не демонстрировали символов, похожих на нацистские, никто их пассивного избирательного права не лишит. Независимый депутат Валерий Зубов посоветовал проверить закон “на предмет коррупционности”. В ответ Емельянов, как один из разработчиков проекта, предпочел дать свои “личные гарантии против коррупционности этого закона”.

Больше всего споров вызвала вроде бы чисто техническая норма о региональных партсписках, исключающая требование, по которому региональная группа должна соответствовать части территории субъекта РФ, если численность избирателей, зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ, превышает 3 млн человек. Иными словами, будет отменена обязательность дробления на множество списков в регионах более чем с 3 млн избирателей. Это, прежде всего, шесть крупнейших регионов - Москва, Петербург, Краснодарский край, Московская, Свердловская и Ростовская области. “Родинец” (или “справедливец”?) Виктор Похмелкин заявил, что тем самым партия власти, боясь конкуренции, просто не хочет дробить свои голоса в крупных субъектах РФ, так что, мол, поправки призваны обеспечить политическую монополию одной партии.

Коммунист Анатолий Локоть высказал мнение, что проект узаконит “практику использования “локомотивов” и “паровозов” на выборах”. То есть популярных в народе деятелей, возглавляющих партсписки, которые затем в парламент работать не идут, уступая свое место нужным людям из глубин партсписка. Тогда как надо бы эту политтехнологию вообще запретить. “Эти люди и ставятся во главе списка, а затем после выборов отцепляются от состава, и он едет уже своим ходом! - негодовал Локоть. - Может, именно с этим связано уменьшение количества региональных групп - “паровозов” на всех не хватает?” Емельянов отпарировал, что именно популярные левые политики “из-за авторитета в своих регионах используются в качестве локомотивов. У нас же всегда идеи были персонифицированы, избиратели же часто не вникают в программы партий, но зато знают людей, которые выражают политические взгляды. И на них ориентируются, определяя политическую позицию партии”. В итоге парламентское большинство законопроект утвердило. Оппозиция голосовала против.

Вадим БАРАБАНОВ

КОММЕНТАРИЙ
Олег МОРОЗОВ, первый зампред Госдумы РФ (“ЕР”):


- Принятые поправки идут в развитие проводимой политической реформы, обеспечивают равноправную конкуренцию партий, делают более ответственным будущий российский парламент, а выборы - более понятными для всех избирателей. Главный вектор политической реформы, предложенной президентом, направлен на формирование в стране реальной многопартийности. Обществу нужны настоящие федеральные, массовые, идеологические и политические партии, которые будут не подобно мыльным пузырям возникать к каждому избирательному периоду, а станут из раза в раз, каждые четыре года, приходить к гражданам со своей программой, отчетом и получать соответствующую оценку граждан. Предложенные президентом преобразования делают избирательную и политическую системы в стране более ответственными и понятными гражданину. Сегодня от этой реформы выигрывают и граждане, и политические партии, которые будут конкурировать, демонстрируя свои программы, идеологии, а не только персоны, выдвигаемые в том или ином одномандатном округе. Поэтому упрек “Единой России” в том, что она меняет избирательное законодательство в угоду себе, необоснован.
Переход к пропорциональной системе выборов, как всем понятно, лишает “Единую Россию” того преимущества, которое она получила, продемонстрировав высокий результат в одномандатных округах в 2003 г. Что касается партий-однодневок или партий, не имеющих авторитета в обществе... Мы желаем им работать так, чтоб его завоевать и потом конкурировать на равных вместе с нами и другими партиями, представленными сегодня в Госдуме.

В связи с претензиями по поводу изменения числа региональных групп, напомню, что изначально в законопроекте предлагалось установить нижнюю планку из 70 региональных групп, а теперь предлагается 80. Помимо этого, на основе солидарного мнения очень многих партий мы пришли к выводу, что надо дать право каждой политической партии максимально увеличить число региональных групп. В итоге мы приняли поправки, по которым каждая политическая партия может предложить до 155 региональных групп. И это право ни у одной из политических партий не отнимается. Если какая-то партия полагает, что максимальное количество региональных групп обеспечит ей успех на выборах, то закон ей это разрешает. Почему нижняя планка числа региональных групп устанавливается на уровне 80? Потому что в крупных субъектах Федерации, если они будут разделены на максимальное число групп (к примеру, Москва на 10, Московская область - на 8, Петербург на 5), может возникнуть ситуация, когда недостающие до целого мандата голоса будут распределены в пользу региональной группы других субъектов РФ. В результате крупные регионы могут не досчитаться 2-3 мандатов. Кроме того, если уж мы даем возможность тому или иному субъекту РФ, по ныне действующему правилу, идти как единая региональная группа, то, наверное, справедливо дать такую же возможность и тем субъектам РФ, численность избирателей которых превышает 3 млн человек. В этом смысле данная норма ставит все субъекты РФ в равные условия.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2