Вскоре будет окончательно установлено, кому запрещается заниматься педагогической деятельностью. Правительство внесло в Госдуму соответствующие поправки к статье 53 Закона РФ “Об образовании” и к статье 20 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
В законопроекте уточняется перечень обстоятельств, препятствующих педагогической деятельности. Это: наличие приговора суда о лишении права заниматься педагогической деятельностью; наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; недееспособность, признанная в установленном федеральным законом порядке; наличие заболеваний, предусмотренных перечнем (он утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения). При этом трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в вузе могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
Разработчики проекта указали, что до принятия летом прошлого года закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании недействующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов” к педагогической деятельности не допускались (ст. 331 ТК РФ): лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления. (Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых к педагогической деятельности не допускали, устанавливаются федеральными законами.) Аналогичная норма содержалась в ст. 53 Закона РФ “Об образовании”. А ст. 20 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” содержала норму, согласно которой замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет.
Поправки к ТК расширили список лиц, не допущенных к педагогической деятельности (за счет включения в список признанных недееспособными в установленном федеральном законом порядке). Кроме того, поправки к ТК уточняют перечень “препятствующих” заболеваний и вносят изменения в норму о сроках заключения трудового договора с работниками вузов.
Таким образом, образовалась коллизия между п. 2 ст. 53 Закона РФ “Об образовании” и п. 2 ст. 20 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” с одной стороны и статьями 331 и 332 ТК РФ - с другой.
В сложившейся ситуации должны применяться положения ст. 5 Трудо-
вого кодекса (нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК). А если вновь принятый закон противоречит ТК, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих поправок в ТК.
Вместе с тем установление перечня медицинских противопоказаний подзаконным актом имеет преимущества перед законодательным закреплением такого перечня. Так, запрет на занятие педагогической деятельностью тем лицам, которые имеют определенные заболевания, трудовое законодательство приравнивает к ограничению прав граждан. А по Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. И лишь Конституционный суд РФ может признать положения Трудового кодекса несоответствующими Конституции РФ.
В связи с этим, а также учитывая принцип приоритетности специальных норм над общими, авторы проекта предлагают признать верховенство ст. 331 и ст. 332 Трудового кодекса над ст. 53 Закона РФ “Об образовании” и ст. 20 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Это потребует пересмотра указанных положений Закона РФ “Об образовании” и ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, что и предлагается проектом.
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте