В России создается институт толкователей “священных” свитков и “культовых” предметов. Бесценными признаются законы, указы и прочие президентские “загогулины”, имеющие документальное подтверждение. А равно и прочие предметы материального характера, оставшиеся от поцарствовавшего. Их поместят в специальные музеи и будут “объяснять с указкой”.
Благодаря решению парламента в России появятся “центры наследия” бывших глав государства - Бориса Ельцина и Владимира Путина (Михаила Горбачева, как президента СССР, но не РФ, такой чести не удостоили). 6 мая Совет Федерации одобрил закон “О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий”. Законопроект был внесен группой депутатов-”справедливцев” во главе с вице-спикером и одним из первых лиц фракции “СР” в Госдуме Александром Бабаковым.
По мысли разработчиков, деятельность российских президентов “приводит к формированию целого пласта документов, материалов и вещей различного рода, имеющих социальное и историческое значение”. И данный закон определяет особенности создания и правового положения центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение полномочий. Центры займутся “осуществлением исследовательской деятельности исторического, политологического, социологического, правового характера в отношении наследия президентов РФ, а равно по осуществлению анализа перспектив дальнейшего развития России, взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями”. Авторы закона ссылаются на опыт развитых стран (например, США), где подобные структуры давно созданы и успешно функционируют.
Центры исторического наследия бывших президентов РФ создаются Администрацией президента РФ без ограничения срока деятельности по согласованию с экс-президентами, в форме фонда. В нем формируются музейная коллекция, архив и библиотека. Формирование этих комплексов предполагается осуществлять за счет документов, материалов и вещей, переданных центру администрацией президента, правительством РФ, экс-президентом, “другими лицами, а также за счет документов, материалов и вещей, самостоятельно приобретенных Центром”. По согласованию с органами госвласти, осуществляющими управление архивным делом, определяются документы, подлежащие передаче в музейную коллекцию. При этом библиотека Центра является общедоступной, а музейная коллекция и архив подлежат включению в Музейный фонд РФ и Архивный фонд РФ соответственно.
Органами управления Центра являются попечительский совет, правление и исполнительный директор, определяется порядок их формирования и компетенция. Так, именно президент РФ, прекративший исполнение полномочий, является председателем попечительского совета Центра “имени себя”. Органом внутреннего финансового контроля является ревизионная комиссия. Финансовой основой деятельности центров являются имущество, передаваемое центрам при их создании, и средства, ежегодно выделяемые из госбюджета. Обеспечение выделения средств из госбюджета возлагается на правительство РФ. При этом “не исключены и дополнительные источники финансирования деятельности Центров: доходы от собственной деятельности, пожертвования и т.д.”
По мнению Александра Бабакова, создав “президентские центры”, власть “сделает процесс преемственности направления государственного регулирования более прозрачным, открытым, понятным, что уже давно востребовано обществом”. Никаких внятных подтверждений того, что общество трепетно относится к “наследию”, скажем, Б.Н. Ельцина, приведено не было. За исключением следующего: “Надо понимать, что наше общество длительное время находилось в ситуации, когда не всегда оно понимало (это еще мягко сказано), что предлагает власть, и власть не всегда находила понимание у большинства наших граждан. Поэтому если мы сделаем прозрачные и доступные пояснения, что же хочет власть, тем самым мы создадим условия для поддержки наших граждан”. При этом “речь идет не о копировании зарубежного опыта, а о предложении все-таки некоего своего собственного примера для того, чтобы уже на практике подойти к реализации сохранения исторического наследия и опыта”. Бабаков предостерег всех от любых превратных толкований: “Ни о каком культе речь не шла и не идет - речь идет о повышении авторитета власти, с чем, думаю, никто спорить не будет”. Что касается того, откуда брать немалые средства на реализацию проекта, Бабакову и здесь все ясно: “В проекте четко определены источники - это бюджет, собственные возможности центра и пожертвования”. В каких пропорциях из этих источников будет формироваться “фонд” президентских центров, автор проекта не уточняет. Кто больше?..
При обсуждении проекта в Думе Бабакова спросили, скольких россиян вообще заботит этот вопрос и какое количество избирателей обратилось к автору инициативы “с просьбой принять данный законопроект, точнее, внести его в Госдуму”? Автор проекта “выдал” ответ в стиле одного из гоголевских казаков - персонажей повести “Вий”: “Могу только ответить, что достаточное количество для того, чтоб выступить с этой инициативой”. Оживление в зале...
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте