Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

На вывоз и “распилочно”?

В России ликвидируется госмонополия на вывоз драгоценных металлов -
в тех сферах, где она еще действует. Речь идет об экспорте платины
и палладия. В действующий закон правительство вносит поправку, отменяющую исключительное право на экспорт металлов платиновой группы, закрепленное за “Алмазювелирэкспортом” (эту норму признали “избыточной в условиях вступления России в ВТО”). По мнению инициаторов, реализация законопроекта повысит наши конкурентные возможности
на мировом рынке драгметаллов, поскольку торговать ими смогут разные участники этого рынка, а не монополист. Госдума одобрила проект в первом чтении: 345 депутатов - “за”, 58 - против.


Законопроект отменяет ст. 19 закона “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”, направленную на совершенствование госполитики в сфере производства и обращения драгметаллов. Предлагается отменить монополию внешнеэкономического объединения “Алмазювелирэкспорт” на экспорт платины и металлов платиновой группы. Правительство считает, что приоритетное право государства на закупку драгметаллов и драгоценных камней в Госфонд России сохраняется. Кроме того, государство также сохраняет “достаточные функции контроля экспорта драгметаллов и драгоценных камней, к которым относятся: лицензирование экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней; госконтроль при экспорте указанных товаров со стороны Минфина и таможенное оформление драгметаллов и драгоценных камней только на специализированных таможенных постах”. А вот требование к экспортерам торговать платиноидами только через ФГУП “Алмазювелирэкспорт”, оказывается, устарело в свете продолжающегося присоединения РФ к ВТО. Чиновники указывают, что это монопольное право было введено “в целях посткризисной стабилизации российских финансов” (после дефолта-98). А раз “финансы стабилизировались”, то пора дать кормильцам-сырьевикам новое послабление. В случае недостаточности действующих государственных рычагов контроля над экспортом разработчики обещают ввести и применить дополнительные меры “тарифного регулирования экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней”.

Как сообщил депутатам замминистра финансов Сергей Шаталов, по нынешним подходам прежний порядок экспорта драгметаллов “нарушает антимонопольное законодательство, предписывая пользоваться (за комиссию, естественно) услугами одного-единственного посредника”. Который, кстати, наделен правом хозяйственной деятельности. Кроме того, нынешний контроль над вывозом платиноидов “является чрезмерным: в руках государства по-прежнему остается достаточно много инструментов, которыми оно может воспользоваться, если нужно будет ограничить или иначе контролировать вывоз металлов платиновой группы. Это и специальные таможни, и приоритетное право приобретения у государства этих металлов”. Сегодня “статья о драгметаллах” с учетом последующих изменений ограничивает возможности экспорта платиноидов. И это безобразие, поскольку “подобных ограничений уже нет ни по драгоценным камням, ни по золоту, ни по другим драгметаллам - только по платине”. Поскольку вокруг вывоза камушков-золотишка в истории РФ, видимо, не было ни единого скандала, пора убрать последний барьер.

Сергей Иванов (ЛДПР) напомнил Шаталову, что в стране пока еще действует указ президента РФ “О видах продукции (работ, услуг) и отходах производства, свободная реализация которых запрещена” - и драгметаллы там фигурируют. (В указе установлено, что экспорт платины и платиноидов “в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также руд, концентратов, лома и отходов, содержащих платину и металлы платиновой группы”, осуществляется “Алмазювелирэкспортом”.) Иванов спросил, как указ главы государства будет сочетаться с принятием нового “антимонопольного” закона. “Это, конечно, потребует корректировки указа”, - согласился Шаталов. Какой именно - неизвестно... Зампред комитета ГД по бюджету и налогам Геннадий Кулик (“ЕР”) добавил: “В условиях, когда крупным держателем этих драгметаллов является Центробанк, выступающий серьезным игроком на рынке, то, что он должен каждую операцию осуществлять через единственного экспортера, противоречит здравому смыслу”. Замминистра подтвердил, что в РФ два крупнейших поставщика платиноидов на экспорт - “Норильский никель” и Центробанк. А поскольку “все участники рынка обладают равными правами”, то госпосредник более не нужен. Тем более что “посредник не контрольными функциями занимается, а просто осуществляет технически эту операцию и получает за эту комиссию”. Депутат Раиса Кармазина (“ЕР”) заявила, что законопроект “нужно принимать, и ликвидировать эту монополию”. Потому как новый закон “даст возможность увеличить налогооблагаемую прибыль там, где добывается этот металл, - в Норильске”. И государству бояться нечего - “все те, кто торгует, в Москве зарегистрированы”.

Против законопроекта выступили коммунисты. Депутат Анатолий Локоть заявил: “Руководители западных держав за то, чтобы в условиях экономического кризиса повышать роль государства в регулировании рынка. А наше правительство сегодня предлагает не повышать роль государства - перед нами абсолютно либеральный законопроект, убирающий последние препоны и контроль государства за оборотом этих драгметаллов, необходимых и в технических, оборонных нуждах!” По мнению Локотя, участники рынка в условиях кризиса “будут стремиться вложить деньги в драгметаллы, в камни, а мы как раз снимаем эти препоны и создаем условия для свободного оборота этих металлов, что нелогично”. Или слишком логично?.. Шаталов ответил, что правительство вовсе не собирается снижать контроль за оборотом платиноидов, а просит всего лишь “отменить единственного посредника, через которого можно осуществлять такие операции. Ограничения, которые сегодня существуют, просто-напросто предписывают платить комиссию посреднику, и больше ничего”. А в дальнейшем в руках государства “останется достаточно жесткий контроль, а также возможность в случае необходимости приобретать в первоочередном, монопольном порядке эти металлы у производителей... И если надо будет увеличить запасы, то никто не сможет экспортировать эти металлы за пределы России!”.

Коммунист Владимир Федоткин устроил чиновнику форменный допрос, дважды заставив его ответить на вопрос: “Можете ли вы сказать, что принятие этого закона не повлечет неконтролируемого вывоза драгметаллов и не приведет к уменьшению поступлений средств в бюджет?!” Замминистра ответил своеобразно - сначала коротко сказал “да”, а затем, когда его попросили пояснить ответ, уточнил: “Не приведет”. Сценка заставила вспомнить “болгарскую мимику” - в этой стране, как известно, когда хотят сказать “нет”, кивают, а если соглашаются, мотают головой в стороны...

Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика