Парламент снизил с 21 года до 19 лет предельный возраст нахождения в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия. То есть уголовников, достигших 18 лет, будут убирать из колоний для несовершеннолетних - в обычные “зоны”.
17 декабря Совет Федерации одобрил поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Законопроектом устанавливается правило, по которому в воспитательных колониях отбывают наказание только несовершеннолетние, а по достижении 18 лет осужденные переводятся во взрослую колонию. Законопроектом допускается оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, до окончания срока наказания, но не долее чем до достижения ими возраста 19 лет - “в целях закрепления результатов исправления и завершения общего образования или профессиональной подготовки, если они учатся в школе или в профтехучилище”.
Принятие законопроекта обусловлено тем, что большая часть нарушений установленного порядка отбывания наказания и преступлений в воспитательных колониях совершается лицами в возрасте от 18 до 21 года, которые провоцируют своим противоправным поведением и других осужденных на правонарушения. Нынешнее положение дел не способствует успешной работе по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, так как “меняется типология данных учреждений из-за значительного возрастного разброса” - от 14 лет до 21 года. В некоторых воспитательных колониях доля совершеннолетних уголовников достигает половины от общего числа осужденных, что “создает условия для притеснения взрослыми осужденными лиц младшего возраста”. При этом о нормальном учебно-воспитательном процессе среди осужденных-подростков говорить не приходится, а значит, и “цель оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших 18 лет, поставленная уголовно-исполнительным законодательством, не достигается”.
Помимо этого, повзрослевшие уголовники, оставленные в воспитательной колонии, находятся на полном гособеспечении. На них распространяются все нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних. А это ставит их в неравные условия с ровесниками, отбывающими наказание в исправительных колониях общего режима. Да и вообще нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом. При обсуждении проекта в Думе член Комитета ГД по безопасности Алексей Розуван заявил, что, по данным профильного комитета, “на несовершеннолетнего в колонии расходуется средств в три раза больше, чем на взрослого”. Это к вопросу о разнице в средствах на содержание одного осужденного в воспитательных колониях и обычных “зонах”...
Кстати, Правительство РФ законопроект не поддержало, указав, что он, напротив, “направлен на ужесточение условий отбывания наказаний лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте”. В кабмине считают, что “рост доли осужденных старшей возрастной группы, негативно влияющих на других осужденных и желающих перевестись в исправительную колонию, обусловлен практикой применения закона, а не его несовершенством”. Поскольку и действующий закон “не обязывает оставлять всех осужденных, достигших 18 лет, в воспитательной колонии”, но лишь “предоставляет возможность оставить в колонии положительно характеризующегося осужденного, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте”. Кроме того, при переводе в исправительную колонию “далеко не все осужденные смогут продолжить обучение, поскольку до настоящего времени в 247 исправительных колониях школы и учебно-консультативные пункты отсутствуют”. По заключению правительства, предлагаемое изменение в ст. 140 УИК (о принятии решения о переводе осужденного, достигшего возраста 18 лет, из воспитательной колонии в “зону” общего режима по постановлению начальника колонии без участия суда) не соответствует ст. 20 УИК (по ней принятие решения об изменении вида исправительного учреждения должен контролировать суд).
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте