Депутаты решили улучшить условия труда горняков и защитить угольные предприятия от нерадивых собственников, увеличив штрафы до полумиллиона рублей. 17 апреля Госдума приняла в первом чтении соответствующие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) - “в части усиления ответственности за грубое нарушение требований промышленной безопасности”.
Этого первого чтения законопроект ждал более полутора лет. Ранее эксперты сочли его “сырым” и потребовали обосновать, зачем дополнительно повышать штрафы для организаций, действующих в добывающей сфере...
Законопроект внесен депутатом ГД предыдущего созыва Рубеном Бадаловым, а также Геннадием Гудковым (СР) и Владимиром Плигиным (ЕР). Причина - продолжающиеся аварии на угольных шахтах. Необходимость его разработки вызвана тем, что должностные лица, ответственные за вопросы безопасности и охрану труда, и даже знающие о нарушениях техники безопасности, не всегда принимают меры по предотвращению катастроф.
По мнению авторов, законопроект направлен на “комплексную поддержку мероприятий по стимулированию инвестиционного процесса в угольной отрасли”. Проект, в частности, конкретизирует понятие грубого нарушения техники безопасности на угольных предприятиях и предусматривает усиление персональной административной ответственности руководителей за грубые нарушения в этой области.
Помимо этого, в документе “закрепляются меры, обеспечивающие направление денежных средств, остающихся в распоряжении предприятий, первоочередным образом на техническое перевооружение и повышение условий безопасности труда в угольной отрасли”.
В законопроекте предполагается уточнить определение недопустимых нарушений охраны труда на угольных предприятиях. К таковым причислят грубое нарушение техники промышленной безопасности, которое может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Уточнив закон таким образом, авторы поправок рассчитывают уменьшить произвол чиновников и дать должностным лицам дополнительные полномочия, вплоть до приостановления деятельности предприятия на три месяца (пока не будут выполнены требования безопасности).
По мнению авторов инициативы, это будет “стимулировать субъекты хозяйственной деятельности строго соблюдать технические требования и регламенты, а также вкладывать средства в реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности производства, усилит адресность инвестиционной деятельности”. Однако последний пункт потребует снижения налоговой ставки на добычу полезных ископаемых, а это уже прерогатива правительства...
Законопроект усиливает административную ответственность за грубое нарушение установленных требований промбезопасности в виде штрафа, налагаемого: на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 3 до 5 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (в настоящее время - от 3 до 4 тысяч рублей); на должностных лиц - от 100 до 500 тысяч рублей (сейчас - 3 - 4 тысячи рублей), на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (пока - от 30 до 40 тысяч рублей).
Представляя проект палате, Геннадий Гудков напомнил о катастрофах на кузбасских шахтах и заявил, что деньги, выделяемые отрасли целевым образом, должны идти строго на техническую безопасность на трудных месторождениях с опасностью самовозгорания и взрывов, “а не куда-то”. Необходимо резко ужесточить ответственность - и даже при этом ставки штрафов будут вполне гуманными. Как пояснил “справедливец”, если предприятие не может заплатить штраф пятьсот тысяч рублей, то это “частная лавочка просто”.
Гудкова поддержал зампред профильного Комитета ГД по госстроительству Александр Москалец. Он отметил, что проект охватывает не только угольную отрасль, а в перспективе задает новый “потенциал развития” добывающему комплексу в целом. Ибо применение закона может стать некой моделью решения проблем и в других областях, где также необходимо быстро реагировать на ЧП, последствия которых могут сказаться не только на отдельных россиянах и трудовых коллективах, но и парализовать работу крупных населенных пунктов (речь идет о градообразующих предприятиях).
Ведь аварии происходят не только на объектах, где используют токсичные (горючие, окисляющие) вещества, ведут горные работы, получают сплавы металлов и эксплуатируют грузоподъемное или работающее под давлением оборудование. В качестве примера Москалец предупредил о регулярно возникающих проблемах на крупных гидротехнических сооружениях (ГЭС). И припугнул слушателей, напомнив о катастрофах, случавшихся в атомной энергетике.
Тем не менее ответственный комитет ГД с подачи правительства и думских экспертов-правовиков высказал ряд претензий к проекту. Прежде всего специалисты аппарата подчеркнули, что в проекте отсутствует единое определение понятия “должностного лица” (предлагается несколько слегка отличающихся друг от друга вариантов). Кроме того, проект потребует увязки с рядом норм административного и уголовного законодательства. Сейчас согласно законодательству о промбезопасности, лицензировании и техрегулировании требования промбезопасности не могут устанавливаться только для определенных видов деятельности. А проект вводит иной принцип.
Также потребуется обсудить согласованность слов “для определенных видов деятельности” в составе правонарушения с законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. В правовом управлении аппарата ГД также считают, что требования промбезопасности “не должны устанавливаться и действовать избирательно для определенных видов деятельности”. Иначе это может создать прецедент и правовую неразбериху.
Комитет и правительство усомнились в целесообразности предложенного размера административного штрафа для должностных лиц (предельная величина до 500 тысяч рублей), так как “указанный размер штрафа может быть применен для всех видов правонарушений”. И если для развала и обанкрочивания предприятия он “не представляется чрезмерным”, то для некоторых других “явно завышен, и его уплата должностными лицами порой будет невозможна, что может нарушить принцип неотвратимости наказания... При установлении размера административного штрафа следует учитывать реальную возможность его уплаты должностными лицами, что в данном случае вызывает сомнение”.
“Вопрос создания действенного механизма административного стимулирования должностных и юридических лиц по инвестированию денежных средств в переоснащение действующих производств следует решать на комплексной основе, а не только путем увеличения штрафных санкций за нарушения в указанной сфере.
А предложения по увеличению только размеров административных штрафов за грубые нарушения требований промбезопасности без учета качественной стороны существующей проблемы (высокого уровня технических рисков возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на действующих производствах) не в полной мере содействуют решению поставленной задачи”, - считают и в правительстве РФ. Логика! Не заплатят, а разбегутся?..
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте