Масштабы и скорость работы “пятой” Госдумы поражают воображение. И хотя деятельность парламента сопровождается скептическими отзывами наблюдателей относительно качества работы в таких условиях, законодатели пока успевают рассматривать и принимать немало законопроектов, напрямую затрагивающих интересы социально уязвимых слоев населения.
СНАЧАЛА БУДЕТ ПРОФСОЮЗ?
Руководителям фирм, обходящихся без профсоюза, хотят запретить вводить с помощью локальных нормативных актов ненормированный рабочий день. Соответствующую поправку в ст. 101 Трудового кодекса РФ разработали и внесли в Госдуму депутаты Тараканов, Белоконев и Зырянов.
Напомним, что сейчас Трудовой кодекс определяет ненормированный рабочий день как особый режим работы: работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Причем перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается колдоговором, коллективным соглашением или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. То есть профкома. А при отсутствии представительного органа работников администрация часто злоупотребляет использованием жесткого рабочего режима, даже если реальной необходимости в этом нет.
Авторы проекта предлагают дополнить ст. 101 Трудового кодекса РФ следующими словами: “При отсутствии такого представительного органа работодатель не вправе устанавливать локальным нормативным актом перечень работников с ненормированным рабочим днем”. По мнению авторов, принятие их законопроекта не позволит работодателю злоупотреблять вводом ненормированного рабочего дня, пользуясь отсутствием представительного органа работников.
СЭКОНОМИЛИ...
Парламент с подачи правительства снял с государства и Фонда соцстраха обязанность финансировать обучение работников по охране труда. Совет Федерации одобрил соответствующий законопроект “О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ”.
Законопроектом предлагается признать утратившими силу с января 2010 года два взаимосвязанных положения закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Во-первых, упраздняется пп. 12 п. 2 ст. 17, устанавливающий обязанность работодателя “направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных (работников. - В.Б.) в порядке, определяемом уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти”. Во-вторых, отменяется пп. 5 п. 2 ст. 18, устанавливающий обязанность страховщика (ФСС) передавать “федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда”, средства для осуществления им мероприятий по обучению работников по охране труда “и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда”. Теперь в проекте бюджета Фонда соцстраха РФ на 2010 год соответствующие расходы вообще не предусмотрены.
Для обоснования отмены расходов на мероприятия по охране труда авторами приводятся следующие аргументы. Первый: принятие законопроекта приведет к сокращению расходов ФСС, не соответствующих видам страхового обеспечения, и позволит сэкономить ежегодно около 0,5 млрд рублей. Второй: наделение Минздравсоцразвития РФ функциями по осуществлению мероприятий по обучению по охране труда “выходит за рамки его компетенции”. При этом отмечается, что в соответствии со ст. 212, 219 и 225 Трудового кодекса РФ и пп. 11 п. 2 ст. 17 Федерального закона страхователь (работодатель) обязан обучать застрахованных (работников) безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет собственных средств. Аргументация, мягко говоря, малоубедительна. Например, Положение о Минздравсоцразвития РФ предусматривает ряд конкретных функций по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, включая обучение отдельных категорий работников. А целесообразность прекращения финансирования научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда за счет ФСС вообще не обосновывается.
Профильный комитет ГД по труду и соцполитике высказал озабоченность тем, что в условиях роста травматизма и уровня профзаболеваемости в РФ, больших проблем в сфере охраны труда, “особенно в части предупреждения несчастных случаев на производстве”, перестает финансироваться одна из основных статей, обеспечивающих хоть какой-то порядок в этой сфере. И высказал пожелание, чтобы “реализацию вышеуказанных функций в сфере охраны труда” Фонд соцстраха все же обеспечивал. Либо, как вариант, чтоб невозможность финансирования указанных мероприятий Фондом соцстраха компенсировалась бы в дальнейшем из госбюджета...
Секретарь ФНПР Виталий Трумель при обсуждении проекта на заседании комитета ГД по труду заявил: “ФСС не только страхует работника “по факту”, а еще и ведет профилактическую работу по недопущению несчастных случаев. И эти 500 млн рублей как раз и шли на соответствующее обучение отдельных категорий работников - это уполномоченные в области охраны труда, лица, отвечающие за охрану труда. Сегодня Минздрав не может или хочет брать на себя эти функции - но почему тогда государство должно вообще секвестировать эти средства? Пусть тогда ФСС возьмет на себя эти функции - либо расширяет сферу превентивных мероприятий, на которые направляются средства в части улучшения условий охраны труда. Иначе здесь нет никакой логики. Думаю, что эти средства надо сохранять в бюджете ФСС и в какой-то мере вносить изменения в функции ФСС в части вопросов организации обучения отдельных категорий застрахованных работников. А обеспечение работодателем обучения работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства за счет собственных средств - это одна из его основных функций. Но это ведь не охрана труда! Здесь два разных понятия, нельзя их путать...”
СИРОТАМ НАКОНЕЦ ПОМОГЛИ
Сиротам и детям, потерявшим родителей, вернули почти все прежние льготы при обучении в вузах и колледжах. Они будут учиться бесплатно, получать повышенные стипендии, всю зарплату за производственную практику, а также пособие на покупку учебников.
2 декабря Госдума приняла в окончательном третьем чтении соответствующие поправки к закону “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Эти поправки призваны “уточнить механизмы и условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки”. Проектом предлагается уточнить перечень образовательных учреждений, при обучении в которых сироты и дети без родителей имеют право на полное гособеспечение. А также предоставить им допгарантии прав на образование в полном объеме (безвозмездное обучение на подготовительных курсах, получение второго начального профобразования, полное гособеспечение в период обучения). Проект предполагает выплату этой категории обучающихся стипендии, размер которой увеличивается “не менее чем” на 50% по сравнению с установленной в данном образовательном учреждении. Помимо этого они будут получать ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере стипендий за три месяца, а также 100% зарплаты, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
При обсуждении законопроекта председатель Комитета ГД по вопросам семьи Елена Мизулина сообщила, что в ходе рассмотрения проекта в Думе в документ внесли дополнительную поправку. По ней “для детей-сирот, обучающихся впервые в образовательных госучреждениях по очной форме, сохраняется право на полное гособеспечение до окончания образовательного учреждения - независимо от того, достигают ли они 23 лет”. Правительство, как уточнила глава комитета, согласилось, поскольку в стране “таких детей немного - всего три с небольшим тысячи человек”.
НА “ПОЛТИННИК” БОЛЬШЕ
Парламентарии повысили норматив затрат на социальную помощь в виде лекарств по рецепту. Причем данный норматив необходим в первую очередь региональным властям - во многом исходя из этой цифры федеральный центр рассчитывает объем субвенций регионам на “оздоровительные” цели.
Совет Федерации одобрил закон “О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов”. Этот закон устанавливает в 2010 году новый норматив соответствующих финансовых затрат в месяц на одного россиянина. В 2009 году на это закладывалось по 480 рублей. Для 2010 года определена сумма в 531 рубль. При обсуждении проекта в Думе замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин заявил: “Законопроект необходим для надлежащего осуществления субъектами РФ делегированного им полномочия по предоставлению нуждающимся бесплатных лекарств, изделий медназначения и питания для детей-инвалидов. (Тем, естественно, кто выбрал такой вид государственной социальной помощи в натуральной форме.) Эта функция, как известно, делегирована регионам, они ее осуществляют за счет субвенций из госбюджета. Дабы определять ежегодно размер этой субвенции, мы согласно закону “О государственной социальной помощи” должны ежегодно определять норматив затрат на оказание данной социальной услуги, который с помощью умножения на численность получателей этой услуги и образует необходимые суммы субвенций, выделяемых субъектам РФ. Соответствующие расходы исходят из предлагаемого на 2010 год с учетом индексации норматива в 531 рубль на каждого человека - и они рассчитаны и заложены в федеральном бюджете”.
В ответ депутат Валерий Селезнев (ЛДПР) заявил: “Поскольку речь идет о субвенциях, обязательства по исполнению этих нормативов лежат на субъектах РФ. Соответственно, собственных средств на осуществление данного полномочия при недостаточности доходных источников субъекты РФ не вкладывают, а из сумм субвенций значительную часть сжирают расходы по организации размещения заказов на поставки лекарств, медизделий и спецпродуктов. То есть на сами лекарства и прочие товары медназначения, в том числе для детей-инвалидов, остается сумма очень маленькая, гораздо меньше той, которая в проекте. Сходите в аптеки, посмотрите на наши цены. Мы загубили нашу лекарственную промышленность, и дешевых лекарств в аптеках нет. И если обычная простуда вышибает кошелек даже трудоспособного гражданина, то кошелек инвалида просто не выдержит такой нагрузки”.
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте