Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

РФ перестанет блокировать работу Евросуда по правам человека

Европейцы в палатах

Подать жалобу в Европу на родного левиафана, пожирающего своих подданных, россиянам станет проще. Точнее, упростится и ускорится рассмотрение исков на творимый в РФ произвол, поданных в Страсбургский суд. А заодно и имидж державы улучшится. 27 января Совет Федерации вслед за Госдумой ратифицировал Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот документ направлен на ускорение процедуры рассмотрения исков частных лиц против “стран проживания” в Европейском суде по правам человека.

Здание Дворца прав человека в Страсбурге. Фото ИТАР-ТАСС / PHOTAS / Arcaid Picture Library

“ЕВРОПРОТОКОЛ-14”

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод ратифицирована Россией и вступила для нее в силу 5 мая 1998 года. Юрисдикция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) “распространяется на все государства - члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод” и “касается всех вопросов, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц”. В мае 2006 года РФ подписала Протокол № 14 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который вносит изменения в контрольный механизм Конвенции (основная идея - повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа поступающих жалоб). Протокол был открыт для подписания странам - членам Совета Европы еще в 2004 году. Он предусматривает реформирование Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Протокол устанавливает новые процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, в частности порядок принятия решения о приемлемости либо неприемлемости жалоб, причем этот порядок ужесточается. Кроме того, вносится ряд изменений по уточнению процедуры контроля за исполнением судебных решений.

Для РФ с ее декларативно независимой судебной системой существование подобной инстанции представляет некоторое неудобство, ибо дает отчаявшемуся россиянину хоть какую-то надежду. Тогда как власти более желателен не активный гражданин, а погруженный в состояние апатии обыватель. Даже с учетом всех здешних барьеров и опасностей для “правдоискателей”, РФ - рекордсмен по числу обращений граждан в иностранный суд с иском на собственную страну: согласно сводкам за 2008 год, россияне подают более 28% от общего числа исков в ЕСПЧ.

Реформа Евросуда по правам человека начнется после того, как все участники - члены СЕ ратифицируют этот документ. К настоящему моменту протокол ратифицировали все страны - члены СЕ, кроме РФ. В декабре 2006 года при голосовании по вопросу о ратификации протокола в Госдуме данный документ не набрал нужного количества голосов. Причем представители исполнительной власти требовали протокол утвердить, а парламентское большинство “неожиданно” заартачилось и документ не одобрило. (Как выражались классики советской литературы, “факт, не имеющий прецедента”.) После чего наблюдатели заговорили о некой “команде”, данной законодателям с вершины исполнительной власти... (Подробнее см. “Солидарность”, № 48, 2006, “Игра в две руки”.)

Как разъяснили “Солидарности” в думском комитете по законодательству, подобные ситуации разрешаются в соответствии с Регламентом ГД (ст. 196). А именно: если законопроект о ратификации международного документа при голосовании не набрал необходимого количества голосов, он считается возвращенным обратно в профильный комитет, и там имеют право продолжить его доработку. После трех лет “доработки” тот же “протокол-14” опять внесли, “переголосовали” - и... представитель МИДа поблагодарил депутатов за понимание. Потом пришла очередь сенаторов.

В чем же суть реформы Евросуда по правам человека в Страсбурге? Как указывает председатель комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков, протокол вносит “следующие основные новеллы: увеличен срок полномочий судей ЕСПЧ с 6 до 9 лет без права переизбрания (действующая редакция конвенции допускала переизбрание на второй срок); установлена возможность заседания ЕСПЧ в составе единоличного судьи (также к его компетенции относится право объявить неприемлемой жалобу или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы); изменена компетенция комитетов ЕСПЧ в отношении рассматриваемой жалобы (единогласным решением комитет ЕСПЧ сможет объявить ее приемлемой и одновременно вынести постановление по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования или применения положений данной конвенции либо протоколов к ней, уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права ЕСПЧ); введен дополнительный критерий, позволяющий ЕСПЧ признавать жалобу неприемлемой в зависимости от “значительности” понесенного заявителем ущерба; установлена возможность Комиссару СЕ по правам человека предоставлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях в качестве третьей стороны в отношении любого дела”. (Проще говоря, само рассмотрение дел и отсев “неправильных” жалоб ускорятся, что подтверждает и председатель профильного комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.)

Председатель комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров сказал, что “ратификация протокола поспособствует проведению реформы ЕСПЧ”. Он также отметил, что “протокол-14” ратифицируется с учетом ряда заявлений, которые призваны обеспечить соблюдение интересов РФ “в применении и дальнейшем укреплении контрольного механизма конвенции”. Хотя вообще-то Комитет министров Совета Европы, даже после “прорывных” (для российского МИДа) декабрьских переговоров, не давал официального и документально зафиксированного обещания рассматривать все жалобы, в коих ответчиком выступает РФ, с непременным участием российского судьи. Ведь для этого пришлось бы вносить правки непосредственно в “протокол-14”, что требует их ратификации всеми странами - членами СЕ. Ничего подобного не наблюдается, так что, похоже, МИД делает хорошую мину при слабой игре. В итоге протесты РФ будут просто “принимать к сведению”.


“ВСЕ У НАС В ПОРЯДКЕ”

При повторном рассмотрении вопроса в Думе “фракции большинства”, в декабре 2006 года заблокировавшей ратификацию протокола, пришлось вместе с мидовцами два часа разъяснять коллегам, что изменилось за три года. Если судить по итогам голосования - получилось. Но выступавшие были недовольны...

В целом мнение законодательского корпуса РФ наиболее четко выразил вице-спикер ГД от ЛДПР Владимир Жириновский. Он, в отличие от парламентского большинства, свои аргументы за три года не изменил: помогать упрощению судов по искам россиян к Родине не надо, иначе на нас будут “давить”. В декабре 2006-го вождь ЛДПР заявил, что протокол нельзя ратифицировать “исходя из государственных интересов”. Точнее, нельзя просто потому, что “это нам невыгодно и только навредит - у нас слишком много проблем, связанных с правами человека. В основном ведь туда на нас жалуются, потому что мы тотально нарушали права - а другие страны этого не делали... Почти все обращения в Европейский суд по правам человека в основном против нас, и если мы там дадим право судьям возвращаться к разным делам, они будут нас мучить много лет. Мы вступили в Совет Европы, а нас там только критикуют - куда это вообще годится?! Правильно не ратифицируем, и это право мы с удовольствием используем!”

Теперь думский “правдоруб” пошел дальше и с подкупающей откровенностью заявил: “Нам не нужно торопиться с ратификацией, потому что все иски, которые удовлетворил Европейский суд, не имеют большого морального значения... И неправильна позиция тех, кто заявляет, будто слишком много жалоб от России... Ну не надо так считать, зачем с лупой стоять?.. Количество жалоб от России полностью соответствует численности нашего населения. Вся Европа без России - 450 миллионов, а нас 140 миллионов, треть... Россия большая страна, и наши граждане могут куда угодно обращаться, но нас не устраивает антироссийская направленность всех судебных инстанций Европы. Они выносили неправосудные решения, они не рассматривают жалобы, когда жалуются на нарушение прав российского населения, - все это как бы мимо них проходит. Их задача - получать от нас деньги, взносы... Зачем ратифицировать 14-й протокол, если вся судебная система Запада страдает антироссийским настроем?! Это и суд в Страсбурге, и национальные суды... Вот Лондон прикрывает жуликов, авантюристов, мошенников, террористов со всей планеты. И британские суды ни разу не вынесли решений об экстрадиции преступников. А мы им даем все материалы!.. То есть плюют на Россию: мол, вы тут можете выносить свои решения-постановления, запросы присылать, а мы считаем, что человек хороший, и все!.. Да если человек бежит в другую страну, он уже плохой!.. Чего он бежит туда, если он здесь чист, хорош?!”

Что называется, правду говорить легко и приятно, тем более - “оппозиции”. Хотя в итоге голосовали-то “за”... Еще более последовательны были думские коммунисты, опять проголосовавшие “против”. И “озвучившие” до ностальгии знакомую позицию: мол, не нужно это нашему народу просто потому, что это нашему народу не нужно. Депутат Анатолий Локоть разволновался: “А что изменилось-то по существу вопроса с 2006 года? Это политическое решение, некий дипломатический маневр, который даст дополнительные политические очки России? Все-таки, откровенно скажем, это уступка нажиму объединенной Европы!”

Локотя поддержал один из руководителей фракции КПРФ Сергей Решульский: “Обществу опять навязывается ошибочный посыл, мнение, будто с ратификацией этого протокола улучшатся позиции наших граждан при рассмотрении их заявлений в Европейском суде. Абсолютно нет! Ну, просто этим протоколом немного упрощается работа самого Евросуда, которая нисколько не будет влиять на те решения, которые будут приниматься этим судом... Так что протокол и сегодня не надо ратифицировать, он абсолютно ничего не дает нашим гражданам, кроме одного - мы отдаем на откуп Евросуду право единолично решать вопросы!” Как говорил один советский киногерой, “это называется - ВЫЯСНИЛИ”...


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...

Конституционный суд РФ 28 января начал рассматривать жалобу нескольких россиян (точнее, в одно производство объединены три аналогичные жалобы), недовольных тем, что решения ЕСПЧ не являются основанием для пересмотра гражданских дел. Свой вердикт по этому вопросу КС огласит в течение ближайших недель. Дело касается пересмотра уже вступивших в силу решений судов (уголовных, арбитражных, гражданских) по причине “вновь открывшихся обстоятельств”.

В любом деле подобные обстоятельства, не выявленные на стадиях судебного процесса, а проявившиеся позднее, служат поводом для нового разбирательства, что может повлечь изменение судебного решения. В РФ во всех процессуальных кодексах указан полный перечень оснований для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но есть разночтения. Уголовное и арбитражное производство исходят из того, что признание Европейским судом факта нарушения прав человека - таким обстоятельством является, тогда как ГПК решение Страсбурга в соответствующий перечень не включил. В результате россиянам, которые выиграли свои иски в Европе, здешние суды отказывают в пересмотре их дел...

Полпред Совета Федерации в КС РФ Елена Виноградова признала, что российские суды редко воспринимают решения Страсбурга как обязательный для исполнения правовой акт. Одновременно представители обеих палат парламента и президента выступили против признания неконституционной соответствующей статьи ГПК...

Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал