17 февраля Совет Федерации РФ одобрил законопроект об отсрочке отбывания наказания по уголовным приговорам для беременных, а также матерей или отцов - единственных родителей ребенка до 14 лет. При соблюдении условий отсрочки и исправлении осужденного суд вправе сократить отсрочку, освободить его от отбывания наказания и снять судимость.
Как сообщил коллегам председатель комитета СФ РФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков, внесенный Заксобранием Красноярского края законопроект надо принять: он “способствует достижению основополагающих принципов уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рациональном применении мер принуждения, средств исправления осужденных” и стимулирует “правильное поведение”. По словам сенатора, документ вносит изменения в предусмотренный уголовным законодательством порядок освобождения от наказания в части применения отсрочки отбывания наказания для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Валентина Петренко, председатель комитета СФ по соцполитике и здравоохранению, считает, что надо и впредь вносить “изменения в законодательство для создания более приемлемых условий для женщин, отбывающих наказание, особенно имеющих детей, особенно детей до 3 лет. Ведь дети находятся там вместе с матерями и впитывают все от той среды, когда идет их начальное формирование!”
Министр юстиции РФ Александр Коновалов заявил: часть проблем с осужденными женщинами “можно снять ведомственными действиями, не прибегая к коррективам федерального законодательства. В частности, практика показала, что можно и в существующих условиях обеспечивать разделение “тяжелого” спецконтингента и более “легкого”. Мы этим активно занимаемся: так, можно найти и такие колонии-поселения, где можно наладить быт более приемлемым образом для женщин, имеющих малолетних детей. В принципе это так и делается, но, наверное, не в должной мере. Можно улучшить эту ситуацию. А поправки к законодательству должны лежать в плоскости стимулирования экономических структур и гражданского общества к вовлечению лиц, которые находятся в местах лишения свободы и освобождаются, в инвестиционные проекты. Можно давать более существенные льготы тем, кто готов работать с женщинами, тем более с женщинами с детьми...” Михаил Капура, зампред комитета СФ по правовым и судебным вопросам, спросил: если будет решен вопрос об амнистии в этом году, поддержит ли Минюст норму об освобождении от дальнейшего наказания женщин, прежде всего имеющих несовершеннолетних детей? Министр ответил: “Идет проработка этого вопроса”.
БОЛЬШЕ ГУМАНИЗМА
Судьба “доказанных” преступников живо волнует законодателей. Вдобавок к закону об отсрочке отбывания наказания беременным и родителям Совфед даже принял постановление, в коем сенаторы открыли следующее: “Создание условий для эффективной социальной адаптации осужденных является одной из важнейших задач государства, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и институтов гражданского общества. За последние 10 лет из мест лишения свободы освобождено около 3 млн человек. При этом уровень рецидивной преступности составляет более 35%. Особого внимания и всесторонней поддержки заслуживает работа, проводимая центрами реабилитации, в которых указанные лица, потерявшие связь с родными и близкими и не имеющие возможности устроиться на работу, получают юридическую, психологическую и социальную помощь, а также им оказывается содействие в трудоустройстве. Это позволило снизить рецидивную преступность, в том числе среди несовершеннолетних. Полученный опыт доказывает важность создания общегосударственной постпенитенциарной помощи осужденным, формирования целостной системы их реабилитации и ее нормативного правового закрепления. Необходимо приступить к созданию нового прогрессивного института - службы пробации
*, которая должна помочь осужденным встать на путь исправления”. По мнению сенаторов, по-прежнему остры проблемы “необходимой профподготовки осужденных, а также отсутствия у них постоянного места жительства; наличия у работодателей информации об осужденных, в том числе об их прежних местах работы, состоянии здоровья; ведения работы с указанными лицами, страдающими опасными для окружающих заболеваниями; трудового и бытового устройства несовершеннолетних осужденных”.
Сенаторы предложили правительству РФ “завершить подготовку проекта концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ; разработать целевую программу социальной реабилитации осужденных, в которой предусмотреть разграничение ответственности и взаимодействия федеральных органов и субъектов РФ в части социальной реабилитации, механизм организации службы пробации и реализации указанными лицами их конституционных прав на образование и медпомощь. А также учесть положительный опыт деятельности социальных педагогов и специалистов по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и молодежью; подготовить изменения в законодательство, предусмотрев принудительные работы и иные альтернативные меры уголовного наказания, не связанные с лишением свободы; ускорить разработку проекта закона “О реабилитации лиц, отбывших наказание в местах принудительного содержания”, предусмотрев в нем механизм решения проблем, связанных с социальной адаптацией осужденных, особенно несовершеннолетних, женщин и инвалидов; оказывать поддержку инициативам субъектов РФ, направленным на социальную реабилитацию осужденных”.
А от региональных властей потребовали разработать и принять местные “программы по оказанию помощи отбывшим наказание и по содействию их социальной реабилитации; осуществлять взаимодействие с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости и социальной реабилитации осужденных, сохранении ими социально полезных связей со своими семьями и обществом; усилить взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными советами при территориальных органах ФСИН, социально ориентированными некоммерческими, молодежными и религиозными организациями по вопросам социальной реабилитации указанных лиц, в том числе шефства над несовершеннолетними, и досуга молодежи; привлекать дополнительные финансовые средства для реализации специальных региональных программ, включающих получение лицами, осужденными за совершение преступлений, образования, профподготовки, медпомощи, создание рабочих мест, социальных приютов, домов ночного пребывания и иных социальных учреждений”. Никак в региональных бюджетах и деньги есть...
* Пробация - вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока под надзор спецорганов.
ДОСЬЕ
В принятом законопроекте излагаются в новой редакции ст. 82 “Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей” УК РФ. А также - ст. 177 “Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей” и ст. 178 “Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной” УИК РФ. Вносятся изменения в ст. 396 “Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора”, ст. 397 “Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора” и ст. 398 “Отсрочка исполнения приговора” УПК РФ.
В законопроекте регламентируется право суда предоставлять осужденной “беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, отсрочку реального отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста”. И предписывается: “Если до достижения ребенком 14-летнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, пришел к выводу о соблюдении осужденным условий отсрочки и его исправлении, суд по представлению этого органа может принять решение о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости”.
Новеллы ст. 177 УИК РФ регламентируют право осужденного и его адвоката (законного представителя) на обращение в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания (сейчас такое право есть только у администрации исправительного учреждения). Новая редакция ст. 178 УИК РФ возлагает на уголовно-исполнительную инспекцию обязанность контролировать соблюдение условий отсрочки. В случае соблюдения осужденным условий отсрочки и его исправления инспекция вносит в суд представление о сокращении срока отсрочки и об освобождении осужденного от оставшейся части наказания со снятием судимости. Новеллы ч. 4 ст. 396 УПК РФ устанавливают, что вопросы об отмене отсрочки отбывания наказания и о сокращении срока отсрочки вышеуказанной категории осужденных разрешаются судом по месту жительства осужденного. В ст. 397 УПК РФ к компетенции суда отнесено рассмотрение вопроса о сокращении срока отсрочки отбывания наказания осужденным. Изменения в ст. 398 УПК РФ относят к основаниям отсрочки исполнения приговора на определенный срок “беременность осужденной или наличие у нее малолетних детей, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетних детей - до достижения младшим ребенком возраста 14 лет, за исключением осужденных на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности”.
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Рисунок Олега СДВИЖКОВА
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Андрей НАЗАРОВ, зампред комитета ГД по законодательству (“ЕР”):
- Законопроект направлен на урегулирование вопроса о предоставлении отсрочки отбывания наказания гражданам, являющимся единственными родителями детей до 14 лет. В том числе законопроект расширяет понятие субъекта для применения отсрочки. Концепция проекта соответствует Конституции РФ, в частности, ее статье 19 о равенстве прав и свобод человека независимо от пола. Авторы законопроекта исходили из того, что согласно части 1 статьи 82 УК РФ осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста.
Основанием являются, конечно же, интересы ребенка. Срок отсрочки, как правило, значительно превышает срок самого наказания, установленного судом, и фактически для осужденных беременных женщин и женщин с малолетними детьми даже по прошествии срока, сопоставимого со сроком лишения свободы, остаются обязательными контрольные мероприятия, проводимые уголовно-исполнительной инспекцией. И до достижения ребенком 14-летнего возраста они являются осужденными со всеми вытекающими правовыми последствиями. В связи с этим в отношении них формируется, конечно же, отрицательное общественное мнение, что, в свою очередь, влияет и на формирование личности ребенка...
Суть дополнительных поправок, внесенных в проект депутатами от нашей фракции, в том, что расширяется контингент лиц, к которым может применяться отсрочка отбывания наказания. В эту категорию теперь вводятся мужчины, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет и являющиеся единственным родителем, кроме, конечно же, осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Это важно, потому что такой подход соответствует положениям статьи 19 Конституции РФ. И подчеркиваю - это главное нововведение в УК, ведь в исключительных случаях (как смерть матери или лишение матери родительских прав) у суда должна быть возможность отсрочить отбывание наказания осужденному мужчине, имеющему малолетнего ребенка.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте