Документальное подтверждение своего членства в спортивных обществах получат спортсмены, но - без насаждения “спортивных паспортов”, введение которых решено отсрочить. 24 февраля депутаты уточнили ряд оснований и критериев для установления принадлежности спортсмена к физкультурно-спортивной организации “в соответствии со сложившейся практикой”. Госдума приняла в первом чтении поправки к закону “О физической культуре и спорте в РФ”.
Законопроект внесла группа депутатов-единороссов во главе с вице-спикером Госдумы Светланой Журовой и председателем комитета ГД по физкультуре и спорту Антоном Сихарулидзе. Законопроект устанавливает, что принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации может основываться как на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и таким “спортклубом”, или приказа о зачислении в образовательное учреждение, так и на членстве спортсмена в физкультурно-спортивном объединении, имеющем организационно-правовую форму “общественная организация”.
По данным авторов, базовым федеральным законом о физкультуре и спорте установлено, что принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между ними. Вместе с тем, некоторые подобные “спортклубы” в нашей стране имеют организационно-правовую форму общественной организации и действуют в соответствии с законом от 19.05.95 “Об общественных объединениях”. В ст. 5 этого закона под общественным объединением понимается “добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе”. При этом, согласно ст. 6, “членами общественного объединения являются физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения; члены общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности, а в случае несоблюдения требований норм устава члены общественного объединения могут быть исключены из объединения в порядке, указанном в уставе”. То есть в настоящее время принадлежность человека к общественному объединению определяется его членством в нем, независимо от наличия трудовых отношений с этим или другими юрлицами.
Законопроектом вносятся поправки в ч. 3 ст. 27 закона о физкультуре и спорте для устранения этой коллизии. В базовом законе закрепят положение о том, что принадлежностью спортсмена к клубу - “общественной организации” - считается и членство спортсмена в этой физкультурно-спортивной организации. Точнее, ч. 3 ст. 27 “отраслевого” закона будет изложена в следующей редакции: “Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, или на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации, имеющей организационно-правовую форму общественной организации”.
Как сообщил глава комитета ГД по физкультуре и спорту Антон Сихарулидзе, при подготовке законопроекта ко второму чтению планируется его доработать, чтобы принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определялась не только на основании трудового договора, но и на основании гражданско-правового договора, заключенного между спортсменом и “клубом”. Автор проекта указал: “Правовая позиция Конституционного суда РФ, изложенная в определении от 19.05.2009 № 597-О-О, гласит, что свобода труда, гарантированная Конституцией, проявляется, в частности, в возможности гражданина выбрать порядок оформления соответствующих отношений и определить, заключит ли он трудовой договор либо предпочтет выполнять работы (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора”. При избрании договорно-правовой формы он вправе “по соглашению с лицом, предоставляющим работу, остановиться на той модели их взаимодействия, которая будет отвечать интересам их обоих, и определить, какой именно договор будет заключен - трудовой либо гражданско-правовой”.
Кстати, та же Светлана Журова и зампред комитета ГД по физкультуре и спорту Ильдар Гильмутдинов (фракция “ЕР”) в конце прошлого года внесли в Госдуму проект закона об отсрочке введения в оборот спортивных паспортов. Их поправки к ст. 43 закона “О физической культуре и спорте” разработаны в связи с вступлением в силу антикризисных изменений госбюджета, предусматривающих сокращение ассигнований на оформление и ведение паспортов спортсменов-профи. В соответствии с поправками реализация упомянутых расходных обязательств госбюджета РФ будет осуществляться с лета 2010 года, а не с начала 2009-го, как планировалось еще до кризиса. Де-факто узаконено реальное положение дел, ибо введение спортивных паспортов практически сорвано. В общем, “трудовые резервы”...
Напомним, что закон о спортивных паспортах приняли три года назад; этот документ был призван удостоверять принадлежность владельца к спортивной организации и содержать подробные сведения о его профессиональной деятельности и достижениях. Предполагалось, что паспортная система даст возможность наладить в РФ учет профессиональных спортсменов, упорядочить мониторинг состояния их здоровья, прохождения учебно-тренировочных программ и участия в соревнованиях на протяжении всей спортивной карьеры...
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте