Госдума одобрила закон об улучшении пенсионного обеспечения военных пенсионеров - родителей погибших призывников. Депутаты приняли поправки к законодательным актам РФ “по вопросам установления права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на одновремЕнное получение двух пенсий”. Право на получение второй пенсии (по случаю потери кормильца - военнослужащего по призыву) у военных пенсионеров возникнет с 1 января 2008 года, задним числом...
Законопроектом предлагается предоставить право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии (за исключением назначаемой в связи со смертью кормильца) военным пенсионерам - родителям призывников, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. А равно и вдовам призывников, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы. Сейчас таким правом обладают только родители (не военные пенсионеры), потерявшие кормильцев на военной службе, и вдовы военнослужащих, получающие трудовую пенсию по старости (инвалидности) либо социальную пенсию.
Как заявил прессе Виктор Заварзин, глава комитета ГД по обороне, “законодательная инициатива способствует повышению уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров. Сейчас, если родители погибших призывников являются военными пенсионерами, они лишены возможности получения двух пенсий, что снижает социальную защищенность военных пенсионеров”. По словам зампреда комитета ГД по обороне Юрия Савенко, суть нынешней коллизии в том, что “сейчас граждане, получающие трудовую пенсию по старости, имеют право одновременно получать и вторую пенсию - по случаю потери кормильца - за сына или мужа, погибшего в период прохождения военной службы по призыву. Кроме того, они имеют такое же право в случае гибели сына или мужа - военнослужащего по контракту. В то же время военные пенсионеры имеют право на вторую пенсию по случаю потери кормильца только в том случае, если погиб их сын или муж - военнослужащий по контракту. В законопроекте предлагается ликвидировать эту несправедливость и предоставить военным пенсионерам право на вторую пенсию - по случаю потери кормильца - за сына или мужа, погибшего в период прохождения военной службы по призыву. У нас таких в стране порядка 2 тысяч. Проект установит единые правила пенсионного обеспечения членов семей погибших военнослужащих”.
Авторы проекта заявляют, что в случае принятия законопроекта данная категория военных пенсионеров получит право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от получения ими какой-либо другой пенсии. По сведениям авторов, данные о численности таких лиц отсутствуют, потому что в настоящее время у военных пенсионеров - родителей погибших военнослужащих-призывников право “на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии по случаю потери кормильца законодательно не определено”. Правда, разработчики слегка напряглись и указали: по информации Минздравсоцразвития, “общее количество родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (за исключением лиц, имеющих право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению), составляет 42 572 чел.
По информации Минобороны, количество военных пенсионеров, получающих одновременно пенсию за выслугу лет (по инвалидности) и по случаю потери кормильца, составляет 81 чел. В этой связи можно предположить, что общее количество военных пенсионеров, которые являются родителями погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и которым будет назначена пенсия по случаю потери кормильца, составит не более 2 тыс. чел.”. Исходя из того, что средний размер пенсии по случаю потери кормильца в РФ составляет 3192 руб., слуги народа подсчитали, что реализация законопроекта потребует ежегодного выделения средств из госбюджета “в размере 76 613 040 руб.”. Представлявший проект Юрий Савенко пояснил, что “размер бюджетных расходов - около 77 миллионов рублей, но это по состоянию на 2008 год”. (Законопроект внесен почти год назад.) Комитет ГД по труду и соцполитике в своем заключении отметил, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приведены пояснения “относительно вдов военнослужащих-призывников, их численности и предполагаемых объемов расходов”.
При обсуждении Максим Рохмистров (ЛДПР) спросил: “У нас солдаты-срочники довольно часто погибают в армии, и это приобретает серьезную социальную окраску. Не считаете ли вы, что надо не “приравнивать”, а в несколько раз увеличить пособие за гибель солдата-срочника, чтобы государству стало невыгодно, когда его граждане, которые идут выполнять свой долг перед государством, гибнут при исполнении этого долга, не связанного с выполнением боевых действий?” Савенко ответил: “Конечно, установленная сумма - 5124 рубля - безусловно, очень маленькая, и к этому вопросу надо будет вернуться, дабы пенсия в случае гибели военнослужащего, срочной службы в том числе, была намного больше. Но это предмет рассмотрения уже при формировании нового бюджета, а не теперешнего. Предложено вопрос решить в принципе, потому что это несправедливо: если ты военный и у тебя погиб сын (призывник. - В.Б.), значит, ты не получаешь за него пенсию, а если ты гражданский, ты получаешь за него пенсию. Ну где логика?..” Заботливые они у нас. А за незыблемость бюджета горой встанут...
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
ДОСЬЕ
С января 2008 г. вступил в силу ФЗ № 319 - поправки к закону РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”. По нему уволенным с военной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение (то есть военным пенсионерам), которые являются родителями военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины (в том числе в связи с пребыванием на фронте, службой за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, служебных обязанностей), дано право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от получения другой пенсии. Иными словами, сейчас военные пенсионеры - родители погибших военнослужащих-призывников (не контрактников) права на одновременное получение двух пенсий - по случаю потери кормильца и по выслуге лет (по инвалидности) - не имеют.
Вместе с тем законом “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” (п. 3 ст. 3) родителям (не военным пенсионерам) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (кроме случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), с того момента, когда им установлена трудовая пенсия по старости (инвалидности) либо социальная пенсия, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий.
Таким образом, предоставление указанным категориям граждан различных мер соцзащиты в зависимости от вида их пенсионного обеспечения противоречит Конституции РФ, декларирующей принципы социального государства. Да и по мнению Конституционного суда подобная дискриминационная практика требует “запрета вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в сходных ситуациях)”.
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Валерий СЕЛЕЗНЕВ, депутат Госдумы РФ (ЛДПР):
- Несправедливость в ситуации с призывниками должна быть устранена. Сегодня существуют различия между семьями и родителями, вдовами погибших солдат-срочников, которые не получают ничего, никакой компенсации и не имеют права на пенсию, и родителями погибших контрактников. Это всегда, конечно, несчастье, трагедия, но срочник и обдуманно, сознательно пошедший на военную службу человек (контрактник) в случае гибели должны быть не просто “равнозначны”. Надо не уравнивать, а удесятерить по отношению к контрактникам выплаты семьям, вдовам погибших солдат-срочников, потому что тогда государство задумается с экономической точки зрения над тем, как быстрее перейти к реформированию армии.
Если война, то, действительно, здесь патриотизм, и всё. Но если это какие-то региональные конфликты, то там должны воевать солдаты-контрактники. Что касается наших срочников, которые, по официальным заявлениям, якобы только добровольно идут в горячие точки, - все понимают, что это лукавство. Во-первых, не все горячие точки у нас считаются официально таковыми. А во-вторых, солдат-срочник не хочет идти в эти горячие и холодные точки, признанные таковыми или не признанные, но у него нет выбора, потому что это добровольно-принудительный режим. Если он откажется от предложения комиссариата - военком просто ему скажет: “Иди туда, и всё”. Это несмотря на то, что это, может, не его война на Северном Кавказе. Если он родился в другом регионе, у него не настолько душа болит за те проблемы, которые связаны с терроризмом, насилием, экстремизмом и той жестокостью, которую мы там видим, чтобы идти туда воевать... А если он напишет отказ, ему скажут подобно тому, как 30 лет назад посылали в Афганистан: “Отказываешься? У тебя второй вариант: за уклонение от своей почетной обязанности - до семи лет”. Хотя на самом деле это - повинность. И сидят, думают и выбирают: “А что ж нам делать - то ли в тюрьму, то ли на верную гибель идти?”
Хотелось бы спросить всех этих профессиональных военных: рассматривали ли они этот вопрос с точки зрения матери, отца, жены, которая осталась вдовой? Во что мы оцениваем жизнь солдата-срочника? В каких-то 3 - 5 тысяч рублей. Наверное, через полгода-год, если уж “время всё лечит”, мать (отец, вдова) очнется от горя и пойдет в социальные ведомства, чтоб получать эти копейки, которые, наконец-таки, благодаря закону она сможет получать как дополнительную вторую пенсию по утрате кормильца. И ей там скажут примерно так: “У вас есть второй ребенок-кормилец, в законе это не предусмотрено, и поэтому будем считать пропорционально”. Или: “А у вас пять детей, извините, вы вполне себе можете одного потерять, и одну пятую часть вы получите”. Повторяю, вместо того чтоб уравнивать, надо удесятерять, дабы государству было выгодно содержать, воспитывать, обучать профессиональную, боеспособную контрактную армию, которая могла бы сознательно, в соответствии со своим статусом работать...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте