Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

Транспортная безопасность “по-российски”

Всех под арест

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект “Об обеспечении безопасности на транспорте”. В Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс вводится масса поправок запретительного характера. Как по отношению к работникам, так и “против посторонних”, в том числе и пассажиров. Впрочем, по данным источников “Солидарности” в ГД, статью о наказании сроком на 2 года за “блокирование транспортных коммуникаций” ко второму чтению могут смягчить...


УК дополнят статьей об ответственности за “несоблюдение требований обеспечения безопасности на транспорте” теми, кто должен за этим следить по должности. Если после такого нарушения обошлось без человеческих жертв, обвиненному в разгильдяйстве или вредительстве работнику грозит штраф до 80 тысяч рублей либо ограничение свободы до 3 лет с дисквалификацией. А если нарушение привело к жертвам, “стрелочника” посадят на срок до 7 лет. В проекте резко ужесточается уголовная ответственность за “незаконное вмешательство в работу транспорта”. Организаторам и участникам незаконных акций протеста на дорогах проект грозит штрафом в 100 тысяч рублей либо сроком заключения до 2 лет...

Представил законопроект палате статс-секретарь, замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. Разработка документа, по словам чиновника, “обусловлена необходимостью совершенствования юридических норм в части ответственности за невыполнение требований транспортной безопасности с учетом возрастания угрозы совершения терактов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, реализации международных требований безопасного функционирования транспортного комплекса, а также непрекращающимися фактами несанкционированного вмешательства в его деятельность”. По словам замминистра, сейчас “часть уголовных составов УК, касающихся правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и безопасной работы транспорта, предполагает в качестве квалифицирующего признака лишь причинение тяжкого вреда здоровью”. То есть больше вроде как и посадить не за что, а штрафы мизерные.

Единоросс Анатолий Иванов указал докладчику, что Комитет по вопросам свободы объединения МОТ, “основываясь на соответствующих конвенциях, считает установление уголовной ответственности за отказ от исполнения трудовых обязанностей, даже если это запрещено законом, избыточным правовым регулированием. Проблема обеспечения безопасности на транспорте в цивилизованных странах решается в ином порядке; по мнению комитета МОТ, в России надо законодательство о запрете забастовок привести в соответствие с международными нормами”. Аристов ответил несколько нервно: “Просил бы обратить внимание, что предлагается уголовная ответственность не за отказ от работы, а если этот отказ повлек человеческие жертвы, это разные вещи. У нас получается сегодня, что, когда диспетчер или машинист по халатности не выполнил свою работу и наступили последствия, он может быть привлечен к уголовной ответственности, а когда он осознанно отказался выполнять работу и погибли люди, ответственности формально нет. Поэтому наше общее требование - ответственность на транспорте как средстве передвижения повышенной опасности, чтобы транспорт был безопасным! А то, что в ряде стран забастовки на транспорте разрешены, думаю, никто не приветствует. Сам факт, что десятки тысяч людей иногда в угоду интересам определенных групп страдают от этой ситуации, - не лучший подход к регулированию трудовых отношений и не соответствует, наверное, даже и конституционным требованиям!”

Дискуссии по проекту практически не было. “Фракция большинства” вспоминала недавние теракты и катастрофы, депутаты от “оппозиции” сопровождали те же воспоминания сетованиями на отдельные недостатки и недоработки проекта. Подытожила обсуждение депутат от СР Татьяна Москалькова: “Мы поддержим данный очень сложный законопроект при условии его доработки. Пока непонятно мнение органов внутренних дел в плане их готовности к исполнению этого закона. Поскольку вводятся такие серьезные дополнительные квалифицирующие признаки по обеспечению транспортной безопасности, охраны объектов транспортной инфраструктуры, хотелось бы ко второму чтению получить более четкие заключения специалистов из непосредственно правоохранительной системы, которая и будет исполнять этот закон”.

Вадим БАРАБАНОВ


ДОСЬЕ

Большинство поправок направлены на ужесточение наказания за нарушение требований безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также за незаконное вмешательство в работу транспорта. Предлагается дополнить ст. 263 и 267 УК дополнительным квалифицирующим признаком - “причинение крупного ущерба” (в размере, превышающем 500 тысяч рублей). А также включить в состав ст. 263 новый квалифицирующий признак - “отказ от исполнения своих трудовых обязанностей” лицом, призванным обеспечить соблюдение требований транспортной безопасности в силу своих должностных обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом и повлек тяжкие последствия.

Также предлагается ввести уголовную ответственность за умышленное приведение в негодность транспортных средств (путей сообщения) независимо от последствий таких деяний. Напомним, сейчас ответственность за это наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба. Глава 27 УК “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта” дополняется новой статьей “Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры”, за нарушение которой назначается штраф в размере 80 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до 3 лет. А если это повлекло по неосторожности смерть человека - лишение свободы на срок до 5 лет с дисквалификацией. Предлагается также в части первой ст. 281 “Диверсия”, содержащей обобщенное понятие “стратегических” объектов транспорта, к “предприятиям и сооружениям” добавить “объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств”. Из-за внесения целой батареи поправок в УК соответствующие изменения, уточняющие подследственность и подсудность новых составов (или их квалифицирующих признаков), запланированы и в Уголовно-процессуальный кодекс.

Одновременно предлагается резкое усиление административной ответственности за различные формы незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса. Также расширяются возможности в административном порядке приостанавливать деятельность юрлиц и предприятий в случае нарушения ими требований транспортной безопасности. Ужесточена административная ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте. В КоАП вносятся соответствующие изменения, определяющие вновь вводимые составы и изменения в них. Также устанавливаются жесткие санкции за невыполнение субъектом транспортной инфраструктуры в установленный срок законного предписания (требования) уполномоченного органа исполнительной власти. Устанавливается административная ответственность за непредставление (несвоевременное представление) субъектом транспортной инфраструктуры в госорган (должностному лицу) информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах. В рамках КоАП усилят ответственность в части увеличения размера штрафов за действия, угрожающие транспортной безопасности. Так, кодекс дополнят новым положением, по которому за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности полагается наложение штрафа на граждан от 3 до 5 тысяч рублей (на юрлиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за повторное нарушение).


МНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ

Игорь ЭДЕЛЬ, депутат ГД (КПРФ):


- С некоторыми нормами законопроекта о транспортной безопасности нельзя согласиться. Кто может пострадать от принятия данных поправок? Прежде всего работники транспортной инфраструктуры, своими действиями по неосторожности причинившие материальный ущерб транспортному предприятию. Раньше они могли быть осуждены, если такие действия повлекли вред здоровью человека, а теперь поправки перекладывают на работников транспорта всю ответственность за гипотетические потери. На примере недавних трагических событий можно предположить, что причиненный материальный вред, если сильно захотеть, можно списать на каких-либо сотрудников, которые нарушили ряд инструкций. Кто-то не там находился, не туда смотрел, не произвел каких-то действий. Они, может, и не повлияли бы на ход событий, но по формальным признакам после принятия данного закона можно всегда найти стрелочника.

Кроме того, данный закон после принятия закроет возможность трудовым коллективам транспортных предприятий легально бороться за свои права. Любая, даже правильно организованная акция протеста ставится вне закона, и материальный ущерб переложат на плечи участников, а скорее всего, на лидеров данных протестных действий. Могут пострадать после принятия данного проекта и законопослушные граждане, доведенные до отчаяния. Статья о незаконном вмешательстве в работу транспортного комплекса работает прямо против них. Когда все обращения оставались без внимания, от безысходности они перекрывали железные дороги и автомагистрали, используя это как последний аргумент быть услышанными (и после разбирательств правда всегда была на стороне протестующих, как в Пикалево). Теперь это будет наказываться. Кстати, стихийные протесты в основном происходят из-за цен на услуги ЖКХ, а с ними что сейчас творится?! Вмешательство каких-то хулиганов или террористов в работу транспорта получает надлежащую правовую оценку и в действующем законодательстве, а эти поправки прямо направлены против законопослушных россиян.

Разработчики ссылаются на то, что в развитых странах есть аналогичные статьи законов, но там не задерживают безнаказанно зарплату месяцами, а за услуги ЖКХ если и платят половину дохода, то это абсолютно другой уровень услуг и зарплат!


Владимир ГРУЗДЕВ, депутат ГД (ЕР):

- Что касается норм об ответственности за отказ от исполнения своих трудовых обязанностей, то это связано с исполнением функциональных обязанностей. И таких жизнеобеспечивающих функций и служб у нашего государства много - это действия сотрудников милиции, пожарных, службы чрезвычайных ситуаций и скорой помощи. В этих случаях, действительно, должна действовать ответственность, если человек отказывается в экстренных ситуациях исполнять свои обязанности. Но ряд положений законопроекта о транспортной безопасности требует дополнительного обсуждения с учетом мнения граждан, профсоюзных и общественных организаций. Например, в действующем законодательстве не определено такое деяние, как “блокирование транспортных коммуникаций”, что может повлечь трудности с трактовкой ст. 267 УК при правоприменительной практике.

Помимо этого, подобные правонарушения, за исключением тех, что повлекли тяжкие последствия для здоровья человека либо его смерть, и сейчас вполне эффективно регулируются действующими нормами Кодекса об административных правонарушениях. И, как правило, подобные правонарушения совершают не террористы, а люди, которым в течение долгого времени не выплачивают зарплату, либо обманутые дольщики, потеряв надежду, выходят на дорогу. Если зарплату у нас теперь выплачивают регулярно, то количество обманутых инвесторов, к сожалению, не снижается, и ряд недобросовестных застройщиков жилья годами не завершают свои стройки и фактически подводят людей под действие УК. Замечаний по проекту немало, и соответствующие нормы ответственности более четко должны быть сформулированы при подготовке ко второму чтению. В принципе с представителями правительства мы этот вопрос обсуждали, и понимание есть.


Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика