На прошлой неделе председатель думского комитета по труду и социальной политике, зампред ФНПР Андрей ИСАЕВ подвел некоторые итоги работы власти за полгода "в свете социальной политики государства". И отдельно остановился на результатах работы Госдумы в весеннюю сессию.
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
Как заявил Андрей Исаев, "государство продолжило активно реализовывать серьезную социальную политику, несмотря на последствия социально-экономического кризиса, которые в полной мере преодолеть не удалось". Глава комитета ГД по труду и соцполитике считает, что и в целом "правительство справляется с основными социальными задачами". По его словам, "отрадно, что доходы федерального бюджета оказались выше прогнозируемых, и вновь появившиеся средства будут целевым образом направляться в первую очередь на выполнение социальных программ и решение социально-значимых вопросов".
При этом главу комитета по труду несколько тревожит ситуация, сложившаяся на рынке труда. И хотя наметилась "тенденция к плавному снижению уровня безработицы" (регистрируемого по методике МОТ), уровень безработицы по-прежнему высокий - примерно 8% экономически активного населения. А в ряде регионов наблюдается тенденция к хронической, застойной безработице. Там люди, ищущие работу свыше одного года, составляют около 30% от общего числа зарегистрированных на бирже труда. По мнению депутата, это означает, что ряд действий региональных властей по созданию новых рабочих мест и политика занятости уже малоэффективны, и пора перестраивать работу в этом направлении. Сегодня регионы, осваивая выделенные на занятость средства, пытаются прежде всего создавать временные рабочие места, но многих региональных руководителей пора переориентировать на долгосрочную, а не краткосрочную занятость, чтобы "создавались постоянные места, выплачивались стипендии на создание новых предприятий и создание новых рабочих мест". Имеется в виду "выплата стипендий тем, кто открыл свое дело, и выплата дотаций тем, кто создает новые рабочие места", а также "переквалификация работников, оплата переезда на новое место работы". Для этого необходимы "перестройка работы и правительства, и региональных властей". А именно - "усиление полномочий федеральных органов по отношению к региональным по вопросам занятости".
Зарплаты бюджетникам и МРОТ надо повышать, считает Исаев: "Осенью ждем предложений правительства об увеличении МРОТ и повышении зарплат работникам бюджетной сферы. Напомню, что в докризисный период было принято решение, что МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму трудоспособного человека по состоянию на последний квартал предшествующего года. В кризис трудно было повышать МРОТ - основной задачей было сохранять рабочие места и стабильность предприятий. Однако теперь пора вернуться к этому вопросу: полагаю, до конца этого года МРОТ следует повысить". Таким образом, "увеличение реальных денежных доходов населения станет последовательным и логичным шагом, направленным на преодоление последствий кризиса, поскольку позволит восстановить покупательную способность граждан, и это окончательно обозначит, что кризис преодолен. Для этого государству нужно направить средства на повышение зарплат в бюджетной сфере и обеспечить повышение денежного довольствия военнослужащих". По мнению депутата, такие шаги "подтолкнут и частных работодателей к росту зарплат. Как следствие - вырастут доходы населения и покупательная способность".
А в общем, по мнению Исаева, проводимая правительством при поддержке парламентского большинства социально-экономическая политика, прежде всего в социальной сфере, в первом полугодии "показала свою эффективность". И "несмотря на принятые серьезные и важные решения в социальной сфере, уже реализуемые исполнительной властью, осуществление подобных решений продолжилось в весеннюю сессию". Так, именно на первое полугодие "пришлась реализация задач, связанных с продолжением пенсионной реформы. Это выполнение ряда важнейших решений в пенсионной сфере". Прежде всего - "валоризация пенсий", то есть переоценка пенсионных прав, и "повышение пенсий пенсионерам, заработавшим свой стаж в советское время". Кроме того, "было принято и реализуется решение об обеспечении каждому пенсионеру общего совокупного дохода не ниже прожиточного минимума в том субъекте Федерации, в котором он проживает". Иными словами, "ни один пенсионер не получает пенсию ниже величины прожиточного минимума соответствующего региона; положенная при этом доплата установлена либо субъектом Федерации, либо федеральным бюджетом, в зависимости от величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ по отношению к общесредней его величине". Одновременно "было выполнено важное решение - переход от единого социального налога (ЕСН) к системе страховых взносов. Процесс идет благополучно, срывов в связи со сбором взносов мы не обнаружили. В этом смысле дефицит Пенсионного фонда и других внебюджетных социальных фондов не увеличился, и мы отмечаем в целом позитивную динамику".
О РАБОТЕ ПАРЛАМЕНТА
Как сообщил Андрей Исаев, в ходе весенней сессии Госдумой принят ряд важнейших социальных решений: "Особо отмечу несколько наиболее важных и значимых законопроектов. Было принято важнейшее решение по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В год 65-летия Победы мы приняли закон, в соответствии с которым ветераны ВОВ, а также вдовы умерших или погибших инвалидов ВОВ получили право на улучшение жилплощади независимо от их материальной нуждаемости и вне зависимости от того, встали ли они в очередь, которая была образована до 2005 года, или нет. То есть эта задача решена в расширенном варианте - не только для тех, кто стоял в очереди, но и для тех, кто заслужил это право, но не сделал каких-то организационных шагов. Соответствующее решение принято, дополнительные средства из федерального бюджета выделяются. Мы надеемся, что до конца этого года данная программа будет исполнена в полном объеме. Это выполнение нашего долга перед старшим поколением".
Кроме того, "очень важный шаг сделан в решении проблем работников угольной промышленности, - отметил Исаев. - Как известно, шахтеры уходят на пенсию досрочно. При их высоких заработках пенсии составляют ниже 40% от зарплаты. Поэтому принят законопроект о дополнительном пенсионном страховании шахтеров. Работодатели, владельцы шахт будут платить взносы в Пенсионный фонд в размере 6,7% от фонда оплаты труда. И эти деньги будут направлены на установление доплат шахтерам, что позволит им получать пенсии не ниже 40% от заработка".
"Важное решение было принято в сфере занятости населения (хотя оно, может быть, не так быстро скажется), - продолжил Исаев. - Это закон, который обязывает правительство сформировать орган (или поручить какому-то органу, скорее всего Минздравосоцразвития) по прогнозированию ситуации на рынке труда". Разработан и принят этот закон потому, что "в 90-е годы такое прогнозирование не велось в принципе - господствовала точка зрения, что рынок все определяет сам. Из-за этого отсутствовали прогноз по специалистам и какая-либо профориентация молодежи, отчего огромное число молодых людей стали получать специальности и профессии, которые в будущем просто не будут востребованы. Был момент, когда все хотели стать юристами и экономистами, без учета того, насколько востребованными будут эти специальности. Теперь мы перешли к работе, нацеленной на гибкую, с учетом потребностей рынка и реального спроса работодателей на молодежь, профориентацию. Мы обязываем государство осуществлять постоянное прогнозирование на рынке труда, которое даст возможность вести более активно пропаганду определенного рода профессий, чтобы снизить напряженность на рынке труда. То есть сегодня правительство берет на себя обязательство проводить соответствующий мониторинг и в связи с ним проводить профориентацию молодежи. Это будет способствовать снижению безработицы и росту занятости".
Исаев уделил внимание ратификации Госдумой сразу трех конвенций МОТ по защите прав работающих граждан: № 135 (о представителях трудящихся на предприятиях), № 154 (о содействии коллективным переговорам) и № 132 (об оплачиваемых отпусках). Исаев заявил, что введение конвенций в российское правовое поле не потребует изменения законодательства - "это международный контроль соблюдения социально-трудовых прав в РФ. Конвенции дают дополнительную защиту работникам и ни при каких обстоятельствах не позволят государству уйти от данных им социально-трудовых гарантий".
В связи с этим очень важна ратификация Конвенции МОТ № 135, суть которой - в комплексе норм по защите прав представителей трудящихся на предприятии. "К сожалению, в этом году вступило в законную силу решение Конституционного суда, - напомнил Исаев, - который счел 374-ю статью ТК, где говорится о защите профактивистов от увольнения, в определенной части не соответствующей Конституции. Теперь 135-я Конвенция МОТ ориентирует нас на другие пути решения этой проблемы, на то, чтобы мы создавали условия для защиты профактивистов. На то, чтобы вместо недействующей части статьи 374 ТК ввести новые нормы, которые защитили бы права профактивистов. И мы будем настаивать на том, чтобы Конвенция № 135 была реализована в полном объеме. Мы рассчитываем в осеннюю сессию внести новую редакцию 374-й статьи ТК, которая в случае возникновения спора при увольнении профактивиста будет нацеливать на разрешение этого спора через суд. Мы считаем этот подход правильным, но не противоречащим позициям КС".
Наибольшее количество споров вызвала конвенция об отпусках, заметил глава комитета по труду и соцполитике: "Дело в том, что конвенции МОТ обычно носят обтекаемый характер, а в этом документе названы конкретные цифры: минимальный размер отпуска - 21 день. Согласно же Трудовому кодексу минимальный размер отпуска в РФ - 28 рабочих дней. А возможности разделения отпуска ограничены тем, что не менее 14 дней должна составлять его неразделяемая часть, ограничены возможности переноса отпусков... Хочу всех успокоить: конвенция полностью соответствует ТК, и никаких изменений положений, которые существуют в нем сейчас, не потребуется. У нас уже более высокие стандарты, чем установленные конвенцией. 28 календарных дней - минимальный размер отпуска, к нему громадное количество наших граждан, работающих во вредных, опасных условиях, в особых условиях труда, приобретают право на дополнительные отпуска. Например, все, кому установлен ненормированный рабочий день, имеют право на дополнительный отпуск не менее 3 рабочих дней в году. Все эти нормы сохраняются".
"В связи с этим может возникнуть вопрос, зачем вообще надо было эти конвенции МОТ принимать. Ответ очевиден: мы входим в систему международных соглашений и договоров, ратификация этих конвенций будет гарантией того, что соответствующие положения в российском законодательстве не могут быть ухудшены... Кроме того, мы ставим себя под контроль международных организаций. Россия должна будет ежегодно предоставлять МОТ отчет о реализации данных конвенций. И если какое-либо объединение профсоюзов или работодателей сочтет, что конвенции нарушаются, этот вопрос может быть рассмотрен МОТ. Этот дополнительный контроль, которому Россия добровольно себя подвергает, сказывается позитивно на нашем имидже и будет способствовать развитию наших внутренних социальных систем. Повторяю: конвенции задают минимальный уровень гарантий, от которых государство отступить не может, поэтому они никак не могут ухудшить то положение, которое существует сегодня. Наоборот, они гарантируют, что даже если национальное законодательство будет изменено в худшую сторону, все равно будут действовать прямые нормы конвенций, которые гарантируют положенный минимум".
"СИЕСТА" - НЕ НАШ МЕТОД...
Исаева попросили прокомментировать предложение главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко изменить график работы и увеличить обеденный перерыв в связи с жарой. "Этот вопрос должен регулироваться коллективными договорами и соглашениями по итогам переговоров, но никаких специальных нормативных изменений быть не может, - ответил Исаев. - Потому что работники трудятся в совершенно разных условиях. Если человек живет по соседству с местом работы, как в итальянских или испанских городах, то для него такой послеобеденный отдых нормален. Но если вы живете, работаете в таком мегаполисе, как Москва, где постоянные дорожные пробки, то увеличение обеденного перерыва вызовет еще большие проблемы на дорогах. И у нас есть возможность работнику и работодателю сесть и договориться в рамках коллективных переговоров. Так что в целом это вопрос частного характера, то есть увеличение послеобеденного отдыха возможно только в случае, если работодатель и работник об этом договорились".
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте