ФСБ получит право проверять граждан "на безопасность для государства" постоянно и бессрочно. В Госдуму группой депутатов-единороссов внесен законопроект, авторы которого предлагают убрать из действующего законодательства норму о десятидневном сроке проверки информации о гражданине до вынесения предостережения.
Депутаты фракции "Единая Россия" Москалец, Плигин и Владимир Васильев внесли в Госдуму поправку к ст. 13-1 закона "О федеральной службе безопасности". Ее разработка продиктована благими намерениями: по мысли авторов, "при применении на практике" недавно узаконенного порядка санкций к неблагонадежным может произойти "нарушение прав лица, в отношении которого принимается соответствующая мера воздействия".
Напомним, теперь сотрудники ФСБ могут объявлять любому гражданину "официальное предостережение" (обязательное для исполнения) фактически за любые действия, которые они сочтут "создающими условия для совершения экстремистских преступлений". В законодательство вводится также норма об административной ответственности за неповиновение законному распоряжению (требованию) сотрудника ФСБ или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, а также о наказании гражданина за игнорирование предостережения...
Что касается процедуры, то сейчас по ст. 13-1 закона о ФСБ руководитель органа ФСБ или его заместитель (уполномоченные объявлять гражданину официальное предостережение о недопустимости его действий) за 10 дней с момента получения сведений о совершении физлицом таких действий "по результатам проверки принимает решение об объявлении данному лицу официального предостережения". (Речь идет о действиях, "создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ".) Оказалось, этого недостаточно. По мнению авторов, "учитывая всю серьезность и государственную значимость правоотношений в сфере защиты государственной безопасности, установленный в действующем Федеральном законе десятидневный срок, в течение которого принимается решение об объявлении официального предостережения, представляется недостаточным".
Законопроектом предлагается установить, что руководитель органа ФСБ или его зам, имеющие право объявлять предостережение гражданину, "в течение 10 дней после проверки полученных сведений о совершении физическим лицом указанных действий" принимают решение об объявлении лицу официального предостережения. (Не позднее чем через пять дней "со дня принятия указанного решения официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу".) Соответственно, проверку и вразумление подозрительного гражданина можно проводить сколь угодно долго и под любым предлогом - срок-то не оговорен...
Кстати, характерный для нынешней модели взаимодействия "законодателей и правоохранителей" обмен мнениями случился 9 сентября на расширенном заседании комитета ГД по безопасности, на котором обсуждался репрессивный правительственный законопроект о расширении понятия государственной тайны и ужесточении режима для ее "носителей" (см. "Солидарность" № 30, 2010). Авторы инициативы подают проект как рамочный и предполагают, что конкретика будет содержаться в издаваемых позже нормативных актах. В ответ на просьбу вице-спикера ГД Любови Слиски пояснить, какими они будут и станут ли депутатов с ними хотя бы знакомить предварительно, замдиректора ФСБ Юрий Горбунов удивился: "Непонятно, а на основании какой статьи регламента основывается такая просьба? Разве в регламенте Думы существуют положения, в соответствии с которыми разработчики должны представлять проекты указов президента в Думу? Я такого не видел и просьбы такой не получал". Тогда просьбу осмелились повторить, и чиновник принял ее к сведению.
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Рисунок Олега СДВИЖКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте